Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

В децентрализации бюджета нужно быть смелее!

13.11.2014 13:14

"РФ-сегодня"

В децентрализации бюджета нужно быть смелее!

«Если сравнить с предыдущими годами, можно увидеть определённую положительную динамику в децентрализации бюджетных доходов, — отметил заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, комментируя проект федерального бюджета на предстоящий трёхлетний период. — Доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объёме доходов бюджетной системы страны увеличится с 27,7% в 2014 году до 28,0% в 2017 году, в то время как доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы сократится.
В денежном эквиваленте в региональных бюджетах тоже «прибудет»: 10 709,9 млрд. руб. вместо 8 760,8 млрд. руб. Но оценивая данный факт, нужно ориентироваться и на другие показатели. Во-первых, на расходную часть. На регионы сильно возросла и продолжит расти финансовая нагрузка. Например, по возврату ранее предоставленных бюджетных кредитов. Кроме того, сказываются непростые макроэкономические условия. Поэтому итоговое сальдо между доходами и расходами всё равно будет отрицательным.
Во-вторых, на структуру региональных бюджетов. Межбюджетные трансферты в составе доходов консолидированных бюджетов Российской Федерации в 2015-2017 годах возрастёт, что явно указывает на трансфертную природу увеличения средств в региональных бюджетах. Определённый процент финансовой помощи из центра в регионы (выдаваемой в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности), конечно, приходится на поддержку новых субъектов — Крыма и Севастополя. Это надо учитывать.
В законопроекте пока ещё сохраняется тренд на централизацию бюджетных средств. Доля доходов федерального бюджета в доходах бюджетной системы Российской Федерации составит в 2015-2017 годах 52,5%, 51,7% и 50,0% соответственно. Согласен, что общеэкономическая конъюнктура задаёт определённые — в данном случае низкие — темпы разукрупнения бюджетных доходов, о необходимости которого речь ведётся все последние годы. Эксперты образно называют предпочтительную бюджетную конфигурацию «пирамидой»: более широкое, прочное основание — это регионы и муниципалитеты, то есть нижние управленческие уровни, а верхушка — федеральный центр. Именно так по логике должны распределяться доходы. Каждый шаг по расширению этого основания за счёт усечения верхушки должен быть взвешенным. Ведь сейчас все доступные финансовые ресурсы мобилизуются для выполнения основных посылов Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и подготовленных по его итогам Поручений, для реализации государственных и федеральных целевых программ, для развития ключевых стратегических направлений публичной жизни, за которые ответственна федеральная власть.
Важно выработать комплекс мер, которые минимизируют последствия общеэкономических негативных явлений для регионов и муниципалитетов. Даже в сегодняшних условиях расширение собственной доходной базы субфедеральных административных единиц, регионов и муниципалитетов, возможно! Нужно просто подойти к решению данного вопроса с большим стремлением и, если хотите, большей смелостью. Прежде всего нужно децентрализовать ряд федеральных налогов и отменить некоторые льготы, установленные федеральным законодательством для отдельных категорий юридических и физических лиц.
Стоит пересмотреть и крен трансфертной политики. Структура и целевая направленность межбюджетных трансфертов показывают, что их основная доля направлена на обеспечение текущих расходов субъектов Российской Федерации. Однако при сохранении преимущественной роли межбюджетных трансфертов текущего характера субъекты Российской Федерации, имеющие низкий уровень экономического потенциала, будут продолжать оставаться крайне зависимыми от финансовой помощи из федерального бюджета и недостаточно заинтересованными в самостоятельном экономическом развитии своих территорий. Нужно продолжить работу по достижению оптимального баланса между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и созданием стимулов для экономического роста, а также увеличения налогового потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и снижению уровня их дотационности.
Нужно, кроме того, усилить поддержку отдельных территорий — точек роста: свободных экономических зон, наукоградов, закрытых административно-территориальных образований, особый статус которых обусловлен проведением в их границах научных разработок. Это послужит не только непосредственно целям их развития, но и «оздоровлению» экономики всей страны.
В заключении хотелось бы отметить принципиальный позитивный момент представленного проекта бюджета. В нём отражено явственное снижение доли доходов и расходов федерального бюджета по отношению к объёму валового внутреннего продукта к 2017 году до 18,4% и 19,0% соответственно, что обозначает гармонизацию объёмов денежной массы и производимых материальных благ. Это хороший знак!»
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3911