Результат Сергея Собянина (51,37 процента), в принципе, соотносимый с уровнем доверия у президентской власти в Москве (46,95 процента в марте 2012 г.), не может считаться достаточным условием для констатации политической стабильности в столице. Более того, результат Алексея Навального (27,24 процента) выявил и подчеркнул серьезные риски для федеральных и региональных властей. Столичный мэр продемонстрировал относительно низкий уровень поддержки у москвичей, чуть не перейдя на уровень второго тура, а «легитимация», которую он поставил целью своей отставкой, произошла в крайне ограниченном объеме. Большую роль в этой «тонкой» ситуации сыграл штаб кандидата, избравший крайне пассивный способ ведения кампании. Внешне, особенно на контрасте с кампанией Навального, который провел ее гиперагрессивно, работа собянинского штаба выглядела особенно малоэффективно и «тонкий расчет» в его действиях увидели далеко не все.
Однако если оценивать работу предвыборного штаба Собянина несколько с другой стороны, чем это делает большинство аналитиков и экспертов (критически и негативно), то вполне можно предположить следующее: произошло довольно точное попадание в нужный результат голосования — второго тура не будет, но при этом кандидат Собянин далеко не оторвался от результата Владимира Путина на президентских выборах ( по Москве ). Также такая скромная победа, в принципе, дает мэру хороший стимул для интенсификации работы и шанс поменять команду для ее эффектизации.
При анализе итогов московской кампании следует учитывать также и то, что основной оппонент врио мэра Алексей Навальный изначально не собирался избираться столичным главой. А планировал лишь реализовать случайно представившуюся возможность (напомним, эти выборы были внеочередными) для институтализа-ции как публичного деятеля. Теперь сторонники Навального возвели его в ранг «федерального политика». Стало понятно, что штабу Собянина удалось провести в Москве такой дискурс, который позволил живо обсуждать возможности «несистемной оппозиции» на этой площадке и перспективы лично Навального. В результате он вполне может стать лидером оппозиции, с которым будет крайне сложно конкурировать как «старой гвардии» ( Немцову, Касьянову, В. Рыжкову), так и «молодежи» (Яшину, Удальцову). Да и проблема со спарринг-партнером для нынешнего Президента на будущих выборах решится сама собой…
В итоге региональной кампании в целом «Единая Россия», несмотря на пессимистические прогнозы аналитиков и политологов до этого, даже несколько укрепила свои позиции и провела всех выдвинувшихся глав регионов, используя для этого коалицию со «Справедливой Россией».
Если в Москве кампания ознаменовалась некоторыми потерями рейтинга со стороны провластного кандидата, то в остальных регионах губернаторы победили с большим отрывом от своих соперников, что свидетельствовало о более консолидированной и эффективной работе их штабов.
Конечно, можно говорить о наличии реальной политической конкуренции на этих региональных выборах. Однако новые партии проявили себя пока не очень уверенно: массового пришествия во власть их представителей не наблюдалось (участие приняли 54 структуры, а мандаты получили лишь 27 их представителей).
Впрочем, видимого падения влияния парламентских партий, как ожидалось, также не произошло. Наоборот, кандидаты от «системной оппозиции» продемонстрировали опыт, терпение и аккуратность при подаче документов, а в ответ получили адекватную реакцию со стороны избиркомов, которые больше помогали кандидатам при регистрации, чем чинили им препятствия. Несмотря на это парламентские партии не везде смогли взять штурмом представительные орган власти.
В аппарате Президента РФ констатировали то, что требование повышения качества выборного процесса было в основном выполнено. Теперь, видимо, будет предложено перейти к повышению качества провластных кандидатов с прицелом на будущие выборы 14 сентября 2014 года. Впрочем, администрация также закладывает принцип работы с сильными кандидатами вообще, несмотря на их политическую ориентацию.
Представители оппозиции, особенно протестных групп, продемонстрировали в ходе этой кампании крайне завышенную самооценку. Особенно ярко это проявилось в Москве и Московской области, где оппозиционные кандидаты, выражая свое неудовольствие результатами голосования, опирались в основном на «собственные ощущения», а не на факты массовых нарушений и фальсификаций. Интересно, что по ходу организации выборного процесса и во время голосования у этих кандидатов претензий не возникало, они появились только тогда, когда стал ясен результат.
В дальнейшем протест примет несколько более цивилизованные формы, возможно, даже «уйдет с улицы», а «несистемная оппозиция» начнет подготовку к следующим региональным выборам с усиленного партстроительства и поиска новых «опорных групп».