Счётная палата предложила ограничить привлечение кредитов для трёх регионов ДФО
Счётная палата в ходе анализа затрат регионов на борьбу с последствиями пандемии в 2020 году выявила низкое качество бюджетного планирования в субъектах. В контрольном ведомстве также указали на необходимость оптимизации системы контроля за использованием бюджетных дотаций. Об этом говорится в материалах, опубликованных на сайте Счётной палаты.
Ведомство предложило установить ограничения для трёх регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) по привлечению коммерческих кредитов, если на их едином счёте есть остатки средств. Объясняется это тем, что по итогам проверки регионального долга в Забайкалье, Хабаровском крае и Магаданской области за 2017-2020 годы были выявлены случаи привлечения коммерческих кредитов при наличии существенных остатков на счетах региональных бюджетов.
В ведомстве указали, что это является экономически нецелесообразным, так как влечёт дополнительные расходы на обслуживание кредитов.
«Дополнительных расходов возможно избежать в случае нормативного закрепления ограничений на осуществление субъектом коммерческих заимствований при наличии значительных остатков средств на едином счёте бюджета», — говорится в материалах проверки.
На сайте СП уточняется, что общая сумма процентных платежей по привлечённым кредитам составляет от 5,5 миллиона рублей в Магаданской области до 225,9 миллиона рублей в Хабаровском крае. «Также больше обращаться в банки стал Забайкальский край, где пока сохраняется паритет между коммерческими и бюджетными кредитами», — указали в Счётной палате.
На фоне общего снижения регионального долга в 2017-2019 годах долг этих трёх регионов вырос на 19 миллиардов рублей: в Магаданской области — на 8,1 процента, в Забайкалье — на 11 процентов и в Хабаровском крае — на 51,8 процента.
В целом по итогам 2020 года региональный долг вырос на 380 миллиардов рублей и составил 2,5 триллиона рублей.
«Требует совершенствования, <...> и система организации контроля за использованием дотаций. Например, регионы обязаны были направлять «ковидные» дотации на компенсацию недополученных налоговых и неналоговых доходов и ежеквартально отчитываться об этом перед Минфином. Однако соответствующая работа зачастую носила формальный характер», — говорится в материалах СП.
В ведомстве также указали на проблему низкого качества бюджетного планирования. В частности, в Хабаровском крае завышается планируемый показатель дефицита регионального бюджета, в Забайкалье этот показатель превышал первоначально утверждённые бюджетные назначения более чем в 10 раз. «В Магаданской области объёмы фактически привлечённых и погашенных банковских кредитов многократно превышали первоначально запланированные значения», — пояснили в Счётной палате.
Читайте также:
• Артамонов предложил дополнительно предоставить регионам бюджетные кредиты • В Совфеде предложили ежегодно индексировать дотации регионам не ниже уровня инфляции • Из бюджета ФСС в 2020 году потратили более 510 миллиардов рублей на оплату больничных
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам в интервью «Парламентской газете» рассказал ранее, что в 2020 году долговые обязательства регионов составили 27,3 процента от налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов, а в трёх регионах этот показатель превысил 100 процентов, в 39 регионах — 50 процентов.
По итогам 2020 года объём госдолга регионов увеличился на 18,1 процента. И такая тенденция, к сожалению, сохраняется и в 2021 году, и в проекте федерального бюджета на 2022-2024 годы. По данным на 1 сентября 2021 года, по сравнению с началом года произошло увеличение государственного долга субъектов на 2,5 процента, добавил сенатор.
Ещё материалы: Анатолий Артамонов