Жесткий фактор «мягкой силы»
В отношениях между государствами невоенные силовые методы вытесняют военные.
Это общая закономерность для всего мира.
В этом убежден проректор по научной работе Московского государственного института международных отношений, директор Центра военно-политических исследований, профессор кафедры всемирной и отечественной истории Алексей Подберезкин
РФС: Алексей Иванович, какие основные угрозы стоят сегодня перед Россией?
Алексей Подберезкин: На самом деле вопрос не такой простой, как кажется. Если его формализовать для понимания, то я бы его разделил так: во-первых, на внешние реалии, в разной степени объективно угрожающие России, например, глобализация или контроль международных финансовых институтов. Вторая подгруппа — это то, что в нашей стратегии национальной безопасности называется внешней опасностью, когда международная обстановка трансформируется в угрозу извне. Наконец, третья группа — это угрозы военные, причем они могут быть как внутренние, так и внешние. Поэтому спектр угроз очень велик. Эксплицитные — в ярко выраженной форме, имплицитные — в скрытой форме, например, это политико-психологическая форма использования военной силы.
РФС: Я как раз об этом хотел спросить. Насколько актуальна сегодня проблематика информационных и манипулятивных психологических войн?
Алексей Подберезкин: Понимаете, допустим, у меня есть ядерное оружие, я могу вам нанести удар. Я совсем не угрожаю вам, но очевидно, что есть потенциал, и если вы не будете делать то, что я хочу, я могу атаковать.
РФС: Своего рода психологическое давление?
Алексей Подберезкин: Психологическая форма использования военной силы, если наукообразно называть. Для нас сейчас важно понять, что в отношении разных субъектов международных отношений, или, как говорят, факторов военно-политической обстановки, эти угрозы отнюдь не однозначны. Например, если у государства есть ядерное оружие, степень использования против него собственных военных угроз очень рискованная, минимальная — один процент. Если государство не имеет оружия массового уничтожения, не только ядерного, вообще никакого, тогда степень использования против него военной силы резко возрастает. Но при всем при этом есть одна общая закономерность — невоенные силовые методы вытесняют военные. В отношении между великими державами, тем более обладающими ядерным потенциалом, невоенные силовые средства, конечно, преобладают. Они очень четко просчитываются, есть алгоритм их использования, который проходит в несколько этапов. Самый простой — создание неких социальных групп, их выпестывание, развитие, превращение в некую оппозицию и т.д.
Возьмем ту же самую Украину. Алгоритм всех этих оранжевых революций, цветных и прочих, элементарен. Существует схема, которая была в свое время разработана за рубежом, где есть около двадцати пяти фаз: поддержка диссидентов, которые затем перерастают в оппозицию; поддержка СМИ, институтов гражданского общества, враждебных политической системе. Здесь надо понимать, что очень многое зависит от развития собственных институтов, национально-ориентированных, без которых противодействовать этому внешнему влиянию невозможно. Вы не можете танками помешать созданию неблагоприятной общественно-политической ситуации в стране какими-то, пускай, небольшими, локальными выступлениями каких-то социальных групп. Это бессмысленно и даже опасно.
РФС: Как я понимаю, вы говорите про «soft power», мягкую силу.
Алексей Подберезкин: Да, то, что называют у нас «soft power» и не раскрывают. На самом деле «soft power» — сложное понятие, которое включает в себя национальный человеческий капитал. Он делится на две вещи: во-первых, собственно человеческий потенциал — это уровень образования, здравоохранения, душевого дохода. У нас 143 миллиона граждан, но они все разные. Понятно, что есть нечто среднее. Но чем больше людей, обладающих высоким качеством человеческого потенциала, тем они более патриотичны, образованны, здоровы, менее подвержены влиянию, у них больше доверия к власти.
И вторая часть — это институты реализации человеческого потенциала, потому что сам по себе он не может быть реализован. Предположим, я как доктор наук обладаю каким-то человеческим потенциалом, даже высоким. Англичане, кстати, подсчитали любопытную вещь, они провели эмпирическое исследование, что IQ человека с высшим образованием повышает душевые доходы ВВП на 450 фунтов, кандидат наук уже в 1,5 раза больше, а доктор наук еще больше. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы у нас все люди были с высшим образованием, а лучше всего — все доктора наук. Это сверхзадача. Человеческий потенциал сам по себе может быть реализован только через институты. Предположим, я работаю в МГИМО, а это уникальная структура для реализации человека, она и выращивает, и дает возможность самореализоваться — печатать книги, статьи, проводить семинары, лекции, командировки и т.д.
Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы развивать человеческий потенциал и институты его реализации. У нас же, к сожалению, когда говорят об институтах реализации, почему-то все сводится к комиссиям по правам человека, правозащитным организациям. Это глупость. В свое время, когда создавался Совет при Президенте, я участвовал в его создании, писал положения, он же назывался по-другому: «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека». Это «содействие развитию институтов гражданского общества» ключевое понятие. Оно выпало, осталось «по правам человека», а это совсем другое. Правозащитные же организации — только часть институтов гражданского общества, и причем далеко не самая главная. Нам нужны общество историков, общество знания… Очень хорошо, что сейчас восстанавливается ДОСААФ. Вот без этих институтов государство действительно беззащитно. На это надо тратить деньги, потому что те, кто пытается использовать свои институты гражданского общества, нам их навязывают, и делают это очень успешно. Сейчас противоборство государств переходит в сферу цивилизационную, в сферу противоборства наций.
Для того, чтобы уничтожить нацию, не обязательно занять ее территорию, нанести ей военное поражение, гораздо проще изменить ее систему ценностей, и она будет делать то, что ты хочешь. Ведь Советский Союз никто не оккупировал…
РФС: Алексей Иванович, в связи с этим хочется задать философский вопрос: что в проблематике безопасности первично, идея или материя? Поясню. На что государство и налогоплательщики должны тратить деньги: на укрепление реального физического щита или же на воспитание и психологическую оборону?
Алексей Подберезкин: Все очень просто. Есть одна общая категория, базовая и принципиальная для безопасности, для нации, для государства — это система национальных ценностей и национальных интересов. Именно она является основной базой. Если у вас военная мощь не будет на этом основываться, то вы, во-первых, не создадите адекватный военный потенциал, а во-вторых, не сможете управлять вооруженными силами. Военная организация — это очень сложная система, где не только Министерство обороны, там еще больше сорока других структур. Как ими управлять?
Предположим, если вы ориентируетесь на защиту системы национальных ценностей, то для вас высший приоритет — развитие Отечества, науки, образования. Без этого вы не можете создать передовые технологии, а без них вы не создадите современные виды системы вооружения и военной техники. Вы не сможете, опираясь на чужую систему ценностей, создать передовые технологии, вы их можете только купить. К тому же вам никто не продаст современную систему оружия. Даже если у вас море денег, вы купите уже не очень современную да еще и на определенных политических условиях. Это военно-техническая сторона вопроса.
Если говорить о вооруженных силах, это еще более показательный пример. Чем выше качество человеческого потенциала, тем они боеспособнее.
Приведу пример, с которым, может, многие историки не согласятся. Во Второй мировой войне между Советским Союзом и коалицией во главе с гитлеровской Германией было примерное равенство в соотношении военных сил. Хотя по сей день спорят, у кого было больше современных танков, самолетов и т.д. Но всегда возникает вопрос: почему первые месяцы войны были такими не удачными для нас? Неожиданность, неверие в разведку и т.д. На самом деле, на мой взгляд, главными были другие факторы. Первый — низкое качество человеческого потенциала наших военнослужащих, они были необразованны. В своей массе, если человек достигал десятилетки, он уже был командиром не только отделения, а, может, уже и взвода. А многие ведь были вообще неграмотны. И второй — система управления войсками была не на очень высоком уровне. Не потому, что системы связи были хуже, а потому, что подготовка командного состава была низкая. Вот в чем проблема! В 1941-м и 1942 годах, через кровь, через поражения, через ошибки мы научили человека профессии солдата, и тогда мы получили лучшую в мире армию образца 44-го, 45-х годов.
РФС: Но все это уже история. Что же мы имеем сегодня?
Алексей Подберезкин: Мы имеем, очевидно, более низкий человеческий потенциал, и это легко проверить, он измеряется индексом, который ввела Программа развития Организации Объединенных Наций. Этот индекс не самый совершенный, но как инструментарий он достаточно хороший. Он показывает, что мы не состоим в группе стран с высоким индексом человеческого потенциала. Я могу сказать, что при Советском Союзе мы входили в двадцатку, а сейчас —на семидесятом месте. В последние годы мы поднимаемся, мы поднялись на пять, семь, десять позиций. Но все равно
мы далеки от идеала, хотя и вошли в группу развитых стран
с высоким душевым доходом. По многим негативным показателям мы держимся на высоком уровне: у нас высокая
смертность, низкая продолжительность жизни, загибается
наука. Надо вещи называть своими именами.