Порох надо держать сухим
После окончания «холодной войны» в нашем обществе утвердилось убеждение, что у России больше нет геополитических противников, а только партнеры и доброжелатели.
В связи с этим в девяностые годы был взят курс на ускоренную конверсию и сокращение военных расходов. В результате к началу XXI века военная безопасность страны оказалась у «красной черты» и не могла уже отвечать вызовам нашего отнюдь не спокойного времени. Во время недавней поездки на Дальний Восток министр обороны Сергей Шойгу заявил, что сделает все возможное для поддержания высокого уровня боеспособности Вооруженных Сил. В частности, подводные лодки предполагается оснастить высокоточным современным оружием большой дальности. А как в целом идет реформирование Вооруженных сил, их перевооружение и модернизация ОПК?
Об этом рассуждает председатель Комитета Государственной Думы по обороне, адмирал Владимир КОМОЕДОВ.
— Нельзя не согласиться, что ситуация в сфере обеспечения военной безопасности страны сложилась весьма сложная. В результате более двух десятков лет реформирования Армия и Военно-морской флот серьезно снизили свою боеготовность. Нелегкие годы переживает и оборонно-промышленный комплекс. Хронически не хватает средств для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на военных предприятиях. Фактически ОПК живет теми технологическими наработками, которые были сделаны еще в советское время. Настораживает то обстоятельство, что смена традиционных устоев общества, девальвация его нравственных ценностей, отсутствие единой государственной идеологии оборонной доктрины в последние десятилетия привели к духовной деградации и разрыву традиционных связей между армией и обществом. В конечном счете, сложившаяся ситуация способствовала ослаблению основ государственности, снижению престижа воинской службы.
Обращу внимание на преамбулу военной доктрины, утвержденной Борисом Ельциным в 1993 году. В ней сказано, что внешних врагов у России нет… Но главные угрозы безопасности лежат внутри страны. И армия официально нацеливалась на решение внутренних задач.
Чтобы ситуация кардинально изменилась, необходимо иметь четкое представление о тех вызовах, которые угрожают безопасности России, и трезво оценить, в каком состоянии оказались сегодня ее Вооруженные Силы. С одобрением были восприняты прошлогодние заявления Верховного Главнокомандующего, Президента России Владимира Путина по этому поводу. Очень важно, что наше высшее руководство хорошо понимает, что до тех пор, пока «порох» наших стратегических ядерных сил, созданных самоотверженным трудом наших отцов и дедов, остается «сухим», никто не посмеет развязать против нас широкомасштабную агрессию.
Сегодня международная обстановка характеризуется ростом нестабильности, становлением новых центров силы и ужесточением конкуренции между ними. События на Балканах, войны в Ираке и Афганистане, напряженность вокруг Сирии, Ирана, целого ряда североафриканских и арабских стран заставляют нас быть готовыми противостоять всем возможным военным угрозам.
— Как вы оцениваете состояние ОПК? Удовлетворяет ли оно стоящим перед страной задачам повышения обороноспособности?
— Сегодня вопросу оснащения Вооруженных Сил современной и качественной техникой государство уделяет повышенное внимание. И у нас есть прекрасная возможность сделать наши Вооруженные Силы одними из самых сильных в мире. На эти цели выделены огромные финансовые средства. Капиталовложения по Государственной программе вооружения до 2020 года достигнут внушительной цифры — около 20 триллионов рублей и еще 3 триллиона поступят в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы». Приоритетами при этом являются стратегические ядерные силы, средства ракетно-космической обороны, авиация и Военно-морской флот. Основные задачи программы — омоложение кадров, обновление производства и инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Недавно депутаты приняли Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Он позволяет на правовом уровне урегулировать весь процесс оснащения армии и флота современным оружием с оптимальным вариантом бюджетного финансирования. К сожалению, не все предложения нашего комитета, позволяющие подойти к вопросу о госзаказе с системных позиций и сделать этот процесс более эффективным, удалось реализовать в законе. Нами было подготовлено несколько десятков поправок, принято лишь несколько из них.
Среди положительных моментов в развитии ОПК можно назвать решение о переходе к новой системе взаимоотношений заказчиков с поставщиками продукции военного назначения. Обслуживание военной техники, включая ее утилизацию, будут осуществлять заводы-изготовители. Кроме того, пересмотрен ряд ранее заключенных соглашений и контрактов в пользу отечественного производителя. Принимаются меры, ужесточающие контроль над исполнением гособоронзаказа. Создается Фонд перспективных технологических исследований в военной области.
Однако остаются вопросы, которые не позволяют нам однозначно утверждать о начале кардинальных изменений. Это отсутствие четких, системных подходов к гособоронзаказу, позволяющих исключить правовую неопределенность и субъективизм в этом вопросе; подготовка кадров для ОПК, нехватка специалистов средне-профессионального образования; нарушение сроков размещения заданий гособоронзаказа; отсутствие комплексного подхода к созданию новых вооружений, модернизации существующих и другие.
— В прессе широко комментировались скандальные разоблачения по коррупционным делам в структурах Минобороны. Помогут ли перемены в руководстве ведомства избавиться от подобных злоупотреблений впредь?
— По-моему, на этом горизонте замаячила надежда. Борьба с коррупцией в армии — это одна из важнейших задач руководства Минобороны. Нельзя больше мириться с тем, что только за прошлый год, по сравнению с 2011-м, количество коррупционных преступлений в Вооруженных Силах возросло на 8,4 процента, а ущерб от них увеличился в 2,5 раза и превысил 7,5 млрд рублей. Это данные Главного военного следственного управления. За казнокрадство в армии осуждены более двухсот офицеров. Необходимо скорейшим образом излечить армию от этого губительного порока, иначе все предпринимаемые усилия по повышению обороноспособности нашей страны окажутся бесплодными.
Следует положительно оценить усилия Главной военной прокуратуры в повышении эффективности использования средств оборонного бюджета, в том числе выделенных по Государственной программе вооружения. Специалистами Счетной палаты, органами обеспечения безопасности в войсках пресечены масштабные нарушения, связанные с незаконной реализацией объектов недвижимости. Хочется верить, что у нового руководства оборонным ведомством будет достаточно политической воли и средств для дальнейшего противодействия коррупционным злоупотреблениям в Вооруженных Силах.
— Вы долге годы отдали службе на флоте, знаете его нынешнее состояние и запросы, как говорится, не понаслышке. Какими, на ваш взгляд, должны стать российские военно-морские силы, чтобы обеспечить решение стоящих перед ними задач по защите наших рубежей?
— Скажу так: Россия — крупнейшая морская держава и должна реально «владеть морем». Как писал еще Петр I в Морском уставе в 1720 г.: «Всякий Потентат (Властитель), у кого только сухопутное войско, — одну руку имеет, а у кого есть и флот — тот две руки имеет». Так что обладание флотом давно и по достоинству ценилось нашими соотечественниками.
К сожалению, в последние десятилетия мы здесь существенно сдали свои позиции и приблизились к критическому рубежу утраты своего традиционного статуса. Налицо значительное сокращение корабельного состава, стремительное устаревание его материальной части при отсутствии ее адекватной замены. Негативные тенденции в развитии ВМФ, к сожалению, пока еще остаются. Сегодня Россия по количеству атомных подводных лодок и другому вооружению серьезно уступает США.
Военно-морской флот — это высокотехнологический вид Вооруженных Сил, и здесь требуются соответствующие подходы, в том числе и по снабжению современной техникой. Планируется, что до конца 2020 года в рамках Государственной программы вооружения наш ВМФ получит 8 ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок, 54 надводных боевых корабля различного класса. Безусловно, это значительно укрепит боеспособность флота. Приятно отметить, что российские военные корабли сегодня возвращаются в Средиземное море для несения боевого дежурства. Еще два-три года назад об этом трудно было мечтать.
— Как вы расцениваете ситуацию, когда США начинают пересматривать планы размещения своей противоракетной обороны в Восточной Европе?
— В российской внешней политике отношения с НАТО продолжают играть весьма значительную роль. Они, безусловно, оказывают существенное влияние на безопасность России и политический климат не только в Европе, но и на всем североатлантическом пространстве. Наши западные партнеры сегодня делают ставку на обеспечение собственной неуязвимости, забывая, что в современных условиях все в мире тесно взаимосвязано, и забывать об этом опасно.
Российская позиция по вопросу противоракетной обороны проста: создаваемая в Европе система ПРО не должна нарушить существующий паритет сил. США и НАТО предлагают свой вариант, который фактически направлен на подрыв эффективности нашего ракетно-ядерного потенциала.
Недавнее заявление США об отказе от размещения в Польше дополнительного типа ракет-перехватчиков, думаю, ничего принципиально не меняет. Ведь то, что они планировали, во многом уже реализовано. Поэтому нам нужны твердые гарантии, что ПРО США и НАТО не будет подрывать нашу обороноспособность. Они должны опираться на объективные военно-технические критерии. Нынешняя позиция Вашингтона по этому вопросу, на мой взгляд, — чистой воды лукавство.
— Закрытие целого ряда военных учебных заведений, а также снижение уровня подготовки резервистов вызвало громкий резонанс. Ведь подобная практика, как все хорошо понимают, серьезно влияет на состояние обороноспособности нашей страны…
— Безусловно. Начнем с военного образования. Здесь бывшее руководство Минобороны «наломало немало дров». Тем, кто сейчас возглавил его, теперь приходится латать дыры. Принято решение переподчинить военные вузы главкомам и командующим видов и родов войск, как было раньше. Планируется увеличить заказ на подготовку кадровых военных. В целом пересматриваются основные критерии профессионального обучения офицеров. В этой связи прорабатываются предложения по изменению структуры и штатов всех военных вузов. Очень надеюсь, что в реализации задуманного будет меньше слов, а больше дела.
Теперь что касается мобилизационного резерва. Воюют, как известно, не числом, а умением. Опыт Великой Отечественной войны со всей наглядностью подтвердил старую истину: армии бывают разбиты еще до того, как они выходят на поле боя. В 1941 году СССР превосходил Германию по многим показателям, но уступал по численности. Но при этом уже в начале войны потерял только пленными около трех миллионов человек, не считая убитых и раненых.
Поэтому наши военнослужащие должны постоянно, упорно и настойчиво учиться ратному делу, осваивать новые современные виды вооружений и приемы ведения боевых действий. Это полностью относится и к резервистам. Сегодня нам нужно, на мой взгляд, иметь армию смешанного типа комплектования, а не уповать лишь на службу по контракту.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва». Его задача — обеспечение правовых основ для этого вида службы. Резервисты должны отличаться от обычных запасников высоким уровнем военной подготовки за счет регулярного прохождения военных сборов. Они будут получать ежемесячные выплаты: 5 тысяч рублей — для рядового, до 8 тысяч — для офицера.
— В последнее время много говорится о необходимости повышения благосостояния военнослужащих и военных пенсионеров, их денежного довольствия, улучшения жилищных условий и медицинского обслуживания. Достаточны ли принимаемые меры для повышения престижа военной службы?
— Эти вопросы находятся под постоянным вниманием и контролем нашего комитета. Не скрою, проблем здесь еще очень много, система социального обеспечения военнослужащих далека от совершенства. Но в то же время невозможно не заметить, что подвижки в этом направлении все-таки есть. Денежное довольствие военнослужащих повысилось в среднем в 2,5 раза, увеличены и «военные» пенсии. Постепенно решается и жилищный вопрос. В 2013-2014 годах более 50 тысяч военнослужащих будут обеспечены постоянным жильем.
Сейчас на рассмотрении комитета находится законопроект о выплате денежной компенсации лицам, уволенным с военной службы и вставшим в очередь на жилье после 1 января 2005 года, при невозможности обеспечить их жилыми помещениями. Далее, если с военнослужащим совместно проживает три и больше членов его семьи, то размер выплат увеличивается на 50 процентов. Этим же законопроектом предлагается военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, предоставлять жилье как в собственность, так и по договору социального найма. Сейчас они могут получить жилье только по договору социального найма.
Крайне актуальным остается вопрос повышения «военных» пенсий. Краеугольным камнем в настоящее время является «понижающий коэффициент 0,54», предусмотренный законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». Он используется при исчислении «военной» пенсии и ежегодно увеличивается на два процента до достижения 100 процентов его размера.
Первоначально предлагалось множество формул перерасчета военной пенсии, чтобы выйти на уровень увеличения до 60 процентов. Депутаты комитета предлагали оставить прежний порядок расчета военной пенсии (50 процентов за 20 лет выслуги и плюс 3 процента за каждый год выслуги сверх 20 лет, но не более 85 процентов оклада). Но тогда Правительство РФ для увеличения военной пенсии на заданные 60 процентов все-таки ввело понижающий коэффициент. С 1 октября 2013 года предусмотрено увеличение этого коэффициента на 2,05 процента, а увеличение размера военной пенсии — на 7,5 процента. В перспективе комитет намерен добиваться изменения «коэффициента 0,54».
Анализ реформы системы медицинского и санаторно-курортного обеспечения военнослужащих показывает, что произошло значительное сокращение лечебных военно-медицинских учреждений. В тридцати регионах воинские части дислоцированы на значительном удалении от военно-медицинских учреждений, а в семнадцати они вообще отсутствуют. В итоге более 300 тысяч пенсионеров Минобороны не могут реализовать свое право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и зубопротезирование. Их обслуживание переориентировано на гражданские поликлиники.
По социологическим опросам, более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинского обеспечения в целом. Каждый второй оценивает свое здоровье как удовлетворительное. А это говорит о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья наших защитников Отечества. Очень надеюсь, что новому руководству Минобороны удастся решить эти и другие накопившиеся проблемы, поднять престиж военной службы, восстановить в обществе уважение к армии.
И в заключение. Наша отечественная военная мысль сегодня, к сожалению, мертва. Советская военная доктрина закончилась с развалом СССР, а новой, способной ее адекватно заменить, до сих пор нет. А без нее Вооруженные Силы нормально существовать не могут. Будет военная мысль — будет ратное дело. Будет офицер — будет армия. Будет армия — будет Россия и будет победа!
Беседовал Александр СУХОПАРОВ