Нужны международные институты регулирования Интернета

Развитие мировых информационных сетей породили такие новые опасные явления, как киберугрозы, что, в свою очередь, заставляет задуматься о проблемах интербезопасности

Нужны международные институты регулирования Интернета

Фото Владимира Афанасьева

Насколько остро они стоят перед нашей страной?

На вопросы журнала отвечает председатель думского Комитета по информационной политике Леонид ЛЕВИН.

ДОКТРИНА

- Время масштабных войн с эпи­ческими сухопутными и морскими сражениями безвозвратно уходит. Сегодня противостояние госу­дарств находит проявление в так называемых гибридных войнах, од­ной из важнейших составляющих которых является кибервойна с соответствующими атрибутами — электронным шпионажем, хакер­скими атаками и так далее. Соот­ветствующие формирования, со­стоящие из IT-специалистов, давно стали частью военного потенциала США и многих стран Европы.

В связи с новыми вызовами встает вопрос о совершенствова­нии законодательства в информа­ционной сфере. Ярким примером государственной политики здесь служит утвержденная президент­ским указом от 5 декабря 2016 года Доктрина информационной безопасности. Отмечу: первая такая доктрина в российской истории появилась еще в 2000 году после из­брания Владимира Путина на пост президента. Таким образом, на протяже­нии долгого времени государство проводит последовательную по­литику в сфере инфор­мационной безопас­ности и относится к этой теме с предель­ным вниманием.

За более чем 16 лет информаци­онные тех­ноологии серьезно эволюционировали, мир сильно изменился. Основной по­сыл нового базового докумен­та: Интернет сегодня стал полем международной политики, следо­вательно, в условиях обострения ситуации вокруг России не ис­ключены различные угрозы в наш адрес и последующие конфликты. Мы должны быть к этому готовы.

- По сравнению с прежним в но­вом документе пристальное вни­мание уделяется защите частной жизни российских граждан в ходе обработки персональных данных, защите населения (в первую оче­редь молодежи) от целенаправ­ленной дезинформации, доведе­нию до российской и международ­ной общественности достоверной информации о государственной политике РФ и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире.

- Новая доктрина также отме­чает важность перехода государ­ственных информационных систем на отечественное программное обеспечение. Суверенитет в ин­формационной сфере должен обе­спечиваться на основе российских технологий, как это уже происхо­дит в важнейших для обороны и безопасности сферах.

Поддержка отечественных вы­соких технологий является при­оритетом в работе нашего коми­тета. В связи с этим мы с колле­гами планируем и дальше про­водить мониторинг реализации постановлений Правительства и закона о реестре отечественного программного обеспечения, ко­торый устанавливает механизмы закупок российского программно­го обеспечения для государствен­ных нужд. На сегодняшний день реестр уже содержит более 2500 наименований и динамично по­полняется.

УГРОЗЫ

- Много говорится об информаци­онной безопасности нашей стра­ны и возможных угрозах. Разве нет форматов взаимодействия государств в этой сфере, объеди­нения усилий?

- Киберугрозы могут исходить не только со стороны враждеб­но настроенных государств, но и со стороны криминала и экстре­мистов. Интернет позволяет дей­ствовать из любой точки планеты, причем анонимно. Так появляется благоприятная среда для преступ­ников и злоумышленников.

От продажи через Интернет (за­частую «серый» или «невидимый») наркотиков, оружия, детской пор­нографии, человеческих органов, от пропаганды экстремизма стра­дают в абсолютном большинстве стран. Эффективно пресекать та­кую противоправную деятельность государства могут только сообща, утвердив единые принципы за­щиты от трансграничных угроз и выстроив заслон преступникам. Значит, необходимо вести работу по заключению межгосударствен­ных договоров об информационной безопасности.

С нашей стороны не раз озву­чивались предложения создать международные институты регу­лирования Интернета, когда спе­циализированная организация при ООН, например на базе Междуна­родного союза электросвязи, мог­ла бы заняться выработкой общих правоохранительных подходов во всех существующих сегментах Се­ти, всех национальных доменах.

- Можно ли утверждать, что российские органы госуправления, вооруженные силы и силовые ведомства, финансовая система, предприятия и организации, особенно в стратегических сферах, надежно защищены от кибер­взломов?

- Отечественные специалисты являются ведущими разработчи­ками программного обеспечения, широко востребованного не только в нашей стране, но и в мире. В во­просах безопасности Россия стоит в ряду передовых стран и может гордиться своими наработками.

Серьезное беспокойство вызы­вает тот факт, что на сегодняшний день даже не хакеры-одиночки, а спецслужбы различных стран ак­тивно используют информационные технологии в злонамеренных целях, о чем предупреждает и Доктрина информационной безопасности.

В конце прошлого года ФСБ Рос­сии сообщила, что иностранные спецслужбы планировали исполь­зовать хакеров для дестабилизации финансовой системы. Десятки рос­сийских городов могли тогда постра­дать. Спецслужбы предотвратили опасность, однако сама ситуация, когда кибератаку планировалось со­вместить с массированным инфор­мационным вбросом с целью посеять панику на банковском рынке, гово­рит о новых формах противоборства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

- Какие новые законодательные инициативы в области обеспече­ния кибербезопасности рассма­триваются сейчас или ожидаются в ближайшем будущем?

- В первую очередь это законо­проекты, направленные на реализа­цию положений Доктрины информа­ционной безопасности. В условиях, когда воздействие вирусного про­граммного обеспечения может при­вести к дестабилизации обстановки в стране, на первый план выходит во­прос стабильности работы структу­ры российского сегмента Интернета.

Недавно Правительство внесло на рассмотрение Госдумы пакет законопроектов о критической ин­формационной инфраструктуре. Они выдержаны в духе Доктрины информационной безопасности. В случае поддержки данных иници­атив в законодательстве появятся определения объектов критической информационной инфраструктуры страны, то есть элементов инфор­мационных сетей, повреждение которых угрожает нормальному функционированию государства и общества. Ответственность за киберпреступления в отношении таких объектов значительно уже­сточается и предусматривает до де­сяти лет лишения свободы. Думаю, законопроект будет поддержан все­ми фракциями и принят уже весной текущего года.

В целом мы приближаемся к новому этапу развития мировых информационных сетей, когда тех­нологическая цепочка будет рас­ширяться, в нее будет входить все большее количество устройств. Не­далеко время, когда мы буквально увидим подключение к Интернету «каждого утюга». Это порождает иную реальность с новыми угро­зами обществу, а значит, и новый уровень вызовов, к которым наша страна должна быть готова, в том числе и с точки зрения законода­тельства.

киберугрозы

Просмотров 1465

03.02.2017

Популярно в соцсетях