Второе чтение — наиболее важный этап в работе над главным финансовым законом страны, ибо уточняет его содержание и, по сути, является последним шансом изменить расходную часть бюджета, перераспределив средства по тем или иным разделам и статьям. Именно на это и были нацелены полторы тысячи поправок, представленных в думский Комитет по бюджету и налогам ко второму чтению. Из них лишь четыреста были предложены к рассмотрению. Их обсуждение шло мучительно напряженно и дотошно.
Так, Сергей Решульский (КПРФ) своими поправками доказательно просил выделить на предстоящий год 60 миллиардов рублей на приравнивание тружеников тыла и ветеранов последнего призыва к участникам Великой Отечественной войны, 100 миллиардов — на поддержку ветеранов труда, 175 миллиардов — на увеличение до 700 рублей пособий гражданам, имеющим детей, 111 миллиардов рублей — на повышение минимального должностного оклада работникам бюджетной сферы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения региона. Глава Комитета по бюджету и налогам, единоросс Андрей Макаров, представивший депутатам проект трехлетнего бюджета, назвав озвученные предложения «благими пожеланиями», столь же аргументированно обосновывал свой отрицательный ответ. В основном он сводился к тому, что свободных денег нет, а автор законодательной инициативы должен указать источник ее финансирования.
«Вчера Федеральное казначейство озвучило данные, согласно которым профицит бюджета за девять прошедших месяцев составил 1,5 триллиона рублей. Получается, что деньги в стране, как ни странно, есть», — озвучил информацию Олег Смолин (КПРФ). И предложил увеличить размер студенческих стипендий. «Давайте делить те деньги, которые у нас будут, а не те, которые сегодня как бы есть только в нашем воображении или в предположениях», — парировал Андрей Макаров. «Таким обсуждением мы вводим наше общество в заблуждение, в какое-то непонятное состояние», — возмутился Сергей Решульский, упрекнув политических оппонентов в том, что они игнорируют интересы трудящихся. «Правдивые обсуждения позитивно воздействуют на людей. Когда они знают, что им говорят правду, никакой паники не будет», — возразил Андрей Макаров. И посоветовал коллегам в следующий раз указывать конкретные источники финансирования поправок, что в соответствии с новыми изменениями в законе «О парламентском контроле» правительство не сможет проигнорировать…
Это лишь один эпизод той напряженной, можно сказать, нервной атмосферы, в которой шло обсуждение бюджета на предстоящую трехлетку. Кстати, при обсуждении бюджета в первом чтении копья ломались вокруг средств, выделенных на развитие сельского хозяйства и промышленной политики. И полемика, можно сказать, прошла не зря. Уже в этом году, как сообщил Андрей Макаров, будет направлено 20 миллиардов рублей в Фонд развития промышленности и 25 миллиардов — на прямую поддержку села.
Еще в начале осенней сессии депутаты предложили правительству сформировать своего рода «фонд неэффективных расходов», где сосредоточить средства, которые были выделены на 2014 год, но не использованы министерствами и ведомствами. Найденная таким образом государственная заначка составила более 155 миллиардов рублей. За счет этих средств будут профинансированы легкая и текстильная промышленность, сельскохозяйственное и тракторное машиностроение, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. Предусматривается социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержка народных промыслов…
Если говорить о поправках, непосредственно внесенных в бюджет во втором чтении, то расходная часть на 2015 год дополнительно составляет 43 миллиарда рублей, на 2016 и 2017 годы — по 12 миллиардов. В рамках программы импортозамещения агропромышленному комплексу дополнительно выделяется 20 миллиардов рублей. Таким образом, общая сумма поддержки сельхозпроизводителя за 2014-2015 годы превысит 50 миллиардов рублей. На развитие рыбохозяйственной отрасли России на предстоящую трехлетку предусмотрено около 3 миллиардов рублей.
Однако неизменный приоритет, судя по словам главы бюджетного комитета, отдается социальной политике. «Несмотря на все сложности на мировом рынке, социальные обязательства, предусмотренные проектом бюджета, который сегодня принимается во втором чтении, обеспечиваются полностью, — констатировал он. — Причем обеспечиваются финансово, финансово гарантированы, и мы это сделали на всю трехлетку, а не только на 2015 год». Дополнительные средства пойдут на поддержку инвалидов, на строительство детских садов и спортивных сооружений. Так, на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации планируется выделять 5 миллиардов рублей каждый год в течение трех лет.
На строительство детских садов предложено потратить 10 миллиардов рублей дополнительно к тем, что перейдут на 2015 год из неиспользованных средств в нынешнем. В 2014 году на строительство и реконструкцию детских садов в регионах государство выделяло 50 миллиардов рублей. «Далеко не все они оказались израсходованными — где-то не готова проектно-сметная документация, где-то не готовы строительные площадки. Деньги из-за этого не должны пропадать. Мы приняли решение: эти средства не отправлять в федеральный бюджет, а оставить в региональном на строительство детских садов», — сообщил он.
Депутаты нашли возможность профинансировать развитие физкультуры и спорта. В 2015 году на строительство спортзалов и спортплощадок в сельских школах выделяется 1 миллиард 800 миллионов рублей, а на возведение бассейнов при вузах — еще 1 миллиард 300 миллионов рублей. На завершение программы по строительству ФОКов в 2015 году дополнительно потребуется 482,5 миллиона рублей. Через год заработает новая программа строительства малобюджетных объектов спорта «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». В 2016 году на нее будет направлено 2,551 миллиарда рублей, в 2017 году — 2,5 миллиарда. На молодежную политику выделяется 314 миллионов рублей. Немногим меньше, 300 миллионов рублей направляется на финансовую поддержку региональных СМИ. Кстати, такой вид расходов в бюджете предусмотрен впервые. На проведение мероприятий в рамках Года литературы заложено 300 миллионов рублей и еще 120 миллионов — на обеспечение расходов Книжной палаты.
Столь благостная картина, однако, не внесла умиротворения в ряды оппозиции. «Статьи на социальные расходы — это и здравоохранение, и образование, и даже культура — сокращаются. Мы тратим на них гораздо меньше средств, чем это было в предыдущие годы. Естественно, за такой бюджет голосовать не можем», — заявил первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов.
Складывается впечатление, что у нас вернулось гайдаровское время и в кредитно-денежной политике, и в экономической, заявил Николай Коломейцев (КПРФ), напомнив, что за разговорами о поиске инвестиций вывоз капитала из страны составил 128 миллиардов долларов, а корпоративный внешний долг на 90 процентов состоит из банковских или межбанковских кредитов. «Получается, мы свои золотовалютные резервы вывезли туда, привязали свой рубль к чужой ничего не стоящей бумажке и сегодня издеваемся над народом, обесценив за год на 25 процентов нашу валюту», — возмутился он, отметив, что никогда еще реальность так не расходилась с тем, что на бумаге… «Мы должны понимать, что это промежуточный бюджет, — уточнил Сергей Калашников (фракция ЛДПР). — Думаю, в самое ближайшее время правительство вынуждено будет внести в него соответствующие корректировки».
Не исключают такой возможности и на властном олимпе. В эти дни и Президент России, и глава кабинета заявили: если нефть и дальше будет дешеветь, расходы бюджета будут корректироваться. «Но это не коснется социальных обязательств, — подчеркнул Владимир Путин. — У нас достаточно средств, чтобы отрегулировать эти непростые вопросы».
Павел Анохин
Фото Юрий Паршинцев