Все о пенсиях в России

08:00Минтруд придумал, как перечислять в Израиль и Болгарию пенсии российским пенсионерам

вчераДепутат рассказал, какие документы нужны для повышенной пенсии

вчераЗачем пожилым электронное свидетельство пенсионера

Нужны международные институты регулирования Интернета

Развитие мировых информационных сетей породили такие новые опасные явления, как киберугрозы, что, в свою очередь, заставляет задуматься о проблемах интербезопасности

03.02.2017 15:56

Автор: Сергей Борисов

Нужны международные институты регулирования Интернета
Фото Владимира Афанасьева

Насколько остро они стоят перед нашей страной?

На вопросы журнала отвечает председатель думского Комитета по информационной политике Леонид ЛЕВИН.

ДОКТРИНА

- Время масштабных войн с эпи­ческими сухопутными и морскими сражениями безвозвратно уходит. Сегодня противостояние госу­дарств находит проявление в так называемых гибридных войнах, од­ной из важнейших составляющих которых является кибервойна с соответствующими атрибутами — электронным шпионажем, хакер­скими атаками и так далее. Соот­ветствующие формирования, со­стоящие из IT-специалистов, давно стали частью военного потенциала США и многих стран Европы.

В связи с новыми вызовами встает вопрос о совершенствова­нии законодательства в информа­ционной сфере. Ярким примером государственной политики здесь служит утвержденная президент­ским указом от 5 декабря 2016 года Доктрина информационной безопасности. Отмечу: первая такая доктрина в российской истории появилась еще в 2000 году после из­брания Владимира Путина на пост президента. Таким образом, на протяже­нии долгого времени государство проводит последовательную по­литику в сфере инфор­мационной безопас­ности и относится к этой теме с предель­ным вниманием.

За более чем 16 лет информаци­онные тех­ноологии серьезно эволюционировали, мир сильно изменился. Основной по­сыл нового базового докумен­та: Интернет сегодня стал полем международной политики, следо­вательно, в условиях обострения ситуации вокруг России не ис­ключены различные угрозы в наш адрес и последующие конфликты. Мы должны быть к этому готовы.

- По сравнению с прежним в но­вом документе пристальное вни­мание уделяется защите частной жизни российских граждан в ходе обработки персональных данных, защите населения (в первую оче­редь молодежи) от целенаправ­ленной дезинформации, доведе­нию до российской и международ­ной общественности достоверной информации о государственной политике РФ и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире.

- Новая доктрина также отме­чает важность перехода государ­ственных информационных систем на отечественное программное обеспечение. Суверенитет в ин­формационной сфере должен обе­спечиваться на основе российских технологий, как это уже происхо­дит в важнейших для обороны и безопасности сферах.

Поддержка отечественных вы­соких технологий является при­оритетом в работе нашего коми­тета. В связи с этим мы с колле­гами планируем и дальше про­водить мониторинг реализации постановлений Правительства и закона о реестре отечественного программного обеспечения, ко­торый устанавливает механизмы закупок российского программно­го обеспечения для государствен­ных нужд. На сегодняшний день реестр уже содержит более 2500 наименований и динамично по­полняется.

УГРОЗЫ

- Много говорится об информаци­онной безопасности нашей стра­ны и возможных угрозах. Разве нет форматов взаимодействия государств в этой сфере, объеди­нения усилий?

- Киберугрозы могут исходить не только со стороны враждеб­но настроенных государств, но и со стороны криминала и экстре­мистов. Интернет позволяет дей­ствовать из любой точки планеты, причем анонимно. Так появляется благоприятная среда для преступ­ников и злоумышленников.

От продажи через Интернет (за­частую «серый» или «невидимый») наркотиков, оружия, детской пор­нографии, человеческих органов, от пропаганды экстремизма стра­дают в абсолютном большинстве стран. Эффективно пресекать та­кую противоправную деятельность государства могут только сообща, утвердив единые принципы за­щиты от трансграничных угроз и выстроив заслон преступникам. Значит, необходимо вести работу по заключению межгосударствен­ных договоров об информационной безопасности.

С нашей стороны не раз озву­чивались предложения создать международные институты регу­лирования Интернета, когда спе­циализированная организация при ООН, например на базе Междуна­родного союза электросвязи, мог­ла бы заняться выработкой общих правоохранительных подходов во всех существующих сегментах Се­ти, всех национальных доменах.

- Можно ли утверждать, что российские органы госуправления, вооруженные силы и силовые ведомства, финансовая система, предприятия и организации, особенно в стратегических сферах, надежно защищены от кибер­взломов?

- Отечественные специалисты являются ведущими разработчи­ками программного обеспечения, широко востребованного не только в нашей стране, но и в мире. В во­просах безопасности Россия стоит в ряду передовых стран и может гордиться своими наработками.

Серьезное беспокойство вызы­вает тот факт, что на сегодняшний день даже не хакеры-одиночки, а спецслужбы различных стран ак­тивно используют информационные технологии в злонамеренных целях, о чем предупреждает и Доктрина информационной безопасности.

В конце прошлого года ФСБ Рос­сии сообщила, что иностранные спецслужбы планировали исполь­зовать хакеров для дестабилизации финансовой системы. Десятки рос­сийских городов могли тогда постра­дать. Спецслужбы предотвратили опасность, однако сама ситуация, когда кибератаку планировалось со­вместить с массированным инфор­мационным вбросом с целью посеять панику на банковском рынке, гово­рит о новых формах противоборства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

- Какие новые законодательные инициативы в области обеспече­ния кибербезопасности рассма­триваются сейчас или ожидаются в ближайшем будущем?

- В первую очередь это законо­проекты, направленные на реализа­цию положений Доктрины информа­ционной безопасности. В условиях, когда воздействие вирусного про­граммного обеспечения может при­вести к дестабилизации обстановки в стране, на первый план выходит во­прос стабильности работы структу­ры российского сегмента Интернета.

Недавно Правительство внесло на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов о критической ин­формационной инфраструктуре. Они выдержаны в духе Доктрины информационной безопасности. В случае поддержки данных иници­атив в законодательстве появятся определения объектов критической информационной инфраструктуры страны, то есть элементов инфор­мационных сетей, повреждение которых угрожает нормальному функционированию государства и общества. Ответственность за киберпреступления в отношении таких объектов значительно уже­сточается и предусматривает до де­сяти лет лишения свободы. Думаю, законопроект будет поддержан все­ми фракциями и принят уже весной текущего года.

В целом мы приближаемся к новому этапу развития мировых информационных сетей, когда тех­нологическая цепочка будет рас­ширяться, в нее будет входить все большее количество устройств. Не­далеко время, когда мы буквально увидим подключение к Интернету «каждого утюга». Это порождает иную реальность с новыми угро­зами обществу, а значит, и новый уровень вызовов, к которым наша страна должна быть готова, в том числе и с точки зрения законода­тельства.

киберугрозы
Читайте нас в Дзен