Главней всего погода… и в доме, и на аэродроме

Марина ПЕТРОВА в авиационном мире человек хорошо известный.

Главней всего погода… и в доме, и на аэродроме

Марина ПЕТРОВА

Вспоминая слова известной в народе песни, можно сказать так: от прогнозов, которые выдает возглавляемое ею ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (организация объединяет 190 обособленных подразделений с общим числом сотрудников около трех тысяч), зависит «погода в доме» всей отечественной крылатой отрасли. А она, как поется в песне, «главней всего». Без нее ни взлететь, ни приземлиться… Марина Викторовна — Почетный метеоролог, Заслуженный работник Гидрометслужбы, удостоена медали «За заслуги перед Отечеством» II степени, отмечена многочисленными грамотами российских и международных метеорологических организаций. А еще она — единственная среди женщин обладатель Почетного диплома некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» за выдающиеся заслуги перед авиацией. Знакомые с высокими требованиями к номинантам этой авторитетной организации подтвердят: «За красивые глаза» (а они и вправду у нее именно такие) здесь не награждают…

— Марина Викторовна, прежде всего, позвольте поздравить вас с праздником 8 Марта и приближающимся Всемирным метеорологическим днем (23 марта)! А еще с тем, что вашей отрасли есть чем гордиться — руководитель Росгидромета Александр Фролов недавно сообщил, что экономический эффект для страны от прогнозов метеорологов в 2012 году составил 27 миллиардов рублей. Причем точные прогнозы помимо отраслей, производящих и распределяющих электроэнергию, газ и воду, ощутили транспорт и связь. Это ведь прямой намек на высокое качество работы вверенной вам структуры. Познакомьте, пожалуйста, с ней читателей журнала.
Марина ПЕТРОВА Родилась во Владивостоке. Окончила в 1973 году Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского по специальности инженер-метеоролог, работала инженером-синоптиком в авиаметеорологическом центре Душанбе Таджикского управления по гидрометеорологии. С 1976-го по 1998 год — в центральном аппарате Росгидромета. С 2003 года — член коллегии Росгидромета. В 1998 году возглавила АНО «Метеоагентство Росгидромета». В связи с реорганизацией структуры метеообеспечения авиации в РФ 10 ноября 2010 года назначена на должность генерального директора ФГУ «Авиаметтелеком». С 2002 года входит в состав Группы управления Комиссии по авиационной метеорологии ВМО (КАМ ВМО); с 2003 г. — академик Международной академии по информатизации; содокладчик по авиационной метеорологии РА VI (Европа) ВМО; с 2005 года — Председатель Рабочей группы национальных гидрометеослужб стран СНГ.
 
— Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ФГБУ «Авиамет-телеком Росгидромета»)» было создано с целью централизации и оптимизации системы метеорологического обеспечения авиации. С 1 января 2011 года именно на нас возложены полномочия по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации РФ.
 
А вообще, в той или иной организационно-правовой форме наша организация работает с 1955 года и является ключевым звеном в телекоммуникационной системе Росгидромета. Она включает в себя регионально-распределенную сеть структурных подразделений из 15 филиалов по России от западной границы до Дальнего Востока.
 
— Довольны ли вы тем, как складываются ваши взаимоотношения с обслуживаемой вами авиационной отраслью?
 
— Конечно, хотелось бы еще большего эффекта от предоставляемой нами метеоинформации, а значит, и большего ее влияния на регулярность и безопасность полетов. К сожалению, авиаторы считают для себя возможным придерживаться не всех общепринятых нормативных документов.
 
А между тем, авиация как никакая другая отрасль экономики зависит от погодных условий. Каждые несколько секунд 24 часа в сутки где-то на нашей планете взлетает или совершает посадку самолет. Миллионы людей участвуют в производстве летающих аппаратов, их техническом обслуживании, организации воздушного движения, авиаметеорологическом обеспечении. По данным ИКАО, только за последние четверть века от 6 до 20 процентов авиационных происшествий произошло из-за неблагоприятных метеоусловий, в 30 процентах случаев они стали косвенными или сопутствующими их причинами.
 
Эти цифры наглядно подтверждают, какое важное место в обеспечении гражданской авиации занимает авиационное метеорологическое обеспечение. К сожалению, не все экипажи внимательно анализируют нашу информацию. Объясняю это тем, что у авиакомпаний нередко коммерческие интересы серьезно превалируют над интересами безопасности полетов. А поэтому на исполнительном старте вместо того, чтобы подойти к синоптику, пилоты спрашивают диспетчеров: «А что там у нас с погодой в пункте прилета?» Хотя экипажам вменено в обязанность с определённой заблаговременностью перед вылетом поинтересоваться именно у синоптиков, что их ожидает на трассе, в пункте назначения. И только после этого принимать решение на вылет.
 
Во времена единого Аэрофлота отношение к нормам метеообеспечения полетов было на достаточно высоком уровне и, главное, обязательным для исполнения всеми участниками авиационной деятельности. От этого зависели регулярность и безопасность полетов. Что необходимо и сегодня, тем более что такая тесная взаимосвязь между работниками «метео» и «авиа» прописана во всех руководящих документах Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
 
— Каковы перспективы дальнейшего развития метеообеспечения?
 
— За последние пару десятилетий по разным, в том числе и экономическим, причинам (недостаточная поддержка государства) мы потеряли большое число метеостанций, но в самые последние годы наметился устойчивый тренд роста числа станций наблюдения. В результате только в прошлом году на карте страны появились сразу несколько десятков новых станций.
 
В связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи сделаны решительные шаги по открытию метеостанций в горах, где ожидается рост трасс для вертолетного сообщения. И если в недавнем прошлом в этом регионе у нас было всего два пункта метеонаблюдений, то сегодня уже 22. На станции Сочи уже в постоянном режиме работает грозопеленгатор. Его данные отображаются на рабочих местах наблюдателей в новом здании ОПН и у синоптиков на КДП. Благодаря его ежесекундной работе можно определить наличие и перемещение грозовых зарядов по секторам в радиусе 56 км. Эти данные являются хорошим дополнением к информации МРЛ.
 
Идут модернизация и техническое переоснащение других аэродромов Южного федерального округа, которые будут использоваться в качестве запасных при проведении Олимпийских игр.
 
Да и вообще, в организации авиаметеорологического обеспечения (АМО) в Российской Федерации происходят значительные перемены. В соответствии с Федеральной целевой программой (ФЦП) «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на 2009-2015 гг.» планируется создание 13 укрупненных центров ЕС ОрВД (Единой системы организации воздушного движения). Следовательно, наша задача — провести оптимизацию системы АМО в этом направлении.
 
— Решение социальных вопросов для работников вашей отрасли позволяет надеяться на эффективность их дальнейшей работы? Каков уровень их зарплат?
 
— Он у персонала станций АМСГ выше, чем у других категорий работников Гидрометслужбы. Работники авиаметеорологической сети вообще на особом счету в Росгидромете с точки зрения образования, интеллектуального уровня, опыта, да и ответственности.
 
Да и задачи, стоящие перед организацией, действительно сложные и масштабные. Потому коллектив формируется, прежде всего, из квалифицированных специалистов в области авиационной метеорологии, практически каждый владеет разносторонней подготовкой, обладает знаниями смежных областей. У нас также трудятся программисты, связисты, экономисты, финансисты, юристы.
 
Рабочие будни
Рабочие будни
 
— Но, наверное, велика и ответственность сотрудника за выданный летным экипажам прогноз? Кстати, законодательством предусмотрены какие-либо санкции за несбывшийся прогноз?
 
— Во-первых, прогноз — это консультативная информация, точнее, научно обоснованное предположение о возможных условиях на трассе или на аэродроме. В любом прогнозе заложена степень неопределенности, которую экипаж должен учитывать. Мировое авиационное сообщество, ИКАО это осознают, что и отражено в Приложении 3 ИКАО «Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации» в качестве критериев точности прогноза. И если он оправдывается на 80 процентов, это считается удовлетворительным для гражданской авиации.
Оправдываемость наших прогнозов гораздо выше этих процентов, мы их определяем по автоматизированной методике на основе объективных данных и наблюдений.
 
Что касается определения вины синоптика, то в существующих федеральных авиационных правилах подготовки и выполнения полетов место прогнозу отведено не самое главное. Принятие командиром решения на посадку либо на вылет основываются на фактических данных о погоде и мерах реагирования на те или иные критические параметры, опасные для авиации. У каждого экипажа и командира есть свой минимум; есть минимумы, установленные ИКАО, и эта система позволяет гибко реагировать на прогнозы. К тому же существует система навигационного и радиотехнического обеспечения аэродромов.
 
Добавлю, что сводки погоды по аэродромам всех стран мира выпускаются в 00 и 30 минут каждого часа и чаще — в сложных ситуациях. А для использования внутри аэродрома — ежеминутно. Авиационные метеорологи обязаны спрогнозировать вероятность опасных для авиации явлений погоды задолго до их возникновения. И не только в районе аэродрома, но и на маршруте полета воздушного судна. Должны определить характер облачности, скорость и направление ветра, турбулентность и обледенение на разных высотах, атмосферное давление, условия видимости, интенсивность осадков, координаты грозовых очагов, высоту нижней границы облачности.
 
Конечно, прогнозированию с высокой точностью пока еще поддаются не все процессы в атмосфере, например, опаснейший для самолета сдвиг ветра, интенсивность конвективных явлений погоды, условия низкой видимости.
 
— Марина Викторовна, если можно, немного о себе…
 
— Я коренной авиационный метеоролог — закончила Саратовский государственный университет как раз по специализации авиационного обслуживания. Была распределена в Таджикистан, отработала там положенное время, вышла замуж и переехала в Москву. Здесь попала в Государственное управление Гидрометслужбы СССР, в отдел метеообеспечения авиации. Так что для меня авиация — родная.
 
Опыт работы в Таджикистане, когда я, кажется, облетала все высокогорные станции, мне в этом смысле многое дал. Особенно я это ощущаю сегодня, когда мы заняты оптимизацией и централизацией авиационного обеспечения, определяем необходимое количество наших подразделений. Когда мне говорят о сложности нашей работы, я ссылаюсь на собственный трудовой опыт в нашей отрасли, насчитывающий не один десяток лет.
 
Консультация синоптика, АМСГ Котлас
Консультация синоптика, АМСГ Котлас
 
— Семья вас понимает в этом смысле?
 
— Одна из моих двух дочерей пошла по моим стопам, работает в центральном аппарате Росгидромета, зять служит в Аэрофлоте. Кстати, его мать всю жизнь в МГА работала. Так что у нас полное взаимопонимание.
 
— Времени на увлечения хватает?
 
— Одно из главных — театр. В Питере — это театр Ленсовета, в Москве — Малый театр и Театр имени К.С. Станиславского. Нравится и современная постановка пьес, вообще интересен режиссерский поиск. Среди музыкальных представлений предпочтение отдаю балету… В моем доме огромная библиотека. Чтение — это семейное, оно у меня от отца, деда, передалось и дочерям. А еще очень люблю русские романсы, особенно в исполнении Ларисы Лусты, Олега Погудина и Евгения Дятлова.
 
— Значит, слова о том, что главней всего погода в доме, это и о ваших близких?
 
— Конечно… И в доме, и на аэродроме тоже…
 
Сочи, Красная Поляна. Марина Петрова с коллегами
Сочи, Красная Поляна. Марина Петрова с коллегами
 
 Беседовал Анатолий ЖУРИН
Просмотров 6651

11.03.2013 15:56



Загрузка...

Популярно в соцсетях