Губернаторы избавляются от БМВ
Общероссийский народный фронт бросает вызов организованным хищениям при госзакупках
В конце ноября ОНФ провел итоговый «Форум действий», на котором обсуждались результаты работы в регионах за три минувших года. Одним из главных достижений был назван проект «За честные закупки». Куратор проекта Анастасия Муталенко рассказывает, как действует механизм контроля за эффективностью госрасходов.
- Анастасия Александровна, миллиарды рублей сохранил госказне ваш проект «За честные закупки». Как это удалось сделать?
- В основе нашей работы — бескорыстная деятельность 11 тысяч активистов в регионах. Все достаточно просто: если ты неравнодушный человек и видишь, к примеру, что строительство, скажем, турбазы — ширма для хищений, то тебе прямой путь к нам. Мы, получая соответствующую информацию, подключаем экспертов и формируем инициативу — комплекс документов по вероятным хищениям или другим злоупотреблениям, который направляем и власти, и правоохранительным органам. Среди свежих результатов: удалось предотвратить покупки предметов роскоши и услуг на 20 миллиардов рублей. Это шикарные корпоративы, люксовые иномарки для местных органов власти и тому подобное. По нашим инициативам принято решение ограничить полутора миллионами рублей стоимость персональных авто для региональных руководителей и двумя с половиной — для федеральных чиновников. «Лексусов» и БМВ теперь в гаражах администраций не должно быть.
- Но ОНФ — общественная организация, возможностей повлиять на сомнительные решения по бюджетным тратам не так много…
- Да, это так. Однако наш лидер — Президент России, и это многое меняет, на наши рекомендации чиновники реагируют довольно действенно, ведь информация о нарушениях и злоупотреблениях может дойти до президента, а он объявит, так сказать, шах тому или иному руководителю, а то и мат. Конечно, сообщаем мы и в правоохранительные органы, но там очень часто такие дела и расследования вязнут, особенно в регионах.
- Может быть, причина в том, что в законодательстве нет юридических новелл, предусматривающих, скажем, ответственность за срыв плановых показателей и неэффективное расходование средств бюджета?
- Но ведь есть и вполне конкретные статьи Уголовного кодекса, наказывающие за халатность, превышение полномочий, коммерческий подкуп.
- Да есть. Но наша практика показывает, что правоохранительные органы не всегда горят особым желанием применять эти статьи, вероятно, в силу того, что они допускают двойные толкования в наших случаях: можно вменить уголовное нарушение, а можно и арбитражно-гражданское. Приведу пример: в Республике Алтай получили миллиард казенных рублей в рамках развития туристического кластера особой экономической зоны. Планировали вырыть и обустроить искусственное озеро, а вокруг него разбить парк развлечений, нашли и частного инвестора на три миллиарда рублей. Итог — пятьюстами миллионами бюджетных рублей генподрядчик, рискну предположить, «отблагодарил» лоббистов, которые помогли получить подряд, а на оставшиеся полмиллиарда соорудил некий полуфабрикат, денег на полноценное, в соответствии с технологией, строительство не хватило. Кое-как изобразили видимость завершенного объекта.
Понятно, что частный инвестор тут же убежал, отказавшись от своих планов. Так и стоит этот полуфабрикат как монумент непрофессионализма и коррупции. Местная прокуратура, куда мы обратились с соответствующим запросом и документами, возбуждать уголовное дело отказалась. Мотив любопытный — это не наша компетенция, деньги-то выделены из федерального бюджета, пусть Москва и разбирается. И подобных историй с туристическими кластерами достаточно: в Благовещенске построили набережную, которая ведет в никуда, в Бурятии тоже устроили набережную, попутно решив за счет федеральных денег местные проблемы с водозабором, и так далее… Региональные власти выбивают ресурсы, для видимости сооружают туристические объекты, расходуют деньги на свои, может быть, и вполне оправданные и необходимые цели. И остановить такое финансирование очень трудно, слишком много заинтересованных людей в Москве и на местах. Только вмешательство президента Путина, к примеру, позволило на три года заморозить финансирование особых экономических зон, передав финансовую заботу об объектах региональным властям.
- Вероятно, кто-то упрекнет меня за такую аналогию, но скажу, что в истории нашей страны был набор статей «за вредительство», он весьма точно описывал состав таких преступлений, в том числе и описанных вами…
- Да, есть тема, чтобы обсудить и в Федеральном Собрании, и нашими уважаемыми академиками-правоведами. И не ограничиваться регионами, но и проанализировать действия многих госкомпаний. Почему, например, при существенных провалах в финансово-хозяйственной деятельности в Газпроме ощутимо повышают выплаты членам правления, до фантастических сумм — миллиард и более рублей в год на одного такого члена? Мы не можем напрямую работать с госкомпаниями, хотя пытаемся разобраться в их деятельности через Правительство и депутатов, сотрудничающих с ОНФ. И конечно, учитываем наши возможности информировать президента напрямую. Приведу еще один пример: не секрет, что строительство — очень коррупционноемкая отрасль. Воруют там, например, так: в траншею закапывают дешевую трубу, а в отчетах пишут, что использовали дорогую. Сегодня есть прекрасный способ проверить, что там положили на самом деле: сфотографируйте все этапы работ и приложите к финансовым документам. Мы предложили сделать это обязательной нормой, но получили отказ. Вернее, не отказ, а формулировку в соответствующем законе сделать такой порядок необязательным, а рекомендательным. Понятно, что к таким рекомендациям прислушиваться не будут.
- Да, строительную «мафию» даже комиссару Каттани не удалось победить.
- Потому что он действовал в одиночку. Был бы нашим активистом — победил бы непременно.
- Незадолго до вашего «Форума действий» проходили заседания другого форума, Общероссийского гражданского, во главе с Алексеем Кудриным, известным нашим экономистом. Цели там тоже были декларированы социальные: необходимость вкладываться в «человеческий капитал», заниматься экологией и так далее. Но были и апокалиптические выводы: страна переживает глубочайший системный кризис, Правительство не способно управлять экономикой.
- Кое в чем можно согласиться, времена непростые. Но можно лежать на диване и воевать через Интернет по принципу «все плохо и пора валить», а можно пытаться что-то сделать, переломить ситуацию. У нас в ОНФ предпочитают действовать, никто за нас ничего делать не будет. Результаты есть, 227 миллиардов рублей только по проекту, который я курирую, сохранены для бюджета, а можно сделать и больше Но без широкой, всенародной, извините за пафос, поддержки этого не удастся сделать.