«Национализации элиты» придается системность

"РФ-сегодня"

«Национализации элиты» придается системность

За 9 месяцев 2014 года за коррупционные преступления в России осуждены более 8 тысяч человек, сообщил на недавней пресс-конференции глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов. По его словам, значительно выросло число чиновников, которые добровольно заявляют о том, что их пытаются склонить к нарушению закона. За этот же период следователи рассмотрели 32,5 тысячи «коррупционных» сообщений, по которым было возбуждено свыше 21 тысячи уголовных дел. О законодательных изменениях в борьбе с мздоимством рассказывает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Хож Магомед Вахаев («Единая Россия»).
В 2013 году глава Российского государства Владимир Путин объявил курс на борьбу с чиновниками-коррупционерами, невзирая на их статус. Хочу напомнить его слова: «Мы и дальше будем самым серьезным образом, вне зависимости от должности и партийной принадлежности, с корнем вырывать эту заразу. Пусть все об этом знают…» В декабре того же года подписал указ о создании профильного Управления Президента РФ, а в апреле нынешнего утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Тем самым борьбе с коррупцией была придана системность и непрерывность. В ряду главных задач в этом направлении стоит создание эффективной законодательной базы. И можно сказать, наше антикоррупционное законодательство постоянно обновляется.
Буквально в эти дни Государственная Дума приняла в окончательном чтении президентский закон, который запрещает открывать и иметь счета, хранить денежные средства и ценности в иностранных банках всем чиновникам, причастным к подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности страны. Напомню, до сих пор такой запрет касался ограниченного круга лиц — руководства страны, генеральной прокуратуры, Центрального банка, госкорпораций и тех федеральных чиновников, которых назначают президент, правительство или генпрокурор. Теперь список существенно расширяется. Речь идет о чиновниках всех уровней федеральной и региональной власти, а также госкорпораций и тех организаций, которые действуют по специальным федеральным законам. Конкретный перечень должностей, а также критерии отнесения к «запретному» списку будут установлены Президентом.
Кроме того, на данную категорию лиц распространяется требование представлять сведения о расходах, как своих, так и супругов, несовершеннолетних детей в том случае, если общая сумма сделок, совершенных в течение года, превышает общий семейный доход за три последних года. В настоящее время госслужащие должны отчитываться, если сумма только одной сделки превышает доход за последние три года. Сведения о доходах и расходах обязаны будут представлять кандидаты на любые государственные должности. Это означает, что контроль будет осуществляться по всему имуществу и сделкам лиц, которые замещают государственные должности. Законодательные изменения наделяют прокуроров правом обращаться в арбитражные суды с исками об истребовании государственного и муниципального имущества из незаконного владения.
Новая схема отчетности вступает в силу с 1 января 2015 года и устанавливает единую форму справки о доходах и расходах. В ней вводится новая графа — «сумма поступивших средств», которая заполняется, если общая сумма поступлений превышает общий доход семьи за три года. Таким образом, чиновники впервые будут предоставлять информацию о движении денежных средств по счетам в кредитных организациях. Кроме того, урезается с трех до одного месяца срок для исправления сведений о доходах и об имуществе.
Еще одно новшество принятого документа — законодателям Федерального Собрания, государственным гражданским и муниципальным служащим запрещается участвовать в управлении хозяйствующими организациями за исключением жилищных, гаражных, садоводческих, огороднических, дачных кооперативов, товариществ собственников недвижимости и профсоюзов, зарегистрированных в установленном порядке. Сотрудникам полиции и органов внутренних дел вменяется в обязанность сообщать о любых попытках склонить их к коррупционным действиям. Прописаны основания для увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с утратой доверия. В частности, руководитель, которому стало известно о возникновении у его подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в случае непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Нередко в СМИ возникают вопросы: как будут проверяться представленные сведения? В следующем году, как ожидается, появится единая электронная система, которая облегчит анализ подаваемых чиновниками деклараций о доходах и расходах. Она позволит в автоматическом режиме сопоставлять данные за несколько лет и выделять те моменты, где наблюдаются значительные различия в уровне дохода или в объеме имущества чиновника. Напомню, что поступившие сведения обрабатываются специальными управлениями по противодействию коррупции на различных уровнях и размещаются в открытом доступе в целях установления абсолютно прозрачной системы мониторинга и обеспечения антикоррупционного поведения. Сейчас структуры администрации президента анализируют более 10 тысяч деклараций госслужащих высокого уровня. Серьезнейшее внимание уделяется не только проверке деклараций о доходах и расходах, но и выявлению возможного конфликта интересов. Особо тщательно проводятся расследования в тех случаях, когда есть основания полагать, что бюджетные средства, например, получает аффилированная с чиновником структура.
Бурная дискуссия идет вокруг статьи 20 известной Конвенции ООН против коррупции. Звучат упреки в том, что статья 20, якобы, была изъята при ратификации. Следует уточнить: Конвенция ратифицирована в полном объеме, где положения пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции ООН против коррупции» являются заявлением о толковании. Статья 20 появилась в Конвенции в связи с позицией делегации одного из государств Южной Америки по причинам внутриполитического характера. И содержит ряд ограничений: в следовании своей Конституции, в соблюдении основополагающих принципов правовой системы… То есть статья 20 не носит императивного характера. В силу этого многие страны не имплементировали ее в свое уголовное законодательство — Бельгия, Финляндия, Португалия, Дания, Норвегия, Франция, США, Швеция.
Не существует разумного варианта имплементации положений статьи 20 в уголовное законодательство и нашей страны из-за положений о вине и презумпции невиновности. Уголовное законодательство России уже содержит в себе конфискацию имущества, в том числе и по коррупционным составам. Более того, оно позволяет конфисковывать имущество не только у лица, совершившего коррупционное преступление, но и у третьих лиц. Обращаю Ваше внимание на Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который позволяет изымать имущество чиновников и вне уголовного судопроизводства.
Журналисты законодательные инициативы, ограничивающие госслужащих в праве иметь за рубежом недвижимость и счета, метко назвали законом «о национализации элиты». И нередко спрашивают: произошла ли она? На мой взгляд, это абсолютно правильное направление работы, которое следовало начать много раньше. Но, учитывая нынешнее постоянно нарастающее давление со стороны отдельных зарубежных стран в отношении руководства государственных органов власти, видных общественных и политических деятелей, попытки нанести ущерб отечественной экономике, обороне и безопасности, суверенитету Российской Федерации, «национализация элиты» должна продолжаться, но с учетом защиты государственных служащих от возможных провокаций.
Я разделяю мнение своих коллег о том, что в условиях глобальной конкуренции западные санкции в отношении России являются элементами международной коррупции. А она, в свою очередь, способствует международному экстремизму и терроризму, подтверждением чего может быть недавняя террористическая атака на Грозный. В результате ее, как известно, погибли 14 и ранены 28 правоохранителей. Глава Чечни Рамзан Кадыров призвал сносить дома родственников террористов, а их самих выдворять за пределы республики. Всецело поддерживаю его позицию. Для ее законодательного обоснования депутаты начали готовить соответствующий законопроект.
Пришло время ужесточить меры по борьбе с террористами, а то они слишком вольготно себя чувствуют. Родители и родственники тех, кто совершил теракт, должны, как это принято во многих странах, нести полную ответственность за содеянное преступление. Все родственники хорошо знают, что творят их мужья, жёны, сыновья и дочери. Они совместно проживают. Мы провели мониторинг и выяснили: люди, которые совершают преступления, например, на дорогах, где высаживают водителей и пассажиров из машин, убивают и забирают их имущество, деньги, потом на этом же транспорте приезжают домой. Родитель не может не знать, откуда появилась машина или новые вещи, скажем, у их сына, тем более, если он не работает. Семья и родственники, заподозрив человека в разбое, и уж тем более в терроризме, должны немедленно бить тревогу и использовать все возможные средства, чтобы спасать его, а не покрывать, должны обращаться в правоохранительные органы, в религиозные организации. Победить зло коррупции и терроризма можно, лишь обеспечив всем миром неотвратимость наказания.
Просмотров 3605

17.12.2014 12:52