Время бежит быстро, и сегодня мы завершаем уже седьмую сессию нашего созыва. Вместе со всей страной мы стали свидетелями самых разных событий, в том числе драматических, которые напомнили нам об исторических параллелях. Мы вновь увидели, что мир хрупок и не избавлен от противоречий, но российское общество при всем многообразии взглядов всегда едино, когда единство требуется для защиты национальных интересов. Никакая изоляция России — ни изнутри, ни извне просто невозможна. Жалкими клоунами выглядят отдельные высокопоставленные вашингтонские политики, которые периодически заявляют о том, что они, якобы, изолировали Россию.
Мы также видим желание воскресить наихудшие в истории фобии, которые проявляются сейчас в самых разных формах. От обновленных версий идеологии сдерживания России до откровенного вульгарного и откровенного прославления нацистов и их пособников в «постмайданной» Украине. Не знаю, осознают ли наши оппоненты, что, атакуя Россию, они стирают общую историческую память и подрывают основы международного права. А тем самым разрушают собственную безопасность и всё, на чем уже 70 лет держится мир.
Соединенные Штаты не просто нагло подслушивают весь мир и читают переписку сотен и сотен миллионов людей и юридических лиц по всему миру, но уже толкают и страны Европейского союза к самоизоляции. На этот раз под предлогом защиты от так называемой пропаганды Кремля. При этом позитивный вектор минского процесса, скрепленный договоренностями руководителей «нормандской четверки» и резолюцией Совета Безопасности ООН подрывается. А Запад вместе с киевскими властями имитирует конституционный процесс на Украине, что лишь усугубляет гуманитарный кризис и гуманитарную катастрофу на Донбассе. Сразу скажу: проводимый Рабочей группой Государственной Думы мониторинг нынешнего законодательства Украины необходимо продолжать. Уже накопленный и достаточно объёмный ценный материал будет востребован. Он ещё понадобится и для будущих юридических оценок и выводов, и для международных решений.
Со своей стороны Россия продолжает активный международный диалог и делает ставку на конструктивные процессы экономической и иной интеграции. Кстати, 1 октября состоится уже четвертый Московский международный парламентский форум. 2015 год дал старт и новому парламентскому измерению в БРИКС. В год российского председательства мы впервые провели Парламентский форум этой большой «пятерки». Уверен, что новый импульс будет дан в Уфе во время саммитов БРИКС и ШОС.
Непростая международная повестка лишь подчеркивает важность эффективного решения наших внутринациональных проблем и задач в экономике, в политике, в социальной сфере. Снижение цен на нефть, общие кризисные явления в мировой экономике и так называемые санкции заставляют нас задуматься не только о выборе более надежных партнеров, но и о качестве нашей собственной бюджетной и налоговой политики.
Здесь одной из принципиальных задач считаю повышение роли законодательной власти. Это предопределено как самой Конституцией России, так и принципами народовластия. И парламент обязан делать все, чтобы за цифрами бюджета министерства и ведомства не забывали о жизни граждан, об экономической и социальной реальности. К примеру, если в Послании главы государства прямо говорится о снижении неэффективных затрат ежегодно не менее чем на пять процентов, то это не должно приводить к бездумному сокращению всех позиций подряд, что называется, под гребенку. Чем сложнее ситуация, чем труднее бюджетные задачи — тем строже и эффективнее должен быть парламентский контроль. Все его инструменты должны быть задействованы сполна.
Одним из важнейших результатов сессии считаю реализацию Послания Президента в части деофшоризации экономики и амнистии капиталов. Мы приняли соответствующие законопроекты синхронно, дав четкий сигнал бизнесу: российская экономика открыта для инвестиций и Российское государство обеспечит все условия для предпринимательской деятельности. По оценке экспертов, наш закон «Об амнистии капиталов» заслуживает высокой оценки по уровню прозрачности и простоты применения. Показательно, что такая профильная по отношению к этой проблеме международная организация, как FATF, выразила полную поддержку предложенному нами механизму, хотя скептики полагали: шансов получить одобрение этой организации просто нет.
Мы также поставили вопрос об уровне финансирования полномочий, переданных в регионы и муниципалитеты. И уделили особое внимание российским территориям стратегического значения. Это и Дальний Восток, и Крым. Переходный период на полуострове завершился, но задач еще довольно много. В эту сессию мы приняли законы о дополнительной защите там вкладчиков, о госрегулировании цен на морские перевозки, поддержали культуру и туризм в Крыму. Но не все вопросы еще закрыты, мы будем продолжать работать в этом направлении.
Известно, что региональная и муниципальная политика наиболее тесно связана с задачами социальными. В эту сессию мы продлили сроки приватизации российскими гражданами жилых помещений, упрощенной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, обновили правила использования средств материнского капитала, усилили контроль над ценами на жизненно важные лекарства, поддержали пригородное железнодорожное сообщение. Все социально значимые законопроекты упомянуть, конечно, не могу, но еще раз напомню: выполнение взятых обязательств важнее, чем любые новые обещания их увеличить. И просил бы в столь непростые времена не идти по пути популизма, не превращать все предвыборные лозунги в законопроекты.
В этом созыве мы вновь и не раз обращали внимание на фундаментальные каноны законотворчества и правотворчества. Причина проста: знание правил законодательной работы, системное отношение к праву прямо определяют его эффективность. В эту сессию наше законодательство дополнилось новым кодексом — об административном судопроизводстве. Такой кодекс в истории страны принимается впервые, и уже осенью его нормы начнут вступать в силу. Наша задача внимательно следить за практикой применения и при необходимости корректировать в строгом соответствии с Основным законом страны. О соответствии духу и букве Конституции надо помнить всегда, а, принимая новые акты или поправляя прежние, действовать тщательно и профессионально…
В ходе нынешней сессии Госдумой было принято около 280 законов. Беспредметно говорить много это или мало. Очевидно одно — наши следующие сессии должны стать временем систематизации и кодификации правовой базы. И законопроект о том, чтобы поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс вносились только отдельными законами — безусловно, шаг в правильном направлении.
Мы инициировали и приняли решение о сроках выборов следующего созыва. Это заставляет работать с максимальной отдачей и выполнить все ранее заявленные задачи. В частности, не снят с повестки вопрос о законе «О Федеральном Собрании», требует дальнейшей оптимизации регламент нашей работы. Он все еще перегружен положениями, которые достойны их законодательного закрепления. Надо прислушаться и к настойчивым рекомендациям экспертов о законодательном установлении иерархии нормативно-правовых актов. Просил бы Комитеты по конституционному законодательству и по Регламенту проработать эти вопросы уже к началу осени. Необходимо продолжить анализ реализации ратифицированных нами же международных соглашений России с другими странами, уделив этому особое внимание в очередном отчете о состоянии российского законодательства.
В Год литературы вступили в силу антипиратские нормы, защищающие интеллектуальные права литераторов и книгоиздателей. Недавно началась работа над концепциями преподавания литературы и русского языка в школах. Прошу всех коллег, кто в нее включен, вести постоянный и прямой диалог с профессиональным сообществом, понимая, что речь идет и о качестве образования будущих поколений, и о влиянии России в современном мире.
Нашему созыву выпало доказать, что потенциал парламентаризма в России достаточно высок, но еще не используется в полной мере. Ценности парламентской демократии набирают вес, а уровень доверия общества к Государственной Думе растет, о чем говорят цифры опроса общественного мнения. По данным ВЦИОМ, одобрение Госдумы устойчиво держится на уровне около 50 процентов. Это значит, что при всей и объективной, и субъективной критике общий вектор наших действий правильный, в интересах наших избирателей, в интересах россиян.