Один из них — Михаил Акимович Могилевский. Для него Великая Отечественная началась на румынской границе
Война — процесс планируемый, но фронтовые биографии отдельных ее участников нередко складываются по принципу «броуновского движения», которое, как известно из физики, закономерностей не признает. Примерно так и сложились фронтовые дороги рядового Михаила Акимовича Могилевского, призванного в 1940 году из Москвы, служившего на румынской границе и впервые угодившего под огонь в ночь на 22 июня, когда в бой вступили в общей сложности 485 советских погранзастав…
Война этого форпоста стражей границы началась за полчаса раньше, чем для пограничников других краев. Сейчас Могилевскому за девяносто, но здоровье и ясность ума кавалера ордена Славы по сию пору не покинули. Прекрасно помнит, что намечалась тогда учебная тревога, сигналом для которой должны были стать взрывы двух гранам но получилось так, что они практически просигналили о начале всамделишных боев.
Я разговаривал с ним в небольшой квартирке неподалеку от станции метро «Речной вокзал» и не мог надивиться, как причудливо, хотя в целом и счастливо, прошагал он военный путь от первых боев на «Голубом Дунае», когда ему и товарищам удалось не только не отступить, но и потеснить румын Позднее, поскольку силы были неравными, пришлось отходить с боями на восток, пережить тяжелое ранение, уцелеть на Изюм-Барвенковском направлении и после увольнения со службы по здоровью стать студентом МАИ.
Годы учебы тоже не обошлись без удачных совпадений. Сосед по аудитории оказался приятелем школьного друга Могилевского, которому тоже довелось стать пограничником, но морским. При встрече в Москве им было что вспомнить. Соученик Михаила Акимовича участвовал в сопровождении ленд-лизовских караванов, что по степени риска вряд ли уступало участи простого пехотинца.
На шкафу в его гостиной я увидел несколько моделей самолетов. Оказалось, что двигатели для них разрабатывало знаменитое КБ Микулина, в котором работал Михаил Акимович после института. В какой-то степени плодами его трудов пользовался и я сам, когда отправлялся в дальние командировки на Ту-104, турбины для которого создали микулинцы и Могилевский в их числе. Всего же на его счету более пятнадцати изобретений, включая промышленные холодильные установки и даже складные опоры для бадминтонных сеток. Минавиапром затоварился алюминиевыми трубами, вот и возникла идея приспособить их для мирно-спортивных целей. Словом, дел у бывшего рядового и в мирное время было невпроворот. Ему даже одним из первых советских дайверов довелось стать.
Вместе с товарищами в дни Московского фестиваля молодежи и студентов посмотрел фильм о подводных приключениях Жак-Ива Кусто, и впечатление было таким, что они уговорили известного кинодокументалиста Згуриди доверить им ненадолго единственный тогда в СССР акваланг и создали на его основе свой!
Фото из личного архива М.А. Могилевского
Студент Могилевский (слева) в годы учебы в МАИ