Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Интеллект как собственность

Сегодня интеллектуальная собственность является важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности российской экономики.

15.03.2015 15:56

Интеллект как собственность
Заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ на тему «Нематериальные активы — основа повышения конкурентоспособности российской экономики»
Это утверждает в своей статье первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, заместитель председателя Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Председателе СФ Виктор Косоуров
 
4 декабря 2014 года в своем Посла­нии Федеральному Собранию Пре­зидент России Владимир Путин поставил перед страной задачу «стать поставщиком идей, технологий для все­го мира, занять лидирующие позиции в производстве товаров и услуг». Соглас­но Стратегии инновационного разви­тия Российской Федерации на период до 2020 года именно интеллектуальная собственность является фундаментом для осуществления модернизации и технологического развития россий­ской экономики и достижения страте­гических национальных приоритетов в научно-технической сфере.
 
Сегодня наиболее значимые ре­зультаты интеллектуальной деятель­ности, в первую очередь изобретения, патенты на которые являются одним из основных показателей их новиз­ны, создаются организациями науки, образования и промышленности в рамках государственных контрактов на выполнение НИОКР за счет феде­рального бюджета. При этом, несмо­тря на ежегодное увеличение общего объема расходов бюджетных средств на прикладные научные исследования, среднегодовое количество заявок на изобретения, поданных российскими заявителями, практически не возрас­тает. Это свидетельствует, во-первых, о недостаточной эффективности бюд­жетных расходов и, во-вторых, об отсутствии благоприятных законо­дательных условий, стимулирующих основные субъекты рынка прав на ре­зультаты интеллектуальной деятель­ности (далее — РИД) закреплять эти права.
Виктор КосоуровРоссия всегда была страной талант­ливых ученых, дерзких изобретателей, пытливых новаторов. Научный потен­циал нашего общества и сегодня яв­ляется надежным фундаментом для развития инновационной экономики. У нас есть замечательные наработки для создания многих конкурентоспо­собных продуктов — от программного обеспечения до ракетных двигателей.
 
На протяжении трех столетий рос­сийские ученые и изобретатели были пионерами во многих областях науки и техники — авиастроении, радиотех­нике, лазерных и компьютерных тех­нологиях. Однако им, как правило, не удавалось успешно коммерциализиро­вать свои блестящие идеи и разработ­ки на Родине.
 
По мнению профессора Массачусетского технологического института и Гарвардского университета Лорена Грэхэма, инженера по образованию, на протяжении многих лет изучаю­щего историю российской науки, ни одна другая страна в мире не имеет такого контраста между интеллекту­альным, творческим потенциалом и недостаточной развитостью высоких технологий, как Россия. «Русские, — считает он, — очень талантливые лю­ди, но преуспевают они чаще всего в тех областях, где, получив хорошее образование, получают и финансовую поддержку для своих исследований, например в фундаментальных науках. Однако технологии — это совсем дру­гая история. Здесь интеллектуальное творчество взаимодействует с обще­ством. Успех конкретной технологии означает получение прибыли в усло­виях конкурентного рынка».
 

Не менее остро стоит проблема активизации процесса вовлечения в оборот результатов интеллектуальной деятельности и ускоренное формирование в России класса правообладателей таких результатов. Сложилась практика, когда права на результаты, полученные с привлечением бюджетных средств, закрепляются в основном за государственным заказчиком и не используются в реальном секторе экономики, а попросту «пылятся на полках»

На сегодняшний день неспособ­ность превращать идеи в коммерче­ские начинания оказалась чрезвычай­но серьезной проблемой для России. К сожалению, в нашей стране главная задача, связанная со стимулированием инновационной деятельности, эффек­тивным использованием ее результа­тов, по-прежнему не решена. Крайне низким остается уровень практиче­ского использования результатов ис­следований и разработок наших уче­ных. Сегодня у нас патентуется не более десяти процентов охраноспособ­ных РИД. При этом в коммерческом обороте находятся лишь 2,2 процента.
 
В этих условиях важно разработать эффективные механизмы, в том числе законодательные, которые позволят существенно увеличить объем ис­пользования в экономике страны РИД, создаваемых за бюджетные средства, а также повысить инвестиционную привлекательность российских нема­териальных активов.
 
Вот почему три года назад при Председателе Совета Федерации был создан Совет по вопросам интеллекту­альной собственности, объединяющий авторитетных специалистов в обла­сти интеллектуальной собственности, профессионалов высокого уровня. По мнению его Председателя Валенти­ны Матвиенко, он является одним из самых эффективных органов Совета Федерации. Многие идеи, которые вы­носились членами Совета на обсуж­дение, уже реализованы: от внесения пакета поправок в новую редакцию Гражданского кодекса и восстановле­ния почетного звания «Заслуженный изобретатель России» до разработки подписанного Президентом страны 21 июля 2014 года федерального за­кона № 252-ФЗ, направленного на за­щиту торговых знаков предприятий Крыма и Севастополя.
 
Не буду подробно останавливать­ся на наших достижениях, хочу толь­ко заострить внимание на наиболее острых проблемах, стоящих перед страной в данной сфере, решение ко­торых уже нельзя откладывать на по­том.
Заключительное заседание совета, состоявшееся в декабре прошлого го­да, было посвящено теме «Нематери­альные активы как основа повышения конкурентоспособности отечествен­ных предприятий».
 
В настоящее время в России не­материальные активы предприятий составляют не более полпроцента от величины внеоборотных активов, тогда как в экономически развитых странах значение этого показателя до­ходит в среднем до 30 процентов и за­частую сопоставимо с долей основных средств. В то же время решение задач капитализации интеллектуальной соб­ственности, увеличения доли немате­риальных активов российских компа­ний и вовлечения их в оборот является необходимым условием технологиче­ской модернизации экономики нашей страны. Для кардинального изменения ситуации необходим комплекс стиму­лирующих мер. В первую очередь речь идет о налоговом стимулировании.
 
Первое. Сегодня отечественные предприятия не торопятся ставить на свой баланс нематериальные ак­тивы, поскольку в этом случае при­дется платить налог на прибыль, хотя никакой прибыли еще и нет, это всем очевидно и понятно. Или ставят на баланс, но по заведомо заниженной цене, что негативно влияет на оборот интеллектуальных прав, а также де­формирует расчетную базу при оцен­ке их рыночной стоимости.
 

Формирование и дальнейшее развитие рынка интеллектуальной собственности невозможно без создания системы подготовки профессиональных кадров, обладающих широкими компетенциями в различных областях: бухгалтерском учете и аудите, юриспруденции, финансовой отчетности, налогообложении, стоимостной оценке нематериальных активов»

В этой ситуации назрела необхо­димость подумать об освобождении российских организаций от налога на прибыль при постановке на учет в качестве нематериальных активов ре­зультатов интеллектуальной деятель­ности: как создаваемых в ходе выпол­нения госконтрактов, так и созданных ранее и выявленных в ходе инвентари­зации. Пусть наши заводы, компании, организации начнут получать реаль­ную прибыль от внедрения научных разработок, а налоги заплатят уже с полученных доходов.
 
Второе. В настоящее время имуще­ственные права на ранее созданные технологии и разработки передаются не по лицензионным соглашениям и договорам отчуждения, а в составе договоров на выполнение НИОКР. Это приводит к невозможности выявления интеллектуальных продуктов, полу­ченных впервые и созданных ранее, и как следствие — к двойному льготному налогообложению расходов на НИОКР Для решения проблемы необходимо снизить налоговую нагрузку на право­обладателей при отчуждении исклю­чительного права или предоставлении права использования по лицензионно­му договору путем установления по­нижающего коэффициента 1,5 анало­гично коэффициенту для НИОКР.
 
Так же важно распространить на все научно-исследовательские работы применение понижающего коэффици­ента 1,5, который сейчас используется исключительно в отношении НИОКР включенных в перечень, установлен­ный правительством. Существующее ограничение приводит к тому, что для получения льготы организации ис­кусственно изменяют тематики работ, обеспечивая их соответствие установ­ленным приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
 
Третье. В условиях свободной конкуренции стоимость интеллектуального продукта должна опреде­ляться без всякого вмешательства государства. Однако при отсутствии развитого рынка интеллектуальной собственности в России необходимы четкие критерии и подходы к оценке нематериальных активов. Поэтому крайне важно на правительствен­ном уровне утвердить федеральный стандарт оценки нематериальных ак­тивов и интеллектуальной собствен­ности.
 
Не менее остро стоит проблема ак­тивизации процесса вовлечения в обо­рот результатов интеллектуальной де­ятельности и ускоренное формирова­ние в России класса правообладателей таких результатов. Сложилась практи­ка, когда права на результаты, полу­ченные с привлечением бюджетных средств, закрепляются в основном за государственным заказчиком и не ис­пользуются в реальном секторе эконо­мики, а попросту «пылятся на полках».
 
В октябре 2012 года на Совете по модернизации экономики и иннова­ционному развитию России Прези­дентом страны было дано поручение внести изменения в законодательство, установив ограниченный, не допуска­ющий расширительного толкования перечень случаев, когда права на ре­зультаты интеллектуальной деятель­ности закрепляются за государствен­ным заказчиком.
 
Основная задача, поставленная перед правительством, фактически состояла в том, чтобы дать возмож­ность распоряжаться этими результа­тами тем, кто их создал. Оптимальное решение данной проблемы на законо­дательном уровне — закреплять за го­сударством права только тогда, когда результат использован в продукции, изъятой из оборота, или создан не­посредственно для исполнения госу­дарственных функций. Во всех других случаях отдать права исполнителю, сохраняя за государством право их безвозмездного использования. Такая модель распоряжения уже зафиксиро­вана в законе о Российском научном фонде, такой же подход используется в ряде федеральных программ, на­пример, в ФЦП «Исследования и раз­работки по приоритетным направле­ниям развития науки и технологий на 2014-2020 годы».
 
   Кроме того, правительством изме­нены правила управления правами на результаты интеллектуальной дея­тельности, полученные за счет средств федерального бюджета. С 2013 года федеральным органам власти разре­шена безвозмездная передача неис­пользуемых РИД исполнителям кон­трактов.
 
Эффект заметен уже сейчас: по данным Минобрнауки России, за про­шлый год количество выявленных и учтенных результатов, полученных в рамках профинансированных государ­ством НИОКР гражданского назначе­ния, увеличилось в два раза.
 
Как я уже говорил выше, одним из итогов деятельности Совета по вопро­сам интеллектуальной собственности стали три пакета поправок в новую редакцию Гражданского кодекса, вне­сенных группой сенаторов во главе с Валентиной Матвиенко. Главная цель этих поправок — сформировать право­вую систему, которая обеспечивала бы активное вовлечение в рыночный оборот результатов интеллектуаль­ной деятельности, в том числе путем закрепления в Гражданском кодексе вышеописанной модели распоряже­ния интеллектуальными правами. Аналогичные предложения содержа­лись и в разработанных Минобрнауки, Минэкономразвития и Минпромторгом России изменениях в части вторую и четвертую Гражданского кодекса.
 
 
Однако, несмотря на поручение Президента РФ, внесенные сенатора­ми поправки, разработанный мини­стерствами законопроект такая мо­дель закрепления прав до сих пор не зафиксирована законодательно. Сроки рассмотрения Государственной Думой указанных поправок до сих пор не определены, что существенно сдержи­вает развитие рынка интеллектуаль­ной собственности в России.
 
Принципиальным вопросом, без решения которого невозможно вне­дрение в производственный сектор экономики уже имеющиеся РИД и стимулирование создания новых, яв­ляется отсутствие спроса со стороны промышленности на новые отече­ственные научные разработки и тех­нологии.
 
Несмотря на то, что эффективное управление нематериальными актива­ми и их вовлечение в хозяйственный оборот способно обеспечить глобаль­ную конкурентоспособность произ­водства, лишь малая доля российских предприятий вовлечена в инноваци­онный процесс. Предприятия предпо­читают закупать за рубежом готовые технологии и оборудование, а не вкла­дывать средства в отечественные ис­следования и разработки.
 
Представляется, что наряду со сти­мулирующими инновационную дея­тельность нормами законодательства следует активнее использовать так называемые меры принуждения, в пер­вую очередь — через развитие системы технического регулирования. В усло­виях рынка именно технические регла­менты и стандарты относятся к клю­чевым инструментам, определяющим конкурентоспособность экономики.
 
Актуальными остаются вопросы снижения патентной активности рос­сийских изобретателей, в том числе за рубежом, что может привести к копированию ключевых технических решений и, как следствие, к утрате преимуществ перед западными кон­курентами. До конца не проработаны также механизмы государственной поддержки зарубежного патентова­ния, в том числе за счет выделения на эти цели средств из федерального бюджета.
 
Следующий важный момент — под­готовка и переподготовка специали­стов в области интеллектуальной соб­ственности. Наверное, сегодня ни у ко­го не вызывает сомнения тот факт, что формирование и дальнейшее развитие рынка интеллектуальной собственно­сти невозможно без создания системы подготовки профессиональных кадров, обладающих широкими компетенция­ми в различных областях: бухгалтер­ском учете и аудите, юриспруденции, финансовой отчетности, налогообло­жении, стоимостной оценке немате­риальных активов.
 
И, наконец, самое главное. Рост конкурентоспособности российской экономики за счет кардинального увеличения объемов использования в производственном секторе резуль­татов исследований и разработок наших ученых и инженеров требует комплексного подхода. Очевидно, что какими бы значимыми ни были зако­нодательные нормы и какие бы благо­приятные условия для этого ни были созданы, все это должно быть обеспе­чено соответствующими финансовы­ми средствами и скоординированны­ми действиями на всех уровнях госу­дарственной власти.
 
Именно поэтому на одном из первых заседаний Совета, в апреле 2012 года, был поставлен вопрос о необходимости разработки Страте­гии интеллектуальной собственности — программного документа, содержа­щего четко сформулированные цели и задачи, стоящие перед страной в дан­ной сфере в среднесрочной и долго­срочной перспективе, методы их ре­ализации, необходимые мероприятия, их экономические и финансовые осно­вы, индикаторы и показатели, а также прогноз ожидаемых результатов.
 
Сегодня в большинстве экономи­чески развитых стран существуют государственные стратегии в области интеллектуальной собственности. К примеру, принятие в Китае «Нацио­нальной стратегии развития патент­ной деятельности» позволило только за год увеличить число международ­ных патентных заявок на 33,4 процен­та и выйти на первое место в мире.
 
К сожалению, в России такой стра­тегии до сих пор нет. В результате вопросы интеллектуальной собствен­ности зачастую рассматриваются без учета изменений инвестиционной и промышленной политики государства, развития системы образования и под­готовки научных кадров, а лишь с по­зиции узковедомственного взгляда на интеллектуальные права.
 
Более того, на сегодняшний день из стран БРИКС только Россия не имеет своей национальной стратегии раз­вития в области интеллектуальной собственности во многом из-за от­сутствия единой государственной по­литики в области управления интел­лектуальной собственностью. Более десяти федеральных министерств и ведомств обладают компетенцией в данной сфере.
 
Необходимость принятия стратегии была поддержана правительством, да­ны соответствующие поручения, сове­том подготовлены предложения. Со­вместно с правительством мы вышли на решение о необходимости создания единого органа управления в области интеллектуальной собственности со всеми необходимыми полномочиями, прежде всего по выработке и реализа­ции государственной политики и нор­мотворчеству в данной сфере.
В декабре прошлого года был под­готовлен проект Указа Президента «О совершенствовании государствен­ной политики в области интеллекту­альной собственности». Указ предпо­лагает создание новой федеральной службы на уровне правительства, на которую и возлагается его реализация, в первую очередь разработка долго­срочной государственной стратегии в области интеллектуальной собствен­ности.
 
Работа над проектом Указа продол­жалась в течение года, и сейчас мы вплотную подошли к завершающей стадии: 5 декабря прошлого года про­ект Указа был размещен на Едином портале Правительства РФ, 19 дека­бря завершился срок окончания его публичного обсуждения.
 
Мы очень надеемся, что в ближай­шее время этот важнейший для стра­ны документ будет подписан. Вместе с тем, не дожидаясь создания нового федерального органа, на декабрьском заседании Совета мы приняли реше­ние возобновить работу Межведом­ственной рабочей группы, созданной Минобрнауки в 2012 году с целью раз­работки стратегии в области интел­лектуальной собственности, привлечь к этой работе членов Совета и подго­товить проект стратегии с учетом уже имеющихся наработок.
 
И последнее. 17 февраля 2015 года в Чувашской Республике состоялось очередное заседание президиума Со­вета при Президенте Российской Фе­дерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, посвященное совершенствованию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. В повестку заседания были включены многие из озвученных мною проблем. В его подготовке также принимали ак­тивное участие члены нашего Совета, и я надеюсь, что реализация решений, принятых по его итогам, позволит пе­рейти от слов к делу, станет важной ступенью создания отечественного рынка интеллектуальной собственно­сти и повышения конкурентоспособ­ности российской экономики в целом.
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 4318