Много их, а я один: политические партии, стремящиеся к бесконечности
Артур Вафин, политолог, психолог
Отдавая свой голос, избиратель рассчитывает получить хороший товар (звучит цинично, но таков язык политических маркетологов: политик — это товар)"
Ключевая задача политической партии заключается в получении власти. Зачем ей эта власть? В первую очередь для использования власти в интересах народаТут возникает интересный момент. Партия — это только часть от целого, часть общества. Как она может представлять интересы всех, всего общества? В том-то и дело, что партия не может представить абсолютно все интересы. Она представляет интересы лишь некоторых слоев общества. Партия, которая приближена к идеалу отражения большинства интересов различных общественных слоев, является массовой. Такая партия стремится донести до правительства наибольшее количество запросов, исходящих от народа, — от повышения пенсий до регулирования отношений государства и бизнеса. Массовая партия проявляет заботу обо всех, насколько это возможно в плюральном демократическом обществе.
Основные функции партии в том, чтобы уметь слушать своих избирателей, обобщать их запросы, озвучивать и претворять их в жизнь, ежели партия находится в парламенте и представляет в нем интересы избирателей. Партия — это стратегический центр, который занимается выделением значимых проблем.
Таков смысл партии в самых общих чертах. Если партий больше, чем одна, их идейное и сущностное наполнение будет различным. Именно на полях идей и практики партии ведут друг с другом «бои» за голоса избирателей. 4 апреля 2012 года в «Российской газете» был опубликован закон о внесении изменений в федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года. Благодаря этому закону численность членов партий была снижена до 500 человек. До этого было 40 000. Нет 40 000? Ваша партия была бы не зарегистрирована. Теперь иначе. Есть 500 человек? Пожалуйста, партия готова. На ноябрь 2013-го на сайте Министерства юстиции Российской Федерации дана информация о 74 зарегистрированных партиях. И это только начало.
Законы приняты, выборы нескоро, самое время поразмышлять о партиях без лишних эмоций.
«Мы делили апельсин, много нас, а он один», — гласит детская считалочка. Так и с партиями — их много, а российский парламент — один. Мало того, я в качестве избирателя тоже один, на мой выбор не должны влиять пристрастия моей семьи, друзей и коллег по работе. Это мой личный выбор. Кого хочу, того и выбираю. Если мыслю рационально, при всех возможных издержках на информацию, стараюсь выбирать лучшую партию, самую достойную и адекватную современной российской ситуации.
Сегодня в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва представлены четыре партии: «Единая Россия», Коммунистическая партия Российской Федерации, Либерально-демократическая партия России и «Справедливая Россия». Пока так. Пока, потому что с 2016 года проходной барьер в Госдуму будет составлять пять процентов вместо семи и, скорее всего, количество партий возрастет.
Много партий и невысокий проходной барьер, помогающий малышам прийти в большую политику, — хорошо это или плохо? Как не запутаться, не ошибиться простому человеку и даже тому, кто политикой искушен? И самое главное, как сделать правильный выбор среди такого количества партий?
Что такое правильное решение одного конкретного человека в политическом отношении? Такое решение приносит благо не только этому человеку, но и обществу, в котором данный индивид обитает. Так вот, чтобы принять правильное решение, уже до выборов необходимо знакомиться с программами политических партий, понимать, какую идеологию они представляют и что дадут вам на практике.
С точки зрения теории рационального, вникать в суть всех партий не только затратная по ресурсам и времени затея, но и нерациональная.
Очевидно, что для правильного решения необходимо ознакомиться с идеологиями и программами тех партий, которые выходят на вас, т.е. заинтересованы в вас как в избирателе. Те люди, что занимаются политическим маркетингом, могли бы предложить нам следующую аналогию: представьте, что вы пришли в магазин купить телевизор, среди тысячи кричащих марок вам надо выбрать одну, наиболее качественную, при этом она еще должна быть вам по карману. Современный магазин сложно представить без продавца-консультанта, прошедшего множество тренингов по манипуляции сознанием покупателя. Зачастую задача такого продавца в том, чтобы покупатель приобрел товар подороже, возможно, не самого лучшего качества. Под воздействием продавца и некоторых собственных представлений о товаре покупатель делает выбор, он приобретает долгожданный телевизор. Что тут главное? Покупка телевизора? Нет, главное тут — расставание с деньгами.
Деньги играют немаловажную роль в политике. Вспомним классиков, писавших на эту тему — Карл Маркс, Толлкот Парсонс. Именно аналогия с передачей денег так важна для современных политических маркетологов. Отдавая свой голос, избиратель рассчитывает получить хороший товар (звучит цинично, но таков язык политических маркетологов: политик — это товар), о котором он знает, но не настолько хорошо, как хотелось бы. Или покупатель, рассчитывая получить неплохой телевизор, отдает за него свои деньги, но, не будучи специалистом, он не может гарантировать себе полную победу над покупкой — четкая картинка на экране и удобный интерфейс. Деньги = голоса избирателей. Такова формула политических маркетологов.
Не все в этом мире измеряется денежными средствами, не все так грубо и цинично. Экономика — значимый фактор, однако помимо нее существуют ценности и идеи, которые влияют на нашу действительность, изменяют наш мир. Включать экономическую и трезво мыслящую голову полезно, но немаловажно голосовать сердцем, обращаться к чувствам и эмоциям, которые вызывает та или иная партия. Проблема в том, что должен быть баланс разума и чувств.
Тут возникает проблема — как бы при большом скоплении партий на бюллетене не случился перекос, как бы яркий и кричащий, но абсолютно пустой бренд не захватил волю голосующего? Мое пожелание в такой ситуации следующее — слушать сердце, а голосовать разумом. Это так же, как вместо химического ультрасладкого напитка выпить студеной колодезной воды. Сердце может ошибаться. Чувства тянут к яркому кислотному напитку, несущему вред. Поэтому нужна голова на плечах, чтобы обуздать эмоции, включить разум и волю.
Разум и воля необходимы не только голосующему, но и представителям политических партий. Предлагаю миновать предвыборные баталии и представить, что в Российском парламенте партий стало больше, чем 4, допустим, 13. Как все эти политические агенты будут договариваться? Каким будет их диалог? Не превратится ли партийная система в атомизированную, самую худшую из партийных систем? Если у партий есть общие цели, среди которых главная — укрепление государства, то они вполне могут найти общий язык. При таких условиях и целях крайний плюрализм не уничтожит партийную систему и не подорвет доверие населения к парламенту.
Вернемся в день сегодняшний, к списку — на данный момент — из 74 партий. Избиратель может удивиться, ведь в этом списке есть партии, которые выступают за человека, а есть, которые, на удивление, борются с гуманизмом! Так и провозглашают: мы против коммунизма, либерализма, национализма и, да-да, вы не ослышались, против гуманизма. Такой вот нигилизм. Друзья, за кого же вы тогда? Будучи сам гуманистом, никоим образом не осуждаю противников гуманизма, я лишь вопрошаю: рационально ли идти с лозунгом против человека, не несет ли это пагубных последствий для России и всего мира? И еще один вопрос: господа, а какова ваша практика? Как воплощать в жизнь борьбу с гуманизмом, даже если под таковым вы понимаете борьбу с потреблением? Не ведут ли такое мышление и практика, пока не ведомая избирателю и сопернику из другой партии, к отрицанию всех ценностей, включая ценности человека?
Жизнь человека — череда многообразий, иногда безобразий. Многообразия — это когда в жизнь вплетены холодный экономический расчет, здравый ум, пылающее страстью сердце, любовь и дружба. Много чего — не всегда приятного, не всегда хорошего. Вся бесконечность мира. И, тем не менее, человек продолжает жить, а человечество процветает, одна часть лучше, другая хуже. Россия как весомая часть мира не стоит на месте. Она все время развивается. Увеличение числа партий — значимый внутриполитический проект. Он не может не вызывать вопросов. И чем больше вопросов, на которые будут даны грамотные ответы, тем лучше будет жизнь каждого гражданина страны.