Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Порох надо держать сухим

После окончания «холодной войны» в нашем обществе утвердилось убеждение, что у России больше нет геополитических противников, а только партнеры и доброжелатели.

В связи с этим в девяностые годы был взят курс на ускоренную конверсию и сокращение военных расходов. В результате к началу XXI века военная безопасность страны оказалась у «красной черты» и не могла уже отвечать вызовам нашего отнюдь не спокойного времени. Во время недавней поездки на Дальний Восток министр обороны Сергей Шойгу заявил, что сделает все возможное для поддержания высокого уровня боеспособности Вооруженных Сил. В частности, подводные лодки предполагается оснастить высокоточным современным оружием большой дальности. А как в целом идет реформирование Вооруженных сил, их перевооружение и модернизация ОПК? 

06.04.2013 15:56

Порох надо держать сухим
Адмирал Кузнецов

Об этом рассуждает председатель Комитета Государственной Думы по обороне, адмирал Владимир КОМОЕДОВ.

— Нельзя не согласиться, что ситуация в сфере обеспечения военной безопас­ности страны сложилась весьма слож­ная. В результате более двух десятков лет реформирования Армия и Воен­но-морской флот серьезно снизили свою боеготовность. Нелегкие годы переживает и оборонно-промышлен­ный комплекс. Хронически не хватает средств для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на военных предприятиях. Фактически ОПК живет теми технологическими наработками, которые были сделаны еще в советское время. Настораживает то обстоятельство, что смена традици­онных устоев общества, девальвация его нравственных ценностей, отсут­ствие единой государственной идео­логии оборонной доктрины в послед­ние десятилетия привели к духовной деградации и разрыву традиционных связей между армией и обществом. В конечном счете, сложившаяся ситуа­ция способствовала ослаблению основ государственности, снижению прести­жа воинской службы.

Обращу внимание на преамбулу военной доктрины, утвержденной Бо­рисом Ельциным в 1993 году. В ней сказано, что внешних врагов у России нет… Но главные угрозы безопасности лежат внутри страны. И армия офици­ально нацеливалась на решение вну­тренних задач.

Чтобы ситуация кардинально из­менилась, необходимо иметь четкое представление о тех вызовах, кото­рые угрожают безопасности России, и трезво оценить, в каком состоянии оказались сегодня ее Вооруженные Силы. С одобрением были восприня­ты прошлогодние заявления Верхов­ного Главнокомандующего, Президен­та России Владимира Путина по этому поводу. Очень важно, что наше высшее руководство хорошо понимает, что до тех пор, пока «порох» наших стратеги­ческих ядерных сил, созданных само­отверженным трудом наших отцов и дедов, остается «сухим», никто не по­смеет развязать против нас широко­масштабную агрессию.

Сегодня международная обстанов­ка характеризуется ростом нестабиль­ности, становлением новых центров силы и ужесточением конкуренции между ними. События на Балканах, войны в Ираке и Афганистане, напря­женность вокруг Сирии, Ирана, цело­го ряда североафриканских и арабских стран заставляют нас быть готовыми противостоять всем возможным воен­ным угрозам.

Владимир КОМОЕДОВ
Владимир КОМОЕДОВ
Избран по общефедеральной части списка КПРФ. Родился 14 августа 1950 года. Образование высшее — Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, Военно-морская академия имени маршала Советского Союза А.А. Гречко, Военная академия Генштаба Вооруженных сил СССР. Адмирал запаса. Избирался депутатом Государственной Думы пятого созыва. Член фракции КПРФ, председатель Комитета Государственной Думы по обороне.

— Как вы оцениваете состояние ОПК? Удовлетворяет ли оно сто­ящим перед страной задачам по­вышения обороноспособности?

— Сегодня вопросу оснащения Во­оруженных Сил современной и каче­ственной техникой государство уде­ляет повышенное внимание. И у нас есть прекрасная возможность сделать наши Вооруженные Силы одними из самых сильных в мире. На эти це­ли выделены огромные финансовые средства. Капиталовложения по Госу­дарственной программе вооружения до 2020 года достигнут внушительной цифры — около 20 триллионов рублей и еще 3 триллиона поступят в рам­ках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы». При­оритетами при этом являются страте­гические ядерные силы, средства ра­кетно-космической обороны, авиация и Военно-морской флот. Основные задачи программы — омоложение ка­дров, обновление производства и ин­вестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Недавно депутаты приняли Феде­ральный закон «О государственном оборонном заказе». Он позволяет на правовом уровне урегулировать весь процесс оснащения армии и флота со­временным оружием с оптимальным вариантом бюджетного финансирова­ния. К сожалению, не все предложения нашего комитета, позволяющие по­дойти к вопросу о госзаказе с систем­ных позиций и сделать этот процесс более эффективным, удалось реализо­вать в законе. Нами было подготовле­но несколько десятков поправок, при­нято лишь несколько из них.

Среди положительных моментов в развитии ОПК можно назвать реше­ние о переходе к новой системе взаи­моотношений заказчиков с поставщи­ками продукции военного назначе­ния. Обслуживание военной техники, включая ее утилизацию, будут осуществлять заводы-изготови­тели. Кроме того, пересмотрен ряд ра­нее заключенных соглашений и кон­трактов в пользу отечественного про­изводителя. Принимаются меры, уже­сточающие контроль над исполнением гособоронзаказа. Создается Фонд пер­спективных технологических исследо­ваний в военной области.

Однако остаются вопросы, которые не позволяют нам однозначно утверж­дать о начале кардинальных измене­ний. Это отсутствие четких, системных подходов к гособоронзаказу, позволя­ющих исключить правовую неопреде­ленность и субъективизм в этом вопро­се; подготовка кадров для ОПК, нехват­ка специалистов средне-профессио­нального образования; нарушение сро­ков размещения заданий гособоронзаказа; отсутствие комплексного подхода к созданию новых вооружений, модер­низации существующих и другие.

— В прессе широко комментиро­вались скандальные разоблаче­ния по коррупционным делам в структурах Минобороны. Помо­гут ли перемены в руководстве ведомства избавиться от по­добных злоупотреблений впредь?

— По-моему, на этом горизонте за­маячила надежда. Борьба с корруп­цией в армии — это одна из важней­ших задач руководства Минобороны. Нельзя больше мириться с тем, что только за прошлый год, по сравнению с 2011-м, количество коррупционных преступлений в Вооруженных Силах возросло на 8,4 процента, а ущерб от них увеличился в 2,5 раза и превысил 7,5 млрд рублей. Это данные Главного военного следственного управления. За казнокрадство в армии осуждены более двухсот офицеров. Необходимо скорейшим образом излечить армию от этого губительного порока, иначе все предпринимаемые усилия по по­вышению обороноспособности нашей страны окажутся бесплодными.

Следует положительно оценить усилия Главной военной прокурату­ры в повышении эффективности ис­пользования средств оборонного бюджета, в том числе выделенных по Государственной программе вооруже­ния. Специалистами Счетной палаты, органами обеспечения безопасности в войсках пресечены масштабные на­рушения, связанные с незаконной ре­ализацией объектов недвижимости. Хочется верить, что у нового руковод­ства оборонным ведомством будет до­статочно политической воли и средств для дальнейшего противодействия коррупционным злоупотреблениям в Вооруженных Силах.

— Вы долге годы отдали службе на флоте, знаете его нынешнее состояние и запросы, как гово­рится, не понаслышке. Какими, на ваш взгляд, должны стать российские военно-морские си­лы, чтобы обеспечить решение стоящих перед ними задач по за­щите наших рубежей?

— Скажу так: Россия — крупнейшая морская держава и должна реально «владеть морем». Как писал еще Петр I в Морском уставе в 1720 г.: «Всякий По­тентат (Властитель), у кого только сухо­путное войско, — одну руку имеет, а у кого есть и флот — тот две руки име­ет». Так что обладание флотом давно и по достоинству ценилось нашими со­отечественниками.

К сожалению, в последние деся­тилетия мы здесь существенно сдали свои позиции и приблизились к кри­тическому рубежу утраты своего тра­диционного статуса. Налицо значи­тельное сокращение корабельного со­става, стремительное устаревание его материальной части при отсутствии ее адекватной замены. Негативные тен­денции в развитии ВМФ, к сожалению, пока еще остаются. Сегодня Россия по количеству атомных подводных лодок и другому вооружению серьезно усту­пает США.

Военно-морской флот — это высо­котехнологический вид Вооруженных Сил, и здесь требуются соответствую­щие подходы, в том числе и по снабже­нию современной техникой. Планиру­ется, что до конца 2020 года в рамках Государственной программы воору­жения наш ВМФ получит 8 ракетных подводных крейсеров, 16 многоцеле­вых подводных лодок, 54 надводных боевых корабля различного класса. Безусловно, это значительно укрепит боеспособность флота. Приятно отме­тить, что российские военные корабли сегодня возвращаются в Средиземное море для несения боевого дежурства. Еще два-три года назад об этом трудно было мечтать.

— Как вы расцениваете ситуа­цию, когда США начинают пере­сматривать планы размещения своей противоракетной обороны в Восточной Европе?

— В российской внешней политике отношения с НАТО продолжают играть весьма значительную роль. Они, безус­ловно, оказывают существенное влия­ние на безопасность России и полити­ческий климат не только в Европе, но и на всем североатлантическом про­странстве. Наши западные партнеры сегодня делают ставку на обеспечение собственной неуязвимости, забывая, что в современных условиях все в ми­ре тесно взаимосвязано, и забывать об этом опасно.

Российская позиция по вопро­су противоракетной обороны проста: создаваемая в Европе система ПРО не должна нарушить существующий па­ритет сил. США и НАТО предлагают свой вариант, который фактически на­правлен на подрыв эффективности на­шего ракетно-ядерного потенциала.

Недавнее заявление США об отказе от размещения в Польше дополнитель­ного типа ракет-перехватчиков, думаю, ничего принципиально не меняет. Ведь то, что они планировали, во многом уже реализовано. Поэтому нам нужны твердые гарантии, что ПРО США и НА­ТО не будет подрывать нашу обороно­способность. Они должны опираться на объективные военно-технические критерии. Нынешняя позиция Вашинг­тона по этому вопросу, на мой взгляд, — чистой воды лукавство.

— Закрытие целого ряда воен­ных учебных заведений, а так­же снижение уровня подготовки резервистов вызвало громкий резонанс. Ведь подобная прак­тика, как все хорошо понима­ют, серьезно влияет на состоя­ние обороноспособности нашей страны…

— Безусловно. Начнем с военного образования. Здесь бывшее руковод­ство Минобороны «наломало немало дров». Тем, кто сейчас возглавил его, теперь приходится латать дыры. Принято решение переподчинить военные вузы главкомам и командующим ви­дов и родов войск, как было раньше. Планируется увеличить заказ на под­готовку кадровых военных. В целом пересматриваются основные критерии профессионального обучения офице­ров. В этой связи прорабатываются предложения по изменению структуры и штатов всех военных вузов. Очень надеюсь, что в реализации задуманно­го будет меньше слов, а больше дела.

Теперь что касается мобилизаци­онного резерва. Воюют, как известно, не числом, а умением. Опыт Великой Отечественной войны со всей нагляд­ностью подтвердил старую истину: ар­мии бывают разбиты еще до того, как они выходят на поле боя. В 1941 году СССР превосходил Германию по мно­гим показателям, но уступал по чис­ленности. Но при этом уже в начале войны потерял только пленными око­ло трех миллионов человек, не считая убитых и раненых.

Поэтому наши военнослужащие должны постоянно, упорно и настой­чиво учиться ратному делу, осваивать новые современные виды вооружений и приемы ведения боевых действий. Это полностью относится и к резер­вистам. Сегодня нам нужно, на мой взгляд, иметь армию смешанного типа комплектования, а не уповать лишь на службу по контракту.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении из­менений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопро­сам создания мобилизационного люд­ского резерва». Его задача — обеспе­чение правовых основ для этого вида службы. Резервисты должны отличать­ся от обычных запасников высоким уровнем военной подготовки за счет регулярного прохождения военных сборов. Они будут получать ежемесяч­ные выплаты: 5 тысяч рублей — для рядового, до 8 тысяч — для офицера.

— В последнее время много гово­рится о необходимости повы­шения благосостояния военнос­лужащих и военных пенсионе­ров, их денежного довольствия, улучшения жилищных условий и медицинского обслуживания. Достаточны ли принимаемые меры для повышения престижа военной службы?

— Эти вопросы находятся под по­стоянным вниманием и контролем нашего комитета. Не скрою, проблем здесь еще очень много, система со­циального обеспечения военнослу­жащих далека от совершенства. Но в то же время невозможно не заметить, что подвижки в этом направлении все-таки есть. Денежное довольствие во­еннослужащих повысилось в среднем в 2,5 раза, увеличены и «военные» пенсии. Постепенно решается и жи­лищный вопрос. В 2013-2014 годах более 50 тысяч военнослужащих будут обеспечены постоянным жильем.

Сейчас на рассмотрении комитета находится законопроект о выплате де­нежной компенсации лицам, уволен­ным с военной службы и вставшим в очередь на жилье после 1 января 2005 года, при невозможности обеспечить их жилыми помещениями. Далее, ес­ли с военнослужащим совместно про­живает три и больше членов его семьи, то размер выплат увеличивается на 50 процентов. Этим же законопроектом предлагается военнослужащим, заклю­чившим контракт о прохождении воен­ной службы до 1 января 1998 года, пре­доставлять жилье как в собственность, так и по договору социального найма. Сейчас они могут получить жилье толь­ко по договору социального найма.

Крайне актуальным остается вопрос повышения «военных» пенсий. Крае­угольным камнем в настоящее время является «понижающий коэффициент 0,54», предусмотренный законом «О пенсионном обеспечении лиц, прохо­дивших военную службу, службу в ор­ганах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уч­реждениях и органах уголовно-испол­нительной системы и их семей». Он ис­пользуется при исчислении «военной» пенсии и ежегодно увеличивается на два процента до достижения 100 про­центов его размера.

Первоначально предлагалось мно­жество формул перерасчета военной пенсии, чтобы выйти на уровень уве­личения до 60 процентов. Депутаты комитета предлагали оставить преж­ний порядок расчета военной пенсии (50 процентов за 20 лет выслуги и плюс 3 процента за каждый год выслу­ги сверх 20 лет, но не более 85 процен­тов оклада). Но тогда Правительство РФ для увеличения военной пенсии на заданные 60 процентов все-таки ввело понижающий коэффициент. С 1 октя­бря 2013 года предусмотрено увеличе­ние этого коэффициента на 2,05 про­цента, а увеличение размера военной пенсии — на 7,5 процента. В перспек­тиве комитет намерен добиваться из­менения «коэффициента 0,54».

Анализ реформы системы медицин­ского и санаторно-курортного обеспе­чения военнослужащих показывает, что произошло значительное сокра­щение лечебных военно-медицинских учреждений. В тридцати регионах во­инские части дислоцированы на зна­чительном удалении от военно-меди­цинских учреждений, а в семнадцати они вообще отсутствуют. В итоге более 300 тысяч пенсионеров Минобороны не могут реализовать свое право на бесплатное обеспечение лекарствен­ными препаратами и зубопротезирование. Их обслуживание переориенти­ровано на гражданские поликлиники.

По социологическим опросам, бо­лее половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полно­той и качеством медицинского обе­спечения в целом. Каждый второй оценивает свое здоровье как удовлет­ворительное. А это говорит о недоста­точности мер по профилактике забо­леваний и охране здоровья наших за­щитников Отечества. Очень надеюсь, что новому руководству Минобороны удастся решить эти и другие накопив­шиеся проблемы, поднять престиж во­енной службы, восстановить в обще­стве уважение к армии.

И в заключение. Наша отечествен­ная военная мысль сегодня, к сожале­нию, мертва. Советская военная док­трина закончилась с развалом СССР, а новой, способной ее адекватно заме­нить, до сих пор нет. А без нее Воору­женные Силы нормально существо­вать не могут. Будет военная мысль — будет ратное дело. Будет офицер — бу­дет армия. Будет армия — будет Россия и будет победа!

 Беседовал Александр СУХОПАРОВ

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5816