Статистика гибели усыновленных в России детей удручающая: в 2009 году за границей погибло 350 детей, через год это число уменьшилось — 280, но в позапрошлом году вновь произошел рост — 296 детей. Под конец прошлого года вышел «закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление американцами российских детей. Одновременно появился президентский указ о поддержке усыновления детей-сирот в России. Были внесены поправки в некоторые законодательные акты, по которым правила усыновления гражданами зарубежных государств стали гораздо жестче… «Правительственный час» в Госдуме, на который были приглашены заместитель Премьерминистра Ольга Голодец, министр иностранных дел Сергей Лавров, Генеральный прокурор Юрий Чайка и заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко, лишний раз подтвердил актуальность проблемы усыновления.
Инвалидов не берем
До сего дня в обществе не стихают жаркие споры о том, надо ли вводить полный запрет на усыновление иностранцами российских детей или нет. Противники запрета считают, что если государство не может помочь соотечественникам-сиротам найти новую семью, то не надо, как сказал один популярный блогер, изображать из себя собаку на сене: следует дать возможность это сделать всем тем, кто в состоянии обеспечить ребенку в приемной семье счастливое детство. И не важно, кто это будет — российский гражданин или иностранец. Все в равной степени имеют право претендовать на звание родителей. Главное — права маленького человечка, а уж потом все остальное. Скажем, если ребенку нужна высокотехнологичная медицинская помощь за рубежом, которую невозможно оказать в нашей стране, то «необходимо руководствоваться прежде всего интересами ребенка, что соответствует Конвенции о его правах, которую Россия подписала». Так ответил замминистра Игорь Реморенко на вопрос члена Комитета ГД по обороне Владимира Овсянникова.
Сторонники запретительных мер убеждены, что, препятствуя международному усыновлению, мы выравниваем демографическую ситуацию, не разбрасываемся человеческим потенциалом, сохраняем национальный генофонд, выбиваем почву из-под коррупционеров, делающих большие деньги на бюрократических процедурах усыновления и т.п. В пользу этих аргументов свидетельствует и официальная статистика. Данные Минобрнауки, которые привел замминистра, говорят о том, что за последние два-три года иностранные граждане усыновили в России в несколько раз больше детей-инвалидов, чем россияне, — явный перекос. «Если мы посмотрим на число усыновленных детей-инвалидов, мы увидим, что по российским гражданам это в 2010 году — 40, в 2011-м — 38, в 2012-м — 29. Иностранными гражданами усыновлено 148, 176 и 171 соответственно», — подчеркнул он.
Усыновление детей-инвалидов, пожалуй, самый яркий и впечатляющий индикатор состояния системы усыновления в стране и социального благополучия в российских семьях в целом. Обвинять наших людей в черствости и равнодушии не поднимается рука. Только самые настойчивые, решительные и материально обеспеченные люди могут самостоятельно, без поддержки государства, лечить приемных детей-инвалидов, получать квалифицированную медицинскую помощь, которая чаще всего является платной, а также «удержаться» на бюрократической карусели по сбору нужных документов и найти обходные пути. Они могут выстоять в неравной конкурентной борьбе за ребенка с более богатыми иностранцами, которые готовы платить сколько угодно за «ненужных детей». Как-то незаметно усыновление в нашей стране превратилось в бизнес, где вертятся огромные деньги, преимущественно доллары и евро.
Заграница нам не поможет
Вызывает только сожаление, что катализатором для обсуждения и решения проблем усыновления стали участившиеся смертельные случаи с нашими детьми за рубежом. Такое впечатление, что не будь их, все бы шло по накатанной колее. Продолжали бы махать дубинкой лишения родительских прав зачастую совершенно безосновательно, о чем говорили многие депутаты. Бездумно отдавали бы детей за рубеж, чинили бы всевозможные препоны добросовестным приемным родителям в угоду более богатым иностранным претендентам. Поэтому в обществе существует определенный скептицизм по поводу ужесточения семейной политики. Уж не объясняется ли нынешняя политическая активность не столько искренней заботой о детях, сколько банальным пиаром? Неужели раньше не видели, говорят многие участники общественного обсуждения в социальных сетях, какие негативные процессы происходят в сфере усыновления, опеки и попечительства?
Допустим, что мешало нашим переговорщикам вписать требования о постановке ребенка на консульский учет в те соглашения о сотрудничестве в сфере международного усыновления, которые заключались и заключаются с зарубежными государствами? Может, тогда не было бы случаев, когда усыновители не обращаются с просьбой поставить ребенка на консульский учет, на что пожаловался депутатам министр иностранных дел Сергей Лавров. Из-за этого настоящего положения дел не знаем. Иностранцы, увы, не чтят наш Семейный кодекс, по нормам которого консульские сотрудники за рубежом должны вести учет усыновленных несовершеннолетних российских граждан. А как вести, если обращаются единицы, и это дело сугубо добровольное?
То же самое можно было бы сказать и в отношении предоставления ребенку американского гражданства после переезда в США и присвоения американского имени. Как отметил министр, по информации об инцидентах в прессе трудно понять по имени, что это ребенок из России. Сейчас МИД работает над тем, чтобы создать базу данных всех усыновленных россиян. Президент Владимир Путин также счел целесообразным предложение детского омбудсмена Павла Астахова создать единый банк данных приемных родителей. Почему эта простая и здравая мысль не пришла в голову чиновников раньше, задолго до Димы Яковлева и Максима Кузьмина?
Сейчас идет активная работа, отметил министр, над расширением юридической базы, позволяющей более эффективно защищать права российских граждан за рубежом. Особое внимание уделяется внешнеполитическому сопровождению процесса заключения двусторонних договоров. На данный момент, по его словам, есть два действующих договора с Италией и Францией, которые предусматривают жесткий контроль за усыновленными детьми. В них, в частности, закреплены обязательства иностранных партнеров ставить ребенка на консульский учет, предоставлять отчеты об условиях жизни и воспитания усыновленных детей, получать обязательное предварительное согласие российских компетентных органов на повторное усыновление ребенка. При этом дети сохраняют российское гражданство при приобретении ими гражданства иностранного государства, что позволяет эффективнее обеспечивать их защиту и покровительство. Продолжаются переговоры и с другими странами.
Отсутствие двусторонних договоров, в которых были бы четко прописаны права и обязанности сторон по защите прав усыновленных детей из России, и приводит к игнорированию наших запросов по поводу жизни российских детей за рубежом. Как привел пример Генеральный прокурор Юрий Чайка, США не удовлетворили более половины запросов Генпрокуратуры России об оказании помощи по уголовным делам о насилии над российскими детьми. Из 19 таких запросов по фактам убийств и насилия, совершенных в США в отношении российских детей, было получено лишь семь ответов, причем только в одном случае запрос был удовлетворен. Как считает первый зампред Комитета ГД по делам семьи, женщин и детей Ольга Баталина, международное усыновление нужно оставить только в отношении тех государств, с которыми были подписаны соответствующие соглашения.
Больше сирот — больше взяток
Можно, конечно, метать гром и молнии в адрес зарубежных усыновителей, жестоко обращающихся с российскими детьми, но, к сожалению, мы не лучше. Нужно признать это, чтобы сделать правильные выводы. Посыпать голову пеплом не стоит, но факты — упрямая вещь. Кроме того, мы не желаем брать в свои семьи детей-инвалидов, столь же неохотно усыновляем детей с ограниченными возможностями здоровья, подростков и детей, имеющих родных братьев и сестер. И в целом, отметила вице-премьер Ольга Голодец, число желающих взять в семьи сирот постепенно уменьшается. В прошлом году очередь из потенциальных приемных родителей по сравнению с предыдущим годом сократилась с 18 тысяч до 16,5 тысячи человек. Если два года назад в замещающие семьи попали около 67,5 тысяч детей-сирот, то спустя год уже немногим более 61 тысячи. Из них усыновлены всего 6,5 тысячи детей. «Эта цифра не внушает оптимизма, потому что, конечно, это немного. У нас небольшими темпами растет число усыновленных детей — до 6 тысяч», — подчеркнула она. При этом, как показывает статистика, 4,5 тысячи детей, взятых в семьи, вернулись в детдома, так как от них отказались приемные родители.
Насколько уменьшается число будущих пап и мам, настолько примерно увеличивается количество детей-сирот. Так, сегодня в федеральном банке данных содержатся 118 тысяч анкет сирот. Большая часть детей (74,4 тысячи) стали сиротами только в одном 2012 году. И что вообще повергает в уныние — у каждого второго (44 тысячи) из них есть родители. Ольга Голодец считает эту «очень большую цифру для нашей страны» следствием социального неблагополучия: алкоголизма, наркомании и асоциального поведения. С другой стороны, следовало бы гораздо реже прибегать к такой крайней мере, как лишение родительских прав.
Одна из причин такого явного нежелания россиян брать в свои семьи воспитанников детских домов, приютов, детей-«лишенцев» из неблагополучных семей (пожалуй, только новорожденных берут охотно), лежит на поверхности, и имя ей — коррупция. Каждый из нас наверняка, знает добрый десяток семей которых социальные работники «мурыжили» по полгода и год, но те так и не получили добро на усыновление детей, которых они выбрали. Тогда как иностранцы все документы оформляли за три-четыре дня.
Нет нужды объяснять, почему такое происходит. То же нашумевшее дело по усыновлению братьев Кузьминых из Печорского дома ребенка в Псковской области уже попало в суд — процедура, по данным следствия, была незаконной. Возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 293 УК РФ (халатность). Прокурорская проверка установила, что должностные лица, ответственные за процедуру усыновления, «ненадлежащим образом исполняли свои обязанности, в результате чего суд был лишен возможности полно исследовать обстоятельства дела в части обеспечения прав детей на проживание и воспитание в семье российских граждан». Ясно, с чем связана эта «халатность». Сумма взяток, по подсчетам Павла Астахова, составляет от 50 тысяч долларов до 150 тысяч долларов за ребенка.
Свыше 73 тысяч детей-сирот, по словам члена Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Алевтины Апариной, не обеспечены жильем, хотя средства на эти цели из бюджета были выделены. Куда ушли деньги? Ольга Голодец была вынуждена признать, что проблема до сих пор не решена.
В чиновничьих тисках
Очевидно, что систему усыновления, не менявшуюся еще с советских времен, нужно реформировать коренным образом. Как известно, в феврале правительство внесло в Госдуму поправки в разные законы, упрощающие некоторые процедуры усыновления, снижающие требования к усыновителям и повышающие пособия. Однако на «правительственном часе» по проблеме усыновления депутаты расценили предлагаемые исполнительной властью меры как недостаточные. В частности, они касаются не всех категорий детей, среди которых самой уязвимой остаются сироты-инвалиды. Все чаще родители отказываются от таких детей, а государство мало помогает семьям, взявшим их под свое крыло. Что касается близких родственников, способных принять в свою семью внуков, племянников, младших братьев и сестер, то, как заверила Ольга Голодец, будут сняты ограничения в возрасте (раньше 16 лет).
Многие законодатели и эксперты предлагают отменить бюрократические процедуры по подтверждению инвалидности детей, а по некоторым категориям (в частности, с синдромом Дауна) присваивать пожизненную инвалидность. Можно было бы отменить и огромное количество всевозможных справок, что наводит на законопослушных граждан настоящий ужас и отбивает всякую охоту проявить свои лучшие человеческие качества. Бегая по коридорам, замучаешься пыль глотать, как однажды образно выразился глава государства. В конце концов, большинство этих справок должны доставать сами чиновники, благо Интернет и различные электронные базы данных всех служб всегда под рукой.
Скажем, почему не сделать бесплатными медицинские анализы для получения инвалидности, установить для детей-инвалидов различные категории тяжести инвалидности и для определенных категорий предусмотреть дополнительную помощь? По мнению заместителя Председателя Госдумы Людмилы Швецовой, все медосмотры, многие другие услуги должны быть бесплатными. Более того, считает она, семьям, взявшим детей-инвалидов, следует на законодательном уровне гарантировать их бесплатное лечение, так как это не личное дело, а дело государства. В этих целях необходимо, предлагает законодатель, выдавать специальный медицинский сертификат.
Вице-премьер Ольга Голодец предложила изменить перечень тех, кто имеет право на опеку. Граждане, больные онкологическими заболеваниями на первичных стадиях, например, имеют полное право называться приемными родителями. А вот психически неуравновешенным лицам вход в это семейное пространство должен быть запрещен. По ее мнению, следует изменить подходы к диагностике детских заболеваний, не раздавать направо и налево диагнозы типа «задержка умственного развития», что часто не соответствует истине: большинство детей родились вовсе не умственно отсталыми, а пострадали от недостатка обучения, воспитания, общения. Все дети вскоре пройдут повторную диспансеризацию, заверила она.
Кроме того, планируется поддержать схему «интернатного проживания», то есть ребенок будет жить вне дома только в те периоды, когда его бабушке или дедушке понадобится поехать в санаторий или лечь на обследование в стационар. Органы опеки планируется усилить психологами и специалистами. Консультации приемных родителей уменьшат число случаев, когда семья берет ребенка, а потом отказывается от него…
И любовь, и деньги
Многие депутаты выступают за то, чтобы государство существенно повысило пособия приемным семьям. Однако, как сказала Ольга Голодец, Правительство России отказалось от идеи стимулировать российских усыновителей высокими материальными компенсациями по причине того, что «ребенок должен быть принят в семью по любви, а не по экономическим соображениям: это создаст для его жизни и благополучия серьезную угрозу». Впрочем, для некоторых категорий детей-сирот исключения возможны. Так, в отношении инвалидов старше семи лет, братьев и сестер для стимулирования усыновления в стране можно выдавать 100 тысяч рублей (возможно, и выше) усыновителям детей-инвалидов при заключении договора о безвозмездном оказании услуг по правовому, организационному, психологическому и педагогическому сопровождению сроком на год. Такое предложение, к примеру, поступило от Общественной палаты.
Минобрнауки тоже предлагает увеличить выплату лицам, усыновляющим детей с ограниченными возможностями здоровья, увеличив единовременную выплату с нынешних 13 тысяч до 100 тысяч рублей. Кроме того, в документе предлагается отказаться от оценки площади жилья усыновителей. Сейчас кандидатам в приемные родители необходимо получить справку «о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам». Также министерство предполагает увеличить срок действия медицинских справок усыновителей от трех до шести месяцев, а срок вступления в силу решения суда об усыновлении сократить с 30 до 10 дней.
Причем, как считают законодатели, пора разобраться с региональным разнобоем размеров пособий. Как привела пример член Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Алимова, сумма детских пособий на ребенка составляет в Саратовской области смехотворные 10,5 рублей в день — в таком номинале даже бумажных денег уже почти не существует. Как считает заместитель Комитета ГД по регламенту и организации работы Госдумы Светлана Горячева, с нынешней практикой, когда в одной области густо, а в другой пусто, надо кончать и вводить единый государственный «стандарт» пособий. И действительно, люди не виноваты в том, что одни региональные власти заботятся о детях сиротах, пускают деньги на социальные нужды приемных семей, а другие — нет. Другое дело, если средства были выделены, а спустя время новоявленный отец отдал ребенка обратно в детдом. Тогда, по ее мнению, надо забирать деньги обратно.
А деньги на увеличение пособий и в целом на материальную поддержку сиротства, как предложила депутат, можно взять у богатых. Следует, на ее взгляд, принять закон о налоге на роскошь, и «полученные ресурсы аккумулировать для поддержки проблемной семьи и сиротства», то есть целенаправленно выделять на помощь детям-сиротам. Так, привела она пример, во Франции действует Национальная касса поддержки проблемной семьи, а в Норвегии существует система помощи через талоны на продукты и товары с последующим возмещением затрат торговым предприятиям.
Есть предложение Павла Астахова о создании отдельного ведомства, которое займется усыновлением детей-сирот. Президент Владимир Путин не высказался против, лишь подчеркнул роль экспертного сообщества, которое могло бы выразить свое компетентное мнение. Многие законодатели тоже считают, что нужно создать такое единое ведомство. Замглавы Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Екатерина Лахова высказалась в поддержку создания такой структуры, тем более, по ее мнению, эти вопросы не должны входить в компетенцию Минобрнауки.
Однако ряд авторитетных экспертов выступает против формирования еще одного бюрократического института, что может не улучшить, а лишь ухудшить положение. Не очередная ли трата государственных денег на чиновничество, а не конкретно на детей? Может, следует ограничиться деятельностью единого координационного Совета по проблемам семьи, как предлагает Екатерина Лахова. По словам Игоря Реморенко, идея создания межведомственного Совета по делам семьи, детей и сирот поддерживается и вскоре будет принято соответствующее решение.
Николай ЛАШКЕВИЧ