Реализация нефтегазовых шельфовых проектов требует дополнительного правового регулирования
Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» требует совершенствования. Об этом заявил на заседании секции экономического развития Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, член Совета Федерации Игорь Зуга.
В своем выступлении сенатор проанализировал законодательство, которое регулирует отношения недропользователей, исполнителей и государства при осуществлении проектов на континентальном шельфе. Игорь Зуга акцентировал внимание в первую очередь на том, что существующее ныне правовое регулирование не позволяет России эффективно осваивать Арктику, ее нефтегазовые ресурсы.
Существующий закон о шельфе был принят в 1995 году, однако существенные изменения, регулирующие хозяйственную деятельность на шельфе, были внесены в него в 2008 и 2013 гг.
Практика работы российских компаний на шельфовых проектах выявили, по словам Игоря Зуги, значительные пробелы и несовершенства закона. Так, до сих пор не решены вопросы имущественного статуса и относимости объектов на шельфе к объектам капитального строительства, не приняты нормативные правовые акты, регулирующие разработку проектной документации на установки и сооружения, отсутствуют нормы проектирования для такого рода объектов, нет нормативов по вводу их в эксплуатацию. В развитие существующего закона о шельфе не принят ряд подзаконных актов, что делает невозможным эффективное его исполнение. Нет порядка регистрации таких сложных объектов, как ледовые платформы и иные сооружения, не принята методика расчета финансового обеспечения, осуществления мероприятий плана предупреждения и ликвидации розливов нефти. Отсылка к порядку создания, эксплуатации сооружений и иных объектов на шельфе к международным актам усложняет процесс для его исполнителей.
Сенатор отметил также организационные сложности, связанные с порядком пересечения Государственной границы России для российских воздушных судов и персонала по маршруту «берег — буровая платформа». Несмотря на правовую возможность для РФ распространить свой суверенитет на искусственные острова и сооружения, формально российские федеральные законы в области миграционных правил в настоящее время не распространяются за пределы сухопутной и морской территории страны, то есть не охватывают континентальный шельф. Введение упрощенного порядка пересечения Государственной границы в данном случае, уверен сенатор, может многократно сократить затраты времени и материальных ресурсов на неоднократное прохождение пограничного и других видов контроля при пересечении границы.
Завершая выступление, Игорь Зуга сделал ряд предложений по совершенствованию закона о шельфе. В частности, необходимо решить вопросы, связанные с определением имущественного статуса объектов, создаваемых на шельфе, установить единый надзорный орган в сфере надзора за их строительством и эксплуатацией, дополнить законодательство нормами о вводе в эксплуатацию установок, сооружений, а также разработать порядок регистрации прав на данные объекты и ряд других.
Пресс-секретарь Члена СФ И.М. Зуги