Это утверждает в своей статье первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, заместитель председателя Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ Виктор Косоуров
4 декабря 2014 года в своем Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин поставил перед страной задачу «стать поставщиком идей, технологий для всего мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг». Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года именно интеллектуальная собственность является фундаментом для осуществления модернизации и технологического развития российской экономики и достижения стратегических национальных приоритетов в научно-технической сфере.
Сегодня наиболее значимые результаты интеллектуальной деятельности, в первую очередь изобретения, патенты на которые являются одним из основных показателей их новизны, создаются организациями науки, образования и промышленности в рамках государственных контрактов на выполнение НИОКР за счет федерального бюджета. При этом, несмотря на ежегодное увеличение общего объема расходов бюджетных средств на прикладные научные исследования, среднегодовое количество заявок на изобретения, поданных российскими заявителями, практически не возрастает. Это свидетельствует, во-первых, о недостаточной эффективности бюджетных расходов и, во-вторых, об отсутствии благоприятных законодательных условий, стимулирующих основные субъекты рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее — РИД) закреплять эти права.
Россия всегда была страной талантливых ученых, дерзких изобретателей, пытливых новаторов. Научный потенциал нашего общества и сегодня является надежным фундаментом для развития инновационной экономики. У нас есть замечательные наработки для создания многих конкурентоспособных продуктов — от программного обеспечения до ракетных двигателей.
На протяжении трех столетий российские ученые и изобретатели были пионерами во многих областях науки и техники — авиастроении, радиотехнике, лазерных и компьютерных технологиях. Однако им, как правило, не удавалось успешно коммерциализировать свои блестящие идеи и разработки на Родине.
По мнению профессора Массачусетского технологического института и Гарвардского университета Лорена Грэхэма, инженера по образованию, на протяжении многих лет изучающего историю российской науки, ни одна другая страна в мире не имеет такого контраста между интеллектуальным, творческим потенциалом и недостаточной развитостью высоких технологий, как Россия. «Русские, — считает он, — очень талантливые люди, но преуспевают они чаще всего в тех областях, где, получив хорошее образование, получают и финансовую поддержку для своих исследований, например в фундаментальных науках. Однако технологии — это совсем другая история. Здесь интеллектуальное творчество взаимодействует с обществом. Успех конкретной технологии означает получение прибыли в условиях конкурентного рынка».
Не менее остро стоит проблема активизации процесса вовлечения в оборот результатов интеллектуальной деятельности и ускоренное формирование в России класса правообладателей таких результатов. Сложилась практика, когда права на результаты, полученные с привлечением бюджетных средств, закрепляются в основном за государственным заказчиком и не используются в реальном секторе экономики, а попросту «пылятся на полках»
На сегодняшний день неспособность превращать идеи в коммерческие начинания оказалась чрезвычайно серьезной проблемой для России. К сожалению, в нашей стране главная задача, связанная со стимулированием инновационной деятельности, эффективным использованием ее результатов, по-прежнему не решена. Крайне низким остается уровень практического использования результатов исследований и разработок наших ученых. Сегодня у нас патентуется не более десяти процентов охраноспособных РИД. При этом в коммерческом обороте находятся лишь 2,2 процента.
В этих условиях важно разработать эффективные механизмы, в том числе законодательные, которые позволят существенно увеличить объем использования в экономике страны РИД, создаваемых за бюджетные средства, а также повысить инвестиционную привлекательность российских нематериальных активов.
Вот почему три года назад при Председателе Совета Федерации был создан Совет по вопросам интеллектуальной собственности, объединяющий авторитетных специалистов в области интеллектуальной собственности, профессионалов высокого уровня. По мнению его Председателя Валентины Матвиенко, он является одним из самых эффективных органов Совета Федерации. Многие идеи, которые выносились членами Совета на обсуждение, уже реализованы: от внесения пакета поправок в новую редакцию Гражданского кодекса и восстановления почетного звания «Заслуженный изобретатель России» до разработки подписанного Президентом страны 21 июля 2014 года федерального закона № 252-ФЗ, направленного на защиту торговых знаков предприятий Крыма и Севастополя.
Не буду подробно останавливаться на наших достижениях, хочу только заострить внимание на наиболее острых проблемах, стоящих перед страной в данной сфере, решение которых уже нельзя откладывать на потом.
Заключительное заседание совета, состоявшееся в декабре прошлого года, было посвящено теме «Нематериальные активы как основа повышения конкурентоспособности отечественных предприятий».
В настоящее время в России нематериальные активы предприятий составляют не более полпроцента от величины внеоборотных активов, тогда как в экономически развитых странах значение этого показателя доходит в среднем до 30 процентов и зачастую сопоставимо с долей основных средств. В то же время решение задач капитализации интеллектуальной собственности, увеличения доли нематериальных активов российских компаний и вовлечения их в оборот является необходимым условием технологической модернизации экономики нашей страны. Для кардинального изменения ситуации необходим комплекс стимулирующих мер. В первую очередь речь идет о налоговом стимулировании.
Первое. Сегодня отечественные предприятия не торопятся ставить на свой баланс нематериальные активы, поскольку в этом случае придется платить налог на прибыль, хотя никакой прибыли еще и нет, это всем очевидно и понятно. Или ставят на баланс, но по заведомо заниженной цене, что негативно влияет на оборот интеллектуальных прав, а также деформирует расчетную базу при оценке их рыночной стоимости.
Формирование и дальнейшее развитие рынка интеллектуальной собственности невозможно без создания системы подготовки профессиональных кадров, обладающих широкими компетенциями в различных областях: бухгалтерском учете и аудите, юриспруденции, финансовой отчетности, налогообложении, стоимостной оценке нематериальных активов»
В этой ситуации назрела необходимость подумать об освобождении российских организаций от налога на прибыль при постановке на учет в качестве нематериальных активов результатов интеллектуальной деятельности: как создаваемых в ходе выполнения госконтрактов, так и созданных ранее и выявленных в ходе инвентаризации. Пусть наши заводы, компании, организации начнут получать реальную прибыль от внедрения научных разработок, а налоги заплатят уже с полученных доходов.
Второе. В настоящее время имущественные права на ранее созданные технологии и разработки передаются не по лицензионным соглашениям и договорам отчуждения, а в составе договоров на выполнение НИОКР. Это приводит к невозможности выявления интеллектуальных продуктов, полученных впервые и созданных ранее, и как следствие — к двойному льготному налогообложению расходов на НИОКР Для решения проблемы необходимо снизить налоговую нагрузку на правообладателей при отчуждении исключительного права или предоставлении права использования по лицензионному договору путем установления понижающего коэффициента 1,5 аналогично коэффициенту для НИОКР.
Так же важно распространить на все научно-исследовательские работы применение понижающего коэффициента 1,5, который сейчас используется исключительно в отношении НИОКР включенных в перечень, установленный правительством. Существующее ограничение приводит к тому, что для получения льготы организации искусственно изменяют тематики работ, обеспечивая их соответствие установленным приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
Третье. В условиях свободной конкуренции стоимость интеллектуального продукта должна определяться без всякого вмешательства государства. Однако при отсутствии развитого рынка интеллектуальной собственности в России необходимы четкие критерии и подходы к оценке нематериальных активов. Поэтому крайне важно на правительственном уровне утвердить федеральный стандарт оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
Не менее остро стоит проблема активизации процесса вовлечения в оборот результатов интеллектуальной деятельности и ускоренное формирование в России класса правообладателей таких результатов. Сложилась практика, когда права на результаты, полученные с привлечением бюджетных средств, закрепляются в основном за государственным заказчиком и не используются в реальном секторе экономики, а попросту «пылятся на полках».
В октябре 2012 года на Совете по модернизации экономики и инновационному развитию России Президентом страны было дано поручение внести изменения в законодательство, установив ограниченный, не допускающий расширительного толкования перечень случаев, когда права на результаты интеллектуальной деятельности закрепляются за государственным заказчиком.
Основная задача, поставленная перед правительством, фактически состояла в том, чтобы дать возможность распоряжаться этими результатами тем, кто их создал. Оптимальное решение данной проблемы на законодательном уровне — закреплять за государством права только тогда, когда результат использован в продукции, изъятой из оборота, или создан непосредственно для исполнения государственных функций. Во всех других случаях отдать права исполнителю, сохраняя за государством право их безвозмездного использования. Такая модель распоряжения уже зафиксирована в законе о Российском научном фонде, такой же подход используется в ряде федеральных программ, например, в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и технологий на 2014-2020 годы».
Кроме того, правительством изменены правила управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета. С 2013 года федеральным органам власти разрешена безвозмездная передача неиспользуемых РИД исполнителям контрактов.
Эффект заметен уже сейчас: по данным Минобрнауки России, за прошлый год количество выявленных и учтенных результатов, полученных в рамках профинансированных государством НИОКР гражданского назначения, увеличилось в два раза.
Как я уже говорил выше, одним из итогов деятельности Совета по вопросам интеллектуальной собственности стали три пакета поправок в новую редакцию Гражданского кодекса, внесенных группой сенаторов во главе с Валентиной Матвиенко. Главная цель этих поправок — сформировать правовую систему, которая обеспечивала бы активное вовлечение в рыночный оборот результатов интеллектуальной деятельности, в том числе путем закрепления в Гражданском кодексе вышеописанной модели распоряжения интеллектуальными правами. Аналогичные предложения содержались и в разработанных Минобрнауки, Минэкономразвития и Минпромторгом России изменениях в части вторую и четвертую Гражданского кодекса.
Однако, несмотря на поручение Президента РФ, внесенные сенаторами поправки, разработанный министерствами законопроект такая модель закрепления прав до сих пор не зафиксирована законодательно. Сроки рассмотрения Государственной Думой указанных поправок до сих пор не определены, что существенно сдерживает развитие рынка интеллектуальной собственности в России.
Принципиальным вопросом, без решения которого невозможно внедрение в производственный сектор экономики уже имеющиеся РИД и стимулирование создания новых, является отсутствие спроса со стороны промышленности на новые отечественные научные разработки и технологии.
Несмотря на то, что эффективное управление нематериальными активами и их вовлечение в хозяйственный оборот способно обеспечить глобальную конкурентоспособность производства, лишь малая доля российских предприятий вовлечена в инновационный процесс. Предприятия предпочитают закупать за рубежом готовые технологии и оборудование, а не вкладывать средства в отечественные исследования и разработки.
Представляется, что наряду со стимулирующими инновационную деятельность нормами законодательства следует активнее использовать так называемые меры принуждения, в первую очередь — через развитие системы технического регулирования. В условиях рынка именно технические регламенты и стандарты относятся к ключевым инструментам, определяющим конкурентоспособность экономики.
Актуальными остаются вопросы снижения патентной активности российских изобретателей, в том числе за рубежом, что может привести к копированию ключевых технических решений и, как следствие, к утрате преимуществ перед западными конкурентами. До конца не проработаны также механизмы государственной поддержки зарубежного патентования, в том числе за счет выделения на эти цели средств из федерального бюджета.
Следующий важный момент — подготовка и переподготовка специалистов в области интеллектуальной собственности. Наверное, сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что формирование и дальнейшее развитие рынка интеллектуальной собственности невозможно без создания системы подготовки профессиональных кадров, обладающих широкими компетенциями в различных областях: бухгалтерском учете и аудите, юриспруденции, финансовой отчетности, налогообложении, стоимостной оценке нематериальных активов.
И, наконец, самое главное. Рост конкурентоспособности российской экономики за счет кардинального увеличения объемов использования в производственном секторе результатов исследований и разработок наших ученых и инженеров требует комплексного подхода. Очевидно, что какими бы значимыми ни были законодательные нормы и какие бы благоприятные условия для этого ни были созданы, все это должно быть обеспечено соответствующими финансовыми средствами и скоординированными действиями на всех уровнях государственной власти.
Именно поэтому на одном из первых заседаний Совета, в апреле 2012 года, был поставлен вопрос о необходимости разработки Стратегии интеллектуальной собственности — программного документа, содержащего четко сформулированные цели и задачи, стоящие перед страной в данной сфере в среднесрочной и долгосрочной перспективе, методы их реализации, необходимые мероприятия, их экономические и финансовые основы, индикаторы и показатели, а также прогноз ожидаемых результатов.
Сегодня в большинстве экономически развитых стран существуют государственные стратегии в области интеллектуальной собственности. К примеру, принятие в Китае «Национальной стратегии развития патентной деятельности» позволило только за год увеличить число международных патентных заявок на 33,4 процента и выйти на первое место в мире.
К сожалению, в России такой стратегии до сих пор нет. В результате вопросы интеллектуальной собственности зачастую рассматриваются без учета изменений инвестиционной и промышленной политики государства, развития системы образования и подготовки научных кадров, а лишь с позиции узковедомственного взгляда на интеллектуальные права.
Более того, на сегодняшний день из стран БРИКС только Россия не имеет своей национальной стратегии развития в области интеллектуальной собственности во многом из-за отсутствия единой государственной политики в области управления интеллектуальной собственностью. Более десяти федеральных министерств и ведомств обладают компетенцией в данной сфере.
Необходимость принятия стратегии была поддержана правительством, даны соответствующие поручения, советом подготовлены предложения. Совместно с правительством мы вышли на решение о необходимости создания единого органа управления в области интеллектуальной собственности со всеми необходимыми полномочиями, прежде всего по выработке и реализации государственной политики и нормотворчеству в данной сфере.
В декабре прошлого года был подготовлен проект Указа Президента «О совершенствовании государственной политики в области интеллектуальной собственности». Указ предполагает создание новой федеральной службы на уровне правительства, на которую и возлагается его реализация, в первую очередь разработка долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности.
Работа над проектом Указа продолжалась в течение года, и сейчас мы вплотную подошли к завершающей стадии: 5 декабря прошлого года проект Указа был размещен на Едином портале Правительства РФ, 19 декабря завершился срок окончания его публичного обсуждения.
Мы очень надеемся, что в ближайшее время этот важнейший для страны документ будет подписан. Вместе с тем, не дожидаясь создания нового федерального органа, на декабрьском заседании Совета мы приняли решение возобновить работу Межведомственной рабочей группы, созданной Минобрнауки в 2012 году с целью разработки стратегии в области интеллектуальной собственности, привлечь к этой работе членов Совета и подготовить проект стратегии с учетом уже имеющихся наработок.
И последнее. 17 февраля 2015 года в Чувашской Республике состоялось очередное заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, посвященное совершенствованию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. В повестку заседания были включены многие из озвученных мною проблем. В его подготовке также принимали активное участие члены нашего Совета, и я надеюсь, что реализация решений, принятых по его итогам, позволит перейти от слов к делу, станет важной ступенью создания отечественного рынка интеллектуальной собственности и повышения конкурентоспособности российской экономики в целом.