Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Историк моды Александр Васильев с лекцией в Госдуме

01.10.2014 00:42

"РФ-сегодня"

Историк моды Александр Васильев с лекцией в Госдуме

историк моды Александр ВасильевВ рамках цикла лекций, приуроченных к Году культуры в Российской Федерации, в Государственной Думе выступил искусствовед, историк моды Александр Васильев.
Член Комитета Госдумы по культуре Мария Максакова-Игенбергс представила Александра Васильева как историка моды, почетного члена Академии художеств, художника, оформившего более 100 постановок в 25 странах мира, ведущего популярного цикла передач «Модный приговор», лектора, читающего свой курс на четырех языках, выразив благодарность за богатую многостороннюю деятельность.
В своей лекции А.Васильев артистично и наглядно отразил свое видение русского стиля в различные исторические периоды развития России, иллюстрируя страницы отечественной истории моды уникальными фотографиями и рисунками украшений и костюмов, характерных для представителей всех сословий, и другими яркими «свидетелями» времени.
Раскрывая тему «Русский стиль в моде», А.Васильев начал с тезиса, что «поскольку Россия сегодня находится на перепутье своих дорог», то «стиль и мода, являются безусловным и прекрасным отражением действительности». Мода, по словам мэтра, всегда была зеркалом истории, а русский стиль в моде «претерпевал множество различных изменений».
Поскольку на протяжении долгого времени, до 17 века, российская портретная живопись не существовала, то и российские костюмы были отражены в воспоминаниях иностранных путешественников.
Демонстрируя гравюры 17 века, А.Васильев заявил, что костюм этого периода был подвержен тюркскому влиянию, с одной стороны, и европейскому, приходившему в Россию через приграничные страны, такие как Литовское княжество, с другой. А поскольку ткани в стране производилось мало, русский вкус был сформирован османскими и итальянскими производителями и торговцами. «Блеск и мех во всех формах любили россияне и россиянки всегда», — резюмировал он.
Долгие года, по словам историка моды, не приживались в России короткие одежды. В мужской моде действовало табу на обтягивающие одежды, что приветствовалось в женской при демонстрировании груди и талии. При этом «всегда отдавалось предпочтение яркой и цветной одежде», так как на фоне полугодовой зимы и белого снега такая одежда смотрелась празднично.
Тюркские отголоски А.Васильев продемонстрировал на примере мундиров русских стрельцов и османских янычар, скифские и манчьжурские — на «исконно» русском кокошнике и сарафане, византийское влияние — в шапке Мономаха и золотых оплечьях, а сочетание красного цвета с золотом вообще свойственно всем империям: от Византии до Российской империи.
Перемены в отечественной моде историк связал с Петром I. И до сих пор, по его словам, «россияне одеваются в европейском стиле». Позже он уточнил, что на современную женскую моду главное влияние оказывает итальянский стиль, а на мужскую — американский.
Говоря о пропорциях и размерах в моде, искусствовед напутствовал, предлагая запомнить один постулат: «Вертикальные линии стройнят, горизонтальные — наоборот». Также безапелляционен мэтр моды был в отношении драгоценностей: «бриллианты — зимние украшения и носить их следует после 17 часов». Об этом знали все модницы, начиная с 18 века и до 90 годов 20 века, несмотря на безусловную любовь представительниц всех сословий к крупным украшениям: крестьянок к речному жемчугу и кораллам, императриц и дворянок к жемчугам, изумрудам, малахиту и другим самоцветам.
Историк моды сделал акцент не только на украшениях в истории женского костюма, но и на использовании косметики, неприличном для высшего сословия, вплоть до революции 1917 года и умеренно допустимом в виде румян и белил у крестьянок, отметив, что женскую красоту в тот период удачно подчеркивало французское и русское кружево (вологодское, кузнецовское и др.) натуральных оттенков, возрождением которого в 19 веке, в частности, занималась княжна Мария Телешева. Ее А.Васильев назвал «одной из пропагандисток русского стиля».
Также подробно и артистично А.Васильев обрисовал влияние на русский стиль: французских и других домов моды, более 200 представительств которых были представлены до семнадцатого года в Петербурге и 100 в Москве; художников-передвижников, которые ввели в моду ношение бороды, и славянофилов, «обожествлявших» русский народный костюм. Влияние их потом проявилось в «псевдо русском стиле» в дизайне мебели и даже архитектуре, отметил он. Их любовь к косовороткам поддержал и лектор, предложив, возрождение национального сознания начать с открытия производства исконно русских рубах — косовороток «хотя бы для возвращения их в летний мужской костюм». А девушкам предложил начать возрождение семейных русских традиций с родового кокошника «хотя бы в свадебном наряде».
В Первую мировую войну в женском костюме проявились элементы мужской одежды, связанные с выполнением профессиональных обязанностей и эмансипацией, в эпоху Серебряного века мода претерпевала влияния от национальных элементов вышиванок и венков, до легкого изящного платья. Не ушли от внимания мастера и пристрастие последней императорской четы к стилю модерн и пристрастию к конкретным домам мод, к государственным регалиям.
В завершение лекции Александр Васильев ответил на вопросы сотрудников Аппарата Госдумы, журналистов, студентов и преподавателей ведущих российских вузов.
В ходе ответов на вопросы слушатели лекции узнали о его любимом стиле в архитектуре, о том, кого из выдающихся женщин историк моды считает современными иконами стиля, и что шансов на будущее у русского стиля, по его мнению, практически нет. Оно есть у мусульманского, а затем у китайского. «Мы сейчас сами делаем все, чтобы эта нация была в приоритете», заявил А.Васильев и призвал «любить и беречь русский стиль и русскую моду», начав с создания национального музея моды в Санкт-Петербурге или с установки памятной доски на сохранившемся в Москве и доме Надежды Петровны Ламановой — одного их «первых русских модельеров, признанных во всем мире». 
Читайте нас в Дзен
Просмотров 4432