Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Деньги любят счет, а закон — порядок

«Славься, Отечество наше свободное…» Слова Государственного гимна России стали завершающим аккордом весенней сессии обеих палат российского парламента.

И сполна проявили цель и суть усилий законодателей как на международной арене, так и внутри страны

13.07.2015 15:56

Деньги любят счет, а закон — порядок
 
Наложенные санкции, набирающий силу финан­сово-экономический кризис, развязанная против Российского государства информационно-пропа­гандистская война вновь заставили законодателей озабо­титься извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать? Наши общественные и государственные деятели, надо сказать, не спасовали — сумели принять серьезные государственные решения, сочетая политическую гибкость с твердостью державного духа, что очень важно в нынеш­ней ситуации.
 

«Конституционно значимые цели»

Дабы убедиться в этом, достаточно вспомнить оперативно принятый резонансный закон о переносе парламентских выборов в 2016 году с 4 декабря на третье воскресенье сентября. Его авторы свою инициативу объясняют тем, что работать над бюджетом-2016 должен уже новый дум­ский состав, который будет и отвечать за его исполнение. А еще, разумеется, заботой об избирателе: зимой холод, гололед, зачем мучить людей, если выборы можно прово­дить в теплое время, ранней осенью или поздней весной. Фракция КПРФ жестко сопротивлялась закону о переносе парламентских выборов во всех трех чтениях. Лидер ком­мунистов Геннадий Зюганов инициативу парламентского большинства назвал «антиконституционной» и «нелеги­тимной».
 
На что Конституционный суд (КС) по запросу Совета Федерации заявил: однократный перенос выборов Госду­мы возможен при соблюдении ряда условий. Прежде всего, уменьшение срока полномочий депутатов нынешнего соста­ва будет однократным и не приведет к нарушению работы. Кроме того, «осуществляется в конституционно значимых целях, заблаговременно, не влечет за собой отступления от разумной периодичности проведения очередных выбо­ров Госдумы и непрерывности ее деятельности и является минимально незначительным». Изменение даты очередных выборов, говорится в постановлении, может быть «исключи­тельной, экстраординарной мерой» и не должно использо­ваться для ограничения политической конкуренции.
 
Палата регионов изначально высказалась в поддержку решения Конституционного суда России. «Позиция Совета Федерации, которая была представлена в Конституционном суде, по сути, им поддержана. Мы удовлетворены этим ре­шением и в дальнейшем будем руководствоваться текстом данного постановления. Очень важно учесть необходимые условия реализации переноса даты выборов, на которые обратил внимание суд, в частности на заблаговременное уведомление граждан о предстоящих выборах», — заявил сразу же после заседания КС председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. «Любая определенность луч­ше, чем неопределенность», — отметила в беседе с журнали­стами Председатель Совета Федерации Валентина Матвиен­ко. При этом подчеркнула: до выборов остается чуть более года и все партии должны быть сориентированы на своев­ременное начало подготовки к федеральной кампании.
 
«Это непродуманная инициатива, которая может деста­билизировать обстановку в стране, — стоит на своем Ген­надий Зюганов. — 18 сентября пройдут выборы, но многие депутаты из нынешнего созыва, кто не пройдет в новый, а их полномочия согласно Конституции сохраняются до 4 декабря, придут и скажут: мы тоже хотим голосовать!»
 
А ведь, наверное, и в самом деле найдутся те, кто не по­падет в новый состав депутатского корпуса и захочет по­щекотать нервы новым народным избранникам, превращая Думу хотя бы на два месяца в место для жарких дискуссий. Их же ни арестовать, ни изгнать нельзя — в соответствии с изменениями в законе «Об основных гарантиях избира­тельных прав…» депутатам 6-го созыва, не избранным в 7-ю Госдуму, вплоть до 4 декабря 2016 года сохраняются гаран­тии неприкосновенности. А еще «выплачиваются ежеме­сячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и единовременное денежное пособие в размере ежемесячного денежного вознаграждения депутата Госдумы. Также сохра­няются условия обязательного государственного страхова­ния, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, медицинского, бытового и пенсионного обеспечения, право и условия пользования служебным жилым помещением в городе Москве, гарантии трудовых прав». И право на слу­жебную машину.
 

Единение и конструктивное взаимодействие Совета Федерации и Государственной Думы стало отличительной чертой прошедшей весенней сессии. Именно оно предопределило и успех Первого парламентского форума БРИКС, и содержательность заседаний Совета законодателей, и насыщенность дискуссий Интеграционного клуба и «Открытой трибуны»

В знак протеста

Обе палаты солидарно осудили действия властей Финлян­дии, которые запретили въезд Сергею Нарышкину и еще нескольким парламентариям для участия в Парламентской ассамблее ОБСЕ, одной из основательниц которой была Россия. Как пояснил представитель МИД Финляндии Веса Хаккинен, поскольку они числятся в санкционном списке Евросоюза, им отказано во въезде на всю территорию Шенгенской зоны. В ответ российская делегация решила бойко­тировать сессию. «Испытывая грубое давление со стороны Вашингтона и Брюсселя, власти Финляндии отказывают в законном праве пяти членам российской делегации уча­ствовать в работе сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Мои коллеги согласились со мной в том, что недопустимо понижать уровень представительства делегации России на сессии, которая посвящена сорокалетию подписания Хельсинского акта — основополагающего документа Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Российская де­легация в полном составе не примет участия в работе сес­сии, которая пройдет в Хельсинки. Это выражение нашего протеста против произвола, против нарушения принципов демократии и парламентаризма. Это наши действия в за­щиту международного права, в защиту ценностей и принци­пов парламентаризма и демократии», — заявил журналистам Председатель Госдумы Сергей Нарышкин («Единая Россия»).
 
Решение Финляндии противоречит всем нормам между­народного права, уточнил единоросс Николай Ковалев, член Комитета ГД по безопасности и противодействию корруп­ции. Ни одна из стран не вправе влиять на состав делега­ции другой страны. «Это ущемление прав, — уверен он. -Запрет на въезд какого-либо члена официальной делегации на территорию страны, являющейся членом организации, вступает в противоречие с уставом организации, которая проводит мероприятие, и должен быть отменен решением международной организации». Один из тех, кому не дали визы — глава Комитета ГД по делам СНГ, евразийской ин­теграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий (ЛДПР), — огорчен тем, что Финляндия, действуя в интере­сах «американского Госдепа», отдаляет ПА ОБСЕ «на одну сессию от урегулирования украинского кризиса, обсужде­ние которого без России будет неполноценным».
 
Палата приняла специальное заявление с осуждением скандального решения Финляндии и ряда стран ЕС. «Санкционные меры в отношении российских парламентариев и делегаций чреваты подрывом диалога со всеми негативны­ми последствиями для безопасности и политической атмос­феры на Европейском континенте, — говорится в докумен­те. — Откровенно дискриминационные действия в отноше­нии российской делегации могут вызвать лишь сожаление и недоумение». Как уверены депутаты, действия финского правительства «создают условия, при которых равноправ­ный политический диалог невозможен» и «наносят ущерб безопасности и стабильности в Европе».
 
В Совете Федерации решение Финляндии считают «не­приемлемым и недопустимым». «Оно еще раз подчеркивает, что страны Евросоюза под видом так называемой солидар­ности потеряли суверенитет и уже самостоятельно не мо­гут принимать решения даже по тому, чтобы пустить спи­кера палаты парламента такого государства, как Россия, на международное мероприятие», — высказалась в поддержку думских коллег глава Совфеда Валентина Матвиенко.
 
Разразившийся скандал, заявил председатель Комитета СФ по международным делам Константин Косачев, не дела­ет чести ни ЕС, который не вводил санкции на парламент­ское сотрудничество, а санкции в отношении российских политиков не распространяются на их участие в много­сторонних межпарламентских мероприятиях, ни ОБСЕ и ее Парламентской ассамблее, которая оказалась в заложни­ках у ЕС, ни стране-организатору. Сенатор делает вывод: «Впредь беспрепятственное проведение международных мероприятий возможно с учетом печального финляндского опыта, следовательно, только в странах, которые не уча­ствуют в санкциях».
 
Сергей Нарышкин также высказался за изолирование от межпарламентского взаимодействия государств, которые поддаются давлению Брюсселя и Вашингтона и грубо на­рушают принципы парламентаризма. Подобное единение и конструктивное взаимодействие Совета Федерации и Госу­дарственной Думы стало отличительной чертой прошедшей весенней сессии. Именно оно предопределило и успех Пер­вого парламентского форума БРИКС, и содержательность заседаний Совета законодателей, и насыщенность дискус­сий Интеграционного клуба и «Открытой трибуны».
 

Рекордное законотворчество

Фирменным знаком дружественного, можно сказать, кор­поративного симбиоза двух палат является законопроект, дающий право на налоговый вычет по НДФЛ гражданам, которые вносят пожертвования на государственные и муниципальные учреждения и орга­низации культуры. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс разра­ботала группа депутатов и сенаторов под началом Сергея Нарышкина и Ва­лентины Матвиенко. «В целях стимули­рования привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу культуры законопроектом предлага­ется предоставить физическому лицу право на социальный налоговый вы­чет по налогу на доходы физических лиц в размере суммы пожертвования, не более 30 процентов суммы дохода, если получателем пожертвования яв­ляется государственная или муниципальная организация культуры», — говорится в пояснительной записке.
 
Авторы законопроекта подчеркивают, что основным принципом благотворительной деятельности является бескорыстность. И уверены: «Реализация законопроек­та позволит без дополнительного бюджетного финанси­рования сохранить сложившуюся сеть государственных и муниципальных организаций культуры, создать условия для их развития, освоения ими новых технологий куль­турной деятельности, а также усилить роль таких органи­заций культуры, как музеи, библиотеки, архивы, театры, филармонии, концертные залы, дома культуры, в деле исторического и культурного просвещения и воспитания граждан».
 
Согласованность действий сенаторов и депутатов, судя по статистике законодательного процесса за 2015 год, бла­готворно сказывается на качестве подготовленных право­вых документов. За прошедшие полгода не оказалось ни одного из одобренных Думой закона, который был бы от­клонен Советом Федерации или Президентом России. Всего же она приняла за это время 278 новых законов, которые, в свою очередь, оперативно рассматривались Советом Фе­дерации. Палата депутатов продолжает посвящать часть времени законопроектам, доставшимся парламентариям в наследство от прошлых созывов. В нынешнюю сессию были рассмотрены более 170 таких документов. Сейчас их оста­ется около 300 из 1200 — на начало шестого созыва.
 
В течение весенней сессии 2015 года в Госдуму было вне­сено 857 законопроектов, из которых рассмотрено в том или ином чтении 711. Рекордной по законодательной произ­водительности для ныне действующей Думы была весенняя сессия прошлого года — внесено 1036 проектов, принято 295 законов. По числу принятых правовых актов первенство пока держит пятый созыв — 1608 законов.
 

«Национализация элиты» продолжается

Весенняя сессия запомнилась законами о блогерах и уго­ловной ответственности за реабилитацию нацизма, о «не­желательных организациях» и «праве на забвение» в Миро­вой паутине, об ужесточении уголовной ответственности за вождение в пьяном виде и нарушение правил эвакуации неправильно при­паркованных автомобилей…
 
Среди памятных и законы о защите национальной экономики и безопас­ности в условиях санкций Запада. В этом направлении особый интерес представляют правовые документы, предполагающие   «национализацию элиты». «Очень важно, что удалось реализовать поручение Президента, который поручил синхронизировать принятие закона о деофшоризации, его вступление в действие с законом об «амнистии капиталов», условное название, которого все знают», — ска­зал по этому поводу глава Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Ма­каров («Единая Россия»). Принятый в мае закон вступил в силу 1 июля и будет действовать по 31 декабря текущего года. Он освобождает от ответственности за налоговые пра­вонарушения в рамках легализации зарубежных капиталов и распространяется на деяния, совершенные до 1 января 2015 года. Желающим легализовать свои зарубежные акти­вы необходимо отправить в налоговый орган декларацию, в которой следует указать свою недвижимость, транспорт­ные средства, акции и счета в банках за рубежом, сведения о контролируемых иностранных компаниях. Раскрывать структуру активов, источник их происхождения необяза­тельно. Взамен обещаны гарантии непривлечения к ответ­ственности — уголовной и административной, доначисления налогов за нарушения при приобретении, распоряжении этим имуществом, но только в пределах указанного в де­кларации.
 
Поверят ли в это резиденты офшоров? Как утвержда­ют аналитики Boston Consulting Group в своем отчете, на начало 2015 года объем частных состояний в России вы­рос на 24,7 процента и составил 2 триллиона долларов, но почти четверть этой суммы — 24 процента — пришлась на офшоры. Причем за прошлый год «офшорная доля» эконо­мики России выросла примерно в 1,5 раза по сравнению со средним уровнем 2009-2013 годов. Удастся ли российской власти перевернуть офшорную страницу? Сейчас идет эко­номическая война между Россией и Западом, а «на войне — как на войне».
 
На деофшоризацию российской экономики направлен и принятый буквально в эти дни закон, который запрещает компаниям, находящимся под юрисдикцией офшора, уча­ствовать в поставках товаров, работ и услуг для обеспече­ния государственных и муниципальных нужд.
 
Совершенствуется система противодействия коррупции и воровству. На излете сессии принят закон, усиливающий ответственность глав госкомпаний и акционерных обществ за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, которое повлекло за собой существенный вред интересам государства и общества. Документ вводит уголовную ответ­ственность для таких лиц за причинение по халатности особо крупного ущерба — более 7,5 миллиона рублей. Минимальная санкция по таким правонарушениям предполагает штраф от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, максимальная — арест сроком до шести месяцев. Кроме того, вводится административная ответственность за совершение действий, повлекших неис­полнение обязательств, предусмотренных контрактом на по­ставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, и причи­нивших существенный вред интересам государства и обще­ства. Должностные лица и индивидуальные предприниматели будут штрафоваться на сумму в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 ты­сяч рублей. Нарушителям может грозить дисквалификация на срок до двух лет. На юридических лиц будет налагаться штраф от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 тысяч рублей.
 
Большое значение для пресечения мошенничества в экономической сфере, отметил зампред Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев, будет иметь закон, направленный на обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистра­ции юридических лиц. «В ближайшее время нам предстоит совершенствовать законодательство по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, способствовать развитию модели упрощенной идентифи­кации, — говорит он. — Очень важно законодательно сти­мулировать снижение рисков на рынке потребительского кредитования и ограничить размер доли крупнейших кре­диторов при расчете средневзвешенного значения полной стоимости кредита».
 

«Парламентский контроль» перенесли на осень

Озабочены парламентарии и социальными проблемами, а тут есть о чем задуматься. В России живут 22,9 миллиона человек, чьи доходы ниже прожиточного минимума, сооб­щается на сайте Росстата. По состоянию на первый квартал 2015 года бедными считаются 15,9 процента жителей Рос­сии. По сравнению с первым кварталом прошлого года чис­ло россиян, живущих за чертой прожиточного минимума, выросло на 3,1 миллиона человек. В стране стало больше бедных из-за роста размера прожиточного минимума: если в начале 2014 года он составлял 7688 рублей, то в 2015-м из-за растущей инфляции увеличился до 9662 рубля. Ос­ложняет ситуацию существенный рост с 1 июля тарифов на газ, электроэнергию, тепло и воду.
 
На умиротворение общественных настроений направ­лено и продление сроков приватизации жилья до 1 мар­та будущего года и нововведения в закон о материнском капитале. Его разрешили использовать в качестве перво­начального взноса по ипотеке, не дожидаясь пока ребенку исполнится три года.
 
И все же главная забота парламентариев — федераль­ный бюджет на 2015 год, правительственные поправки в который стали яблоком раздора между думцами и мини­страми. На протяжении всей сессии явно просматривалось стремление Госдумы повысить свою самостоятельность по отношению к исполнительной власти. Особенно много говорилось о «парламентском контроле» над бюджетным процессом, что палата даже одобрила во втором чтении. Правительству вменялось представлять депутатам весь объем информации о дополнительных расходах регионов, которые возникают при передаче им новых полномочий. Кроме того, народные избранники намеревались обязать Правительство передавать им вместе с проектом бюджета данные по новым объектам капитального строительства, на которые выделяются государственные средства.
 
Однако в ночь перед финишным днем пленарного засе­дания все переигралось и депутаты перенесли на осень два законопроекта, в том числе и о «парламентском контроле». Взамен законодатели в спешном порядке создали «депутацию Государственной Думы», которая в летний период станет сле­дить за перераспределением бюджетных средств. Кроме то­го, она призвана решить проблему доступности бюджетных кредитов для региональных бюджетов. «Договор, который регионы подписывают с Минфином, составлялся в докризис­ный период, и его условия достаточно жесткие, — пояснил Андрей Макаров. — В этом году на бюджетные кредиты реги­онам выделено 310 миллиардов рублей, а получили они лишь 105 миллиардов, потому что не в состоянии выполнять эти условия. Чтобы это изменить, необходимо решение не только кабинета министров, но и трехсторонней комиссии — Госу­дарственной Думы, Совета Федерации и Правительства».
 
Так или иначе, парламентарии утвердили правительственные поправки в федеральный бюджет на 2015 год, перераспределив ассигнования на общую сумму 35,5 миллиарда рублей. Оперативным перераспределением бюджетных средств займется парламентская комиссия, из чего напрашивается вывод: не все депутаты и сенаторы смогут отдохнуть этим летом. Деньги любят счет, а закон — порядок.
 
Павел Анохин
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 7340