Культура не существует в правовом вакууме
Как скоро появится полноценный закон о культуре? Мешает ли парламентская деятельность сценической карьере? Насколько равноправны нынче россиянки в нашем государстве?
На эти и другие вопросы в интервью для «РФ сегодня» отвечает оперная певица, член Комитета государственной думы по культуре Мария Максакова
Не навредит, но и не поможет…
- Мария Петровна, общество заждалось появления на свет базового федерального закона «О культуре в Российской Федерации», о необходимости которого давно и много говорят. В какой стадии готовности пребывает его проект?
- Я совсем не уверена в том, что общество на самом деле так остро нуждается в законе о культуре и с нетерпением его ждет. В моем понимании культура — понятие цивилизационное, венец слияния идеологии и философии. Это постоянный рост, постоянное развитие, которое не впихнешь в узкие рамки, хотя попытки были. Это давняя и довольно тоскливая история с элементами комедии. Закон о культуре разрабатывается уже много лет. Он был представлен Комитетом Госдумы по культуре прошлого созыва, и уже тогда в его адрес прозвучала острая критика, были высказаны многочисленные замечания на слушаниях.
Закон перевнесли, и нынешний созыв вернулся к нему по инициативе Валентины Матвиенко. Пользуясь случаем, хочу выразить ей благодарность за внимательное отношение к состоянию культуры в России. Именно ее настойчивость в работе с ведомствами, в том числе с неприступным Министерством финансов, помогла нам подготовить и внести поправки в Налоговый кодекс, которые остро необходимы как составная часть закона о меценатской деятельности…
Однако вернемся к закону о культуре. Его новый проект, представленный Министерством культуры, опять оказался неудачным. Это был огромный том со странными предложениями, в том числе финансовыми, например о добровольных пожертвованиях граждан, которые не только признавались чуть ли не обязательными, но и заранее закладывались министерством в доходные статьи.
Комитет по культуре под руководством Станислава Говорухина вернулся к этому закону, подготовив документ к имплементации. Нам удалось собрать все лучшие предложения и наработки за 20 лет. По сути своей предстоит некая верификация уже существующих норм, свода, в который вошло практически все, что наработано нашей культурой за десятилетия. Важно, чтобы это был грамотный и безвредный документ. Он такой и есть — никак не навредит нашей культуре. Но, увы, и не поможет ей, ибо не создает новых экономических условий, не закладывает финансовых основ под ее развитие. Другое дело, если бы законодательно закрепить некоторые финансовые обязательства государства по отношению к культуре, но это в нынешних условиях невозможно.
Работа над законом о культуре ведется и в рамках заседаний Совета по культуре при председателе Государственной Думы. Собственно говоря, именно благодаря дискуссиям на этой площадке нам удалось подготовить сбалансированный документ. Совет по культуре, созданный Сергеем Нарышкиным, сыграл огромную роль в формировании думской повестки. Благодаря его работе удалось совершить несколько действительно прорывных шагов. Например, принять законы о меценатской деятельности, о защите авторских прав в Интернете, ситуация с которым разрешилась в результате длинных переговоров.
Жаркие дебаты и долгий поиск компромисса вызвали поправки в Трудовой кодекс, обязывающие творческих работников, с которыми заключены бессрочные трудовые договоры, каждые пять лет проходить конкурс. Принятая в первом чтении редакция законопроекта снижала уровень социальной защищенности творческих работников, выводила их целую категорию в сектор неустойчивой занятости, предполагала даже определенную дискриминацию по трудовому признаку. Так что культура, как видите, не существует в правовом вакууме. Она регулируется множеством уже действующих законодательных актов, которые пронизывают всю ее сферу и затрагивают самые разные аспекты: это и трудовое, и налоговое, и авторское право.
Основная угроза для любого государства кроется именно в отсутствии национальной культуры. У нас она, слава богу, есть, прекрасная, богатая, надо только сохранять ее и развивать дальше.
- 31 декабря 2015 года Президент России Владимир Путин утвердил Стратегию национальной безопасности. В ее разделе «Культура» говорится о современных угрозах для национальной безопасности нашей страны. В чем они, на ваш взгляд, заключаются, если говорить о культуре?
- Основная угроза для любого государства кроется именно в отсутствии национальной культуры. У нас она, слава богу, есть, прекрасная, богатая, надо только сохранять ее и развивать дальше. Вопрос — как? Это же не цветок в стерильных условиях оранжереи. Страна у нас многонациональная, а взаимопроникновение, взаимовлияние культур не только создают питательную для роста среду, все зависит от количества и качества ингредиентов. Все то, что попадало в нашу культуру в советские времена, было тщательно отобрано, отфильтровано. Сейчас, к сожалению, существуют крайне пагубные вливания в культуру, во многом связанные с миграционными процессами. Человек, успешно сдавший экзамен на знание 800 слов, носителем культурных ценностей, как правило, не является. Его присутствие в стране выгодно экономике, а вот культура от этого страдает.
У нас имеется достаточно документов, касающихся прямо этой темы. Есть Основы государственной культурной политики, подписанные президентом. Есть Стратегия государственной культурной политики, за разработку которой хочется сказать особое спасибо советнику президента Владимиру Толстому! Он как-то отметил в интервью: «В искусстве нужно отделять хорошее от плохого, а не новаторское от традиционного». И Стратегия культурного развития, в подготовку которой Владимир Ильич вложил немало сил, таланта и своего огромного бесценного опыта, пронизана именно этим духом.
- К одной из таких угроз можно отнести разрушение русского языка. Не пришло ли время спасать Великое русское слово? Еще недавно русским языком на планете Земля владели почти 600 миллионов человек, за прошедшее 20-летие мы потеряли 200 миллионов из них…
- Любой язык — живой организм, развивающийся по определенным ему природой естественным законам. Вместе с тем «язык» — понятие цивилизационное, как и вся культура в целом. У нас есть прекрасные ученые, занимающиеся русским языком, сохраняющие его традиции, следящие за его развитием. Создан Национальный корпус русского языка, который постоянно обновляется…
Здесь опаснее то, что носители иных языков, знающие 800 слов на русском, никак его естественному развитию не помогают. Межнациональное общение в наше время неизбежно, и русский язык давно стал именно средством межнационального общения. Вместе с тем сейчас, к сожалению, уже можно вести речь об упрощении языковых норм и лексических конструкций.
Как развить моду на чтение?
- В развитие ваших слов возникает вопрос о библиотеках, которые призваны сыграть важную роль в сохранении русского языка, в объединении народов России, Евразийского союза. Как сочетать сохранение библиотечных традиций с внедрением инноваций?
- Печатать хорошие книги — это единственный способ приучить человека читать и развить в нем моду на чтение. Потребность в получении информации заложена с рождения, развивать ее — первоочередная задача родителей. И чем раньше начать, тем лучше результат.
На самом деле не очень важно, как прочтет молодой человек книгу — в бумажном или в электронном виде. Главное, чтобы прочел, а это во многом зависит от качественной наполненности текста и его доступности. В Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах библиотеки сейчас играют роль скорее неких культурных и досуговых центров. Это общемировая тенденция. А вот в небольших городах и населенных пунктах роль библиотеки чрезвычайно огромна, и обязанность государства озаботиться ее наполнением хорошей литературой.
У бумажных изданий, на мой взгляд, еще все впереди. Во-первых, это идеальный резервный носитель информации. А во-вторых, хорошо изданная книга — произведение искусства, которое приятно даже просто подержать в руках, пошелестеть страницами.
- 2016-й объявлен Годом российского кино. Безусловно, российский кинематограф прежде всего призван сохранить нашу национальную культурную идентичность, развивать интерес к истории России, к русской культуре. Какие усилия предпринимают законодатели, дабы вернуть классическую литературу на большой экран и увеличить ее объемы в программах телевидения?
- Законодательство тут помочь не может. Сколько ни принимай законов, но если режиссер бездарен, да еще и денег у него нет, качественной экранизации не получится. Но государственный заказ может сыграть определенную роль. Надо лишь отчетливо понимать: о каких суммах денег на костюмы и декорации, на организацию съемок идет речь, если планируется экранизация русской или зарубежной классики. Ведь надо эпоху восстанавливать на экране, и тут фанерным самоделом не ограничиться, качество не то будет.
Главный же эффект регулирующего воздействия в кинематографе дают не законы, а зрители. Именно они голосуют ногами и кошельком за тот или иной фильм, то или иное направление в кинематографе. И если на фильм даже самого великого и прославленного режиссера люди не идут, то зачем ему государство деньги дает? Любое произведение искусства, а кино не исключение — это синтез мысли и творчества. Иногда творцу приходится доказывать свою мысль логическим методом доведения до абсурда, как это было в фильме «Левиафан». И таких режиссеров у нас вполне достаточно, надо лишь поддержать их.
Главный же эффект регулирующего воздействия в кинематографе дают не законы, а зрители. Именно они голосуют ногами и кошельком за тот или иной фильм, то или иное направление в кинематографе.
Театр — это не только стены…
-В органах власти России немало представителей искусства, но появление в Госдуме «восходящей звезды российской оперной сцены», как писали о вас журналисты, стало, можно сказать, исключительным событием. Не помешала ли парламентская работа сценической карьере?
- Конечно, нет. Я пела и буду петь вновь на сцене Мариинского театра так скоро, как смогу после рождения ребенка. Мариинский театр для меня — место жизни, а не гастрольная площадка. Под руководством обожаемого маэстро Гергиева я пела и пою много партий, например Графиню в «Пиковой даме», Элен Безухову в «Войне и мире», Принцессу Шарлотту в опере «Левша». Мариинский театр — значительная, может быть, самая важная часть моей жизни и вполне сочетаемая с депутатской деятельностью. Ведь депутат занимается не только законотворчеством в стенах парламента, а еще и работает с избирателями. У меня в моем округе в Астрахани полно самых нужных, интересных и важных дел — музыкальная школа, детские конкурсы, благотворительный фонд, призванный развивать многообразную культуру региона, поддерживать талантливых детей и вообще воспитывать просвещенных любителей искусства.
- В нашей беседе хотелось бы поднять несколько проблем, которые затрагивают столь высокое искусство, как опера. Надо ли доказывать, что русская опера, которую отличают историзм мышления, возвышенность идеи безграничной любви к Родине, верности своему народу, уже по самому своему духу призвана не развлекать, а воздействовать на умы, формировать нравственный облик патриота своей страны!…
- Опера — разная. Скажем, блестящая «Пиковая дама» Чайковского столетие украшает мировые сцены. И неужели мы вычеркнем ее из списка русских шедевров только за то, что она абсолютно мистическая и не «формирует нравственный облик патриота своей страны»? Опера — весьма конкретный жанр. И «Борис Годунов», и «Хованщина», и остальные перечисленные вами произведения — это не про историзм мышления, а о страстях человеческих, надо только дослушать их до конца.
Да, опера начиналась как высокое искусство для избранных, но потом вышла на площадь и не стала от этого хуже. Попытки «цензурировать» оперу были всегда и везде. Так, во Франции опера «Риголетто» Верди выросла из пьесы Гюго «Король забавляется» — короля непозволительно, считалось, показывать в подобных формах и ситуациях, а герцога — можно.
Русская же опера, как и русский театр вообще, — это о жизни духа. Именно поэтому она и стала каждому народу понятной жемчужиной мировой оперной классики. Музыка — универсальный язык общения, который трогает каждое сердце и понимают все. Действительно, очень жаль, что россияне не везде имеют возможность услышать и увидеть оперу на театральных подмостках, хотя, конечно, новые музыкальные театры у нас возникают не только в столицах. Например, прекрасен новый Приморский театр оперы и балета во Владивостоке, на сцене которого мне посчастливилось летом 2014 года дебютировать в партии Кармен.
Однако надо понимать: театр — это не только стены. Дабы создать театр, надо не только найти деньги, а еще и творца, не только сложить дом, но и вдохнуть в него душу. Культурная миссия театра в любом городе — облагораживание нравов, одухотворение общественной среды, поучение через развлечение. Надо ли доказывать, что не каждый человек способен сказать новое слово в науке, написать новую книгу, создать новый театр. К тому же это весьма затратное мероприятие. На мой взгляд, может быть, надо говорить не о повсеместном создании оперных театров, а о более интенсивной организации гастролей уже существующих трупп в различных городах России.
- Как относитесь к идее создания в стране частной оперы, пример чему в свое время подал предприниматель и меценат Савва Мамонтов, открывший в 1882 году в Москве театр «Русская частная опера»?
- Прекрасно отношусь! Здесь большое поле деятельности для меценатов. И существует огромный, можно сказать, исторический опыт российского меценатства. У нас есть такой пережиток советской эпохи — человек должен быть бедным. Если не бедный, значит, ворует, а меценат бедным быть не может. Неправда все это! Не все состоятельные люди — воры, и не обязательно быть богатым, чтобы заниматься меценатством, то есть покровительством искусству. Меценатство дает возможность каждому гражданину принять посильное участие в формировании культурной повестки, сделать культуру более живой и актуальной. Нам нужен был закон, который регулирует эту деятельность, дает и гарантирует определенные права и обязанности как финансирующей стороне, так и тем, кто эти деньги принимает.
-Такой закон о меценатской деятельности, как я уже говорила, Государственной Думой принят. Он и президентом подписан, но не может работать без так называемых законов-спутников. К сожалению, до сих пор не приняты поправки в Налоговый кодекс, позволяющие облегчить меценатам налоговое бремя, как это делается во всех странах. Кризис оставил их в подвешенном состоянии. Однако мы не теряем надежды, кризис не вечен, а консенсус о необходимости такого закона в обществе существует.
Фото Андрея Федечко