Вспомнили о Госплане
В Счетной палате считают, что пора создавать систему стратегического планирования.
Прошедшая пленарная декада в Государственной Думе выдалась напряженной, и ее ярким завершением стал отчет председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой о работе ведомства в 2014 году.
«Мы в прошлом году приняли новый закон о Счетной палате, который делает ее практически главным контрольным органом страны. Отчет, который будет представлен Татьяной Голиковой, базируется на новых полномочиях Счетной палаты», — подчеркнул первый зампред Госдумы Александр Жуков («Единая Россия»), предваряя ее выступление перед депутатами.
Нерадостные цифры
Разговор выдался корректным, но острым. Цифры и факты, свидетельствующие о масштабах злоупотребления властью. Озвученные руководителем «главного контрольного органа страны», они вызвали возмущение. Судите сами: в прошлом году Счетная палата провела 445 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и выявила около 2600 «нарушений и недостатков» на общую сумму 524,5 миллиарда рублей. Из них 342,8 миллиарда рублей приходится на попрание норм бюджетного законодательства, 39,6 миллиарда, или 7,6 процента — на нарушения в сфере размещения госзаказов. Неэффективное использование бюджетных средств составило 173,1 миллиарда рублей, нецелевое — 9,1 миллиарда рублей. Большая часть нецелевым образом использованных денег — 7,4 миллиарда — приходится на Объединенную авиастроительную корпорацию. Виновные в злоупотреблениях привлечены к различным видам ответственности.
Всего по представлениям Счетной палаты за отчетный период к ответственности за нарушения российского законодательства привлечены 394 должностных лица, 80 человек уволены. В следственные органы и органы прокуратуры направлено 158 материалов контрольных мероприятий, в результате чего возбуждено 24 уголовных дела, 26 материалов приобщено к документам предварительного следствия, по пяти проводятся оперативно-разыскные мероприятия. Лидером по количеству возбужденных дел является Федеральная служба исполнения наказаний, где по итогам трех проверок возбуждено пять уголовных дел. Второе и третье места делят министерства обороны и здравоохранения, каждое из которых имеет по четыре уголовных дела. По ее информации, в 2014 году количество нарушений при исполнении бюджета «резко выросло» по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, Счетная палата обеспечила возврат в федеральный бюджет и бюджет Союзного государства более одного миллиарда рублей.
Космические масштабы
«Отдельно хочу остановиться на проверках Счетной палаты, вызвавших наибольший общественный резонанс. В прошлом году мы проверили реализацию ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы». И выявили увеличения финансирования инфраструктуры космодрома Восточный за счет завышения стоимости работ. Анализ результатов применения нормативов при строительстве только объектов космодрома Восточный показал увеличение сметной стоимости строительства на 20 процентов — 13,2 миллиарда рублей. В России — более 150 подобных сметных нормативов, которые увеличивают стоимость строительства от 20 до 45 процентов», — сообщила Татьяна Голикова.
И это была лишь часть информации о финансовых махинациях в «Роскосмосе», которые составили астрономическую сумму. Общаясь уже с журналистами по итогам отчета в Госдуме, она не смогла скрыть своего удивления фактическим исполнением бюджета за 2014 год в федеральном агентстве: «Я сначала даже не поверила своим инспекторам, потому что объем финансовых нарушений, который был выявлен в «Роскосмосе», составил 92 миллиарда рублей. Это разные нарушения — и бюджетной отчетности, и нецелевое и неэффективное использование средств, связанных со строительством объектов».
Разумеется, Счетная палата проверила деятельность федерального автономного учреждения «Федеральный центр ценообразования в строительстве», которое отвечает за разработку и экспертизу сметных нормативов на строительство. И выяснила, что большинство индивидуальных и отраслевых нормативов были разработаны частными компаниями, аффилированными с бывшим руководителем ФЦЦС Евгением Ермолаевым и его супругой. Стоимость разработки только двух сметных нормативов, в том числе для космодрома Восточный, обошлась казне почти в один миллиард рублей.
По итогам материалов Счетной палаты Следственный комитет возбудил три уголовных дела о хищении в особо крупном размере. Не знаю: радоваться или огорчаться по этому поводу?
Неужели и в самом деле у нас такая страна, что трем гражданам под силу создать в столь мощной структуре, как «Роскосмос», «черную дыру», куда с астрономической скоростью улетело 92 миллиарда рублей? Невольно вспоминается обещание вице-премьера Дмитрия Рогозина взять под личный контроль расходование средств, выделенных на строительство космодрома Восточный и «голову оторвать тем, кто украдет хоть рубль на космодроме Восточный. Судя по всему, переходит от обещаний к делу, сообщив журналистам, что порядка ста чиновников, работающих в космической отрасли, за последние три года были уволены или стали фигурантами уголовных дел.
«Роскосмос» сейчас на пороге перемен. Буквально в эти дни Госдума приняла в первом чтении законопроект о преобразовании федерального агентства в одноименную госкорпорацию. Это, по замыслам инициаторов реорганизации, позволит объединить управление космической промышленностью, сделать отрасль более эффективной и оставить позади череду неудач, таких как авария ракеты «Протон» и потеря грузовика «Прогресс».
«Мы создадим государственную корпорацию, думаю, уже во второй половине этого года. Нам потребуется еще два-три года для того, чтобы интенсивно технически перевооружить ракетно-космическую промышленность. Мы перенесем ряд тяжелых производств на Восток. Так, сборка «Ангары» будет происходить уже не в Москве, а в Омске», — заявил Дмитрий Рогозин.
«Черные дыры» госпрограмм
ФЦП «Развитие российских космодромов…» — лишь одна из 40 программ, утвержденных Правительством и финансируемых государством. Счетная палата провела их аудит и направила 135 материалов в органы прокуратуры, предварительного следствия, внутренних дел и госбезопасности. Кроме того, в 2014 году инспекторы Счетной палаты возбудили 88 административных дел, по результатам которых к ответственности привлечено 21 лицо, а общая сумма наложенных штрафов составила более 1,166 миллиона рублей. А также было возбуждено 24 уголовных дела.
Но беда не только в том, что каждая из 40 госпрограмм имеет свою «черную дыру» того или иного размера. В состоявшемся разговоре нередко речь заходила о фактической бесполезности некоторых из них. Так, депутат от фракции «Справедливая Россия», член Комитета ГД по бюджету и налогам Михаил Сердюк поинтересовался результатами проверки Счетной палаты по использованию бюджетных средств по программе «Автомобильные дороги». При этом напомнил: в прошлом году из средств, заложенных на субсидии регионам на софинансирование дорожного строительства, истрачено лишь 33 процента. «67 процентов было не использовано. И колоссальная сумма 55,8 миллиарда рублей не дошла до регионов», — возмутился он.
Причины того Татьяна Голикова видит в том, что средства направляются из Центра в регионы лишь в конце года. Более того, ситуация, считает она, ухудшается: если в 2013 году на четвертый квартал падало 62 процента всех расходов, то в 2014-м — уже 73. К тому же большая их половина пришла на счета субъектов Федерации лишь в декабре четвертого квартала. «Соответственно, деньги не успевают потратить, и они снова возвращаются в бюджет. Для того чтобы переподтвердить их необходимость на те же цели, уходит время, в течение которого должны проводиться сложные дорожные работы. Деньги, как правило, приходят опять к четвертому кварталу. И этот ужас длится годами и без конца», -также возмутилась председатель СП.
Вся эта денежная круговерть, по ее словам, происходит потому, что средства включаются в бюджет без соответствующей проектно-сметной документации, без выделения земельных участков, без принятия решения субъектом о финансировании этого строительства. Пока все вопросы утрясаются, снова приходит зима. Что делать? Татьяна Голикова поддержала думский законопроект, который предлагает рассматривать инвестиционные программы в палате при принятии бюджета. Кроме того, она считает, что субсидии регионам и их объемы должны фиксироваться отдельным приложением к закону о бюджете и быть совмещены с теми стройками, которые должны реализовываться в рамках бюджета соответствующего года.
«Действующий механизм формирования государственных программ не соответствовал задаче перехода на программный принцип планирования и исполнения бюджета. Основная цель программного бюджета так и не была достигнута», — констатировала Татьяна Голикова. Она особо обратила внимание на рассогласованность действий федеральных ведомств: «По бюджетному законодательству представление в Госдуму отчета об исполнении бюджета теперь сопровождается докладом об исполнении государственных программ. К сожалению, рассмотренные на Правительстве два документа — отчет и доклад — никак не корреспондируются друг с другом. Финансовые показатели отчета об исполнении бюджета не соответствуют докладу о реализации программ».
Итоги проведенного анализа были доложены Президенту России. Он, в свою очередь, поручил внести изменения в нормативные правовые акты, которые предусматривают уточнение концептуальных подходов к формированию госпрограмм. В Счетной палате считают, что для модернизации механизма их формирования необходимо создать своеобразный Госплан — «систему стратегического планирования», которая будет отвечать за создание программ и мониторинг выполнения ими задач. Осведомленные аналитики увидели за прозвучавшими словами камень в огород и Минфина, проводящего бюджетную реформу, и Минэкономразвития, которое сейчас отвечает за согласование всех ФЦП. А также предположили, что выступление Татьяны Голиковой станет началом нового этапа борьбы за передел влияния в экономическом блоке Правительства.
Борьба за полномочия
Надо сказать, что Минфину изрядно досталось от депутатов-коммунистов, у которых давняя конфронтация с его руководителем. «Еще не закончились баталии по корректировке бюд-жета-2015, которую Госдума провела по требованию Правительства, а Министерство финансов уже довело до всех министерств объемы бюджетных средств на 2016 год, сократив расходные обязательства на 30 с лишним процентов. При этом нам в последнее время официально твердят: все стабилизировалось, положение улучшается. Если в закон о бюджете не вносились изменения, то какое право имеет на это Минфин? Почему у нас ситуация улучшается, а все расходы урезаются?!» -обозначил позицию фракции КПРФ ее координатор, член Комитета ГД по охране здоровья Сергей Решульский.
«Они превысили свои полномочия», — без излишнего лукавства согласилась Татьяна Голикова, напомнив, что Госдума, меняя бюджет-2015, поправки в бюджеты на 2016-2017 годы не вносила. Принимать же сегодня решения о пропорциональном сокращении расходов «без какого-либо объяснения причин», по ее мнению, абсолютно некорректно. Глава СП сообщила, что Правительство поправило Минфин, отозвав его документы на прошедшем в середине мая заседании комиссии под руководством Игоря Шувалова, ибо «тогда полностью теряется работа по выделению приоритетов, по возможности учета неэффективных трат и выстраиванию бюджетной политики, которая бы соответствовала антикризисному плану и интересам развития экономики страны».
Тем не менее, коммунисты оформили протокольное поручение Комитету ГД по бюджету и налогам подготовить соответствующие запросы Правительству. Председатель соответствующего комитета Андрей Макаров («Единая Россия») поддержал коллег из оппозиции, упрекнув Минфин в превышении своей компетенции и в том, что оно «создает ситуацию, когда деятельность и Счетной палаты, и парламента становится ненужной». Жестко пообещал не допустить ущемления думских полномочий, а попытку ведомства сокращать расходы на здравоохранение, на образование, называя их «неэффективными», расценил «ошибочной политикой, которая убивает будущее страны».
Деньги не считают
В 2013 году Государственная Дума поручила Счетной палате особое внимание уделить проблеме управления государственным имуществом, а также выявлению неэффективных трат государственных средств. И Татьяна
Голикова доложила: по вопросам приватизации установлены многочисленные системные проблемы, в том числе затянутые сроки и непрозрачность процедур приватизации. Введенная еще в 2010 году законом о приватизации продажа государственного и муниципального имущества в электронной форме до сих пор не реализуется.
«В целом проверка эффективности приватизации федерального имущества в 2010-2014 годах показала, что поступления в бюджет от продажи акций составили лишь 21 процент от запланированного объема, — сообщила она. — Соответственно, те параметры, которые представляются одновременно с бюджетом, были недостоверны. В первую очередь это связано с тем, что в России отсутствуют единые требования к порядку совершения таких сделок. И это негативно влияет на обоснованность применяемых способов продажи, а также на размер поступлений средств в бюджет».
Говоря о неэффективных тратах государственных средств, она отдельное внимание уделила проблеме, касающейся взносов в уставные капиталы крупных акционерных обществ и государственных компаний. В частности, сообщила, что в 2010-2014 годах за счет средств федерального бюджета были осуществлены взносы в 67 крупных компаний с государственным участием, включенных в прогнозные планы приватизации, на сумму 740,5 миллиарда рублей. «К сожалению, по сей день во многих этих компаниях средства остаются невостребованными, они размещаются на депозитных счетах в банках. Тем самым соответствующие госкомпании получают дополнительный ресурс на свое существование, а государство фактически беспроцентно кредитует крупные компании», — отметила главы Счетной палаты.
Обратила внимание и на расходы, связанные с бюджетными инвестициями. Причем не только на стадии исполнения Федеральной адресной инвестиционной программы, но и в процессе ее формирования. «В 2014 году значение основного показателя результативности программы, такого как ввод объектов в эксплуатацию, существенно ухудшилось по сравнению с предыдущим периодом. Это 407 объектов, или 52,7 процента от общего количества. В 2013 году это было 369 объектов, или 41 процент от общего количества», — уточнила она.
Контроль! И еще раз контроль!
В числе основных причин сложившейся ситуации Татьяна Голикова назвала низкий уровень финансовой дисциплины у главных распорядителей и получателей бюджетных средств, неэффективный контроль за исполнением государственных контрактов и работ, а также некачественное планирование расходов и мероприятий инвестиционного характера. «В этой связи считаю абсолютно оправданной и своевременной депутатскую инициативу о необходимости рассмотрения ФАИП, включая взносы в уставные капиталы на инвестиционные цели, одновременно с проектом бюджета на соответствующий финансовый год и трехлетний период», — подчеркнула глава контрольного ведомства.
Кроме того, она обратилась к депутатам с предложением ужесточить наказание за нарушения в бюджетной сфере. «Сегодня мы живем в условиях новых экономических реалий. Текущая ситуация диктует необходимость применения более жестких мер к нарушителям бюджетного законодательства, а также увеличения прозрачности и эффективность использования государственных средств», — констатировала Татьяна Голикова.
Думцы также предложили законодательные меры защиты государственной казны от хищений и коррупции, прежде всего единодушно проявили интерес к расширению полномочий палаты. Так, Комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции во главе с Ириной Яровой («Единая Россия») задумался над «активизацией совместной деятельности Счетной палаты и следственных органов» и предложил придать материалам контрольного органа статус «отдельного вида доказательств и предусмотреть их в качестве отдельного повода для возбуждения уголовного дела».
Еще единороссы в лице председателя Комитета ГД по конституционному законодательству Владимира Плигина, его заместителя Дмитрия Вяткина и члена этого же комитета Ризвана Курбанова внесли в палату законопроект, который вводит санкции за создание препятствий для работы органов финансового контроля. Речь идет о штрафах за неповиновение инспекторам Счетной палаты и представителям региональных контрольно-счетных органов. Поправки связаны, прежде всего, с непредставлением контролерам при проверках нужных документов.
Депутат от КПРФ, член думского Комитета по вопросам собственности Алексей Корниенко во время отчета поднял вопрос о необходимости наделения материалов Счетной палаты статусом достаточного основания для возбуждения уголовного дела. И поинтересовался у Татьяны Голиковой, насколько реалистично такое предложение. С точки зрения его реализации в российском законодательстве сложности есть, ответила она. Тем не менее, пообещала «через обозримую перспективу» показать положительный результат. При этом привела аргументы в пользу того, что нужно ужесточать наказание за нарушения в бюджетной сфере — административные штрафы несоизмеримы с нарушениями: они составляют 2-3 тысячи, максимум 20 тысяч рублей при нарушениях, которые измеряются миллионами.
Член Комитета ГД по уголовному законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ) предложил действовать «как в советское время»: «Появилась статья в прессе — возбуждается уголовное дело». Как он считает, это существенно поднимет результативность материалов Счетной палаты.
Депутаты фракции ЛДПР предлагают повторное предписание Счетной палаты сделать обязательным к исполнению. Ее представитель первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов заявил: «Количество проблем, вскрытых Счетной палатой, уже превышает критический уровень. К сожалению, кроме констатации фактов, очень серьезных и глубоких, дело не двигается. Каждый год мы констатируем одни и те же нарушения. Счетная палата должна работать на опережение».
Павел Анохин
Фото Юрий Паршинцев