БРИКС — новая философия международного сотрудничества
8 июня Москва принимает парламентский форум России, Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки.
В рамках своего председательства в БРИКС, стартовавшего в апреле, наша страна разработала обширную программу действий, призванных дать новое содержание и задать новые направления взаимодействию стран «пятерки». В общей сложности в 16 российских городах запланировано свыше 100 мероприятий. «Парламентское измерение» сотрудничества, то есть взаимодействие на уровне парламентов, о котором много говорилось в последние год-два, как раз и является одной из таких новых и перспективных сфер деятельности.

Надо полагать, гости приедут в Москву не с пустыми руками. Хозяева тем более активно готовятся к форуму — в Совете Федерации даже создали отдельный подкомитет по межпарламентскому взаимодействию стран БРИКС. Налицо очевидное стремление провести не протокольное мероприятие, а конструктивный диалог по конкретным вопросам сотрудничества на парламентском уровне.
На сессии ассамблеи Межпарламентского союза в Ханое детали предстоящей встречи обсуждал со своими коллегами из стран «пятерки» председатель совфедовского Комитета по международным делам Константин Косачев. «Круглый стол» с индийскими парламентариями провел во время своего визита в Нью-Дели спикер Госдумы Сергей Нарышкин. По его словам, Россия исходит из того, что общей долгосрочной целью является превращение БРИКС в полноформатный механизм стратегического взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики. Наконец, в конце мая в Москве с главами делегаций встретился первый заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков.
По мнению российских парламентариев, формат БРИКС является многообещающим и уже доказал свою востребованность. Во-первых, потому, что диалог и сотрудничество всегда нуждаются в продвижении и тем более это актуально сейчас, когда реальной угрозой для мира стал рост глобального недоверия. Во-вторых, потому, что современный мир стал полифоничным и многополярным. «Мы видим, какую позитивную роль группа БРИКС играет и в деле развития отношений между нашими странами, и в деле формирования справедливого миропорядка», — подчеркивает Сергей Нарышкин.
Президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу российских парламентариев, о чем посланием проинформировал своих коллег — глав государств. Парламенты уже играют определенную роль в жизни этого объединения, поскольку непосредственным образом участвуют в ратификации соглашений в рамках БРИКС.
«Законодательные органы пяти стран должны консультироваться как с точки зрения возможного сближения национальных законодательств, так и в целях выработки единых позиций законодателей по актуальным международным проблемам», — говорит Александр Жуков.
Хотел особо отметить: предстоящий парламентский форум в Москве — это первая в истории БРИКС встреча законодателей в подобном формате.
Идея о парламентском измерении БРИКС прозвучала на встрече глав пяти государств в ЮАР в 2013 году. Бразилия, которая председательствовала в 2014 году, должна была ее осуществить, но в силу определенных обстоятельств не смогла. Выполнение этой инициативы взяла на себя Россия. Насколько мы сегодня близки к реализации этой идеи? Руководитель Управления Госдумы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов предположил, что в ходе форума будут выдвинуты предложения, которые позволят сделать его постоянно действующим. Перерастет ли он в широкую парламентскую ассамблею, работающую на регулярной основе, — покажет время. Однако в любом случае межпарламентское взаимодействие — одно из позитивных направлений деятельности законодателей стран БРИКС. Парламенты уже играют определенную созидательную роль в жизни этого объединения, участвуя в ратификации соглашений, направленных на формированиесправедливого миропорядка, на укрепление партнерства между нашими странами.
На этом фоне приходит понимание: потенциал парламентского взаимодействия в рамках БРИКС далеко не раскрыт. Надо ли доказывать, что прямой диалог законодателей будет способствовать укреплению более тесных связей и политических элит, и делового сообщества, обеспечит качественное юридическое сопровождение в реализации совместных проектов, послужит укреплению верховенства права в международных делах. Именно поэтому Россия выступает за создание постоянно действующего парламентского форума БРИКС, а еще лучше за представительную ассамблею их законодателей.
Как она, да и другие учреждения постоянно действующего парламентского форума будут работать при столь обширной планетарной разбросанности? БРИКС — это не Евросоюз, где все под боком. Если Россия и Китай — соседи, то Бразилия, ЮАР находятся на других материках планеты… Отвечая на этот вопрос, Юрий Шувалов подчеркнул: «Мы живем в эпоху информационных технологий, которые позволяют эффективно обеспечить работу, скажем, виртуального секретариата форума между заседаниями. Речь идет о создании онлайн-системы, сопровождающей деятельность парламентов и их сотрудничество в Интернете, об открытии соответствующей страницы на сайте каждого законодательного органа. Безусловно, нам необходимо будет целенаправленно отрабатывать и совершенствовать новые форматы общения через электронные коммуникации. Это позволит не только политикам и чиновникам принимать совместные решения, сидя на разных континентах, но и нашим гражданам общаться с учетом их социальных или политических интересов. Таких коммуникационных площадок должно быть много».
Но все эти интернет-коммуникации могут быть в один миг заблокированы США, если там сочтут их опасными для себя… Безусловно, такая угроза существует, но волков бояться — в лес не ходить. Она лишь побуждает страны БРИКС обеспечить свой цифровой суверенитет, цифровое равенство, создать своего рода параллельную интернет-систему, которая сделала бы бессмысленным отключение той или иной страны от Интернета. В России, кстати, есть космические технологии, которые позволяют открыть сверхдешевый доступ к Интернету на больших пространствах. Такой поворот дела как бы напрашивается самой географией наших стран, у каждой из которых огромная территория. В этом же ряду и создание межбанковской системы, параллельной SWIFT.
На сегодняшний день сотрудничество в рамках БРИКС наиболее выпукло проявляется в области глобального финансового регулирования. На предстоящем в июле саммите в Уфе планируется принять Стратегию экономического взаимодействия пяти стран. Вместе с тем, как считают в российском парламенте, БРИКС должен более авторитетно заявлять о себе как о влиятельном игроке в области защиты международного права, поддержания международной безопасности, решения региональных проблем.
Вообще-то говоря, БРИКС представляет собой совершенно уникальное явление в международных отношениях. Это, наверное, первый и единственный случай, когда процесс межгосударственного взаимодействия запустил, совершенно не ставя пред собой такую цель, человек не просто абсолютно сторонний, но даже в какой-то степени из «чужого лагеря». В ноябре 2001 года аналитик американского банка «Голдман Сакс» Джим О,Нил по чисто формальным признакам соединил в одну группу четыре развивающиеся экономики — Бразилии, России, Индии и Китая — и, сложив первые буквы их написаний латиницей, получил емкую и динамичную аббревиатуру BRIC, созвучную английскому слову brick — «кирпич».
О,Нил имел все основания радоваться своей лингвистической находке, потому как этот «кирпич», по его выкладкам, становился базой для роста мировой экономики в XXI веке. В конечном итоге к середине века, по прогнозам, Бразилия, Россия, Индия и Китай превращались бы в доминирующие экономические системы, чей ускоренный экономический рост конвертировался бы и в политическое влияние, вызывая утрату лидирующих позиций современной западной элиты.
Зная, с какой осторожностью и щепетильностью страны мира подходят к учреждению и вступлению в межгосударственные объединения, никто не предполагал, что придуманный О,Нилом «кирпич» когда-либо превратится во что-то большее, чем просто фигуру речи. И уж подавно никто не ожидал, что страны, соединенные им вместе, реально пожелают объединиться в некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию. Странным образом, однако, в столицах четырех упомянутых государств чужая идея прижилась, да и экономические показатели докризисного периода «нулевых», казалось, полностью подтверждали выкладки американского аналитика.
Так или иначе, в Москве решили попробовать. «На полях» сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в 2006 году впервые встретились в таком составе для консультаций министры иностранных дел четырех стран. А через два года в Японии после встречи «Большой восьмерки» уединились для обмена мнениями уже первые лица государств. Итогом их переговоров стал первый формальный саммит нового международного объединения, официально принявшего название БРИК, собравшийся в июне 2009 года в Екатеринбурге. Еще через год желание присоединиться к группе выразила Южная Африка и на третий саммит в Китае в 2011 году приехали лидеры уже пяти стран, а БРИК превратился в БРИКС (BRICS).
Динамика процесса — одна из удивительных отличительных особенностей группы. Не прошло и десяти лет, а мир уже имеет в лице этого объединения весьма существенный, влиятельный и серьёзный фактор международного развития и решения глобальных проблем. К тому же БРИКС изначально строится на новых, демократических принципах: там никто никому ничего не навязывает, отсутствует свойственная военно-политическим альянсам жёсткая дисциплина. Любое решение, любой результат, достигаемый в этом формате, — это сопряжение не всегда совпадающих, но тщательно учтенных национальных интересов стран-участниц.
Помимо официальных саммитов, лидеры БРИКС проводят и неформальные встречи (как правило, в рамках крупных международных мероприятий. Кроме того, проходят встречи на уровне глав МИД, министров финансов, здравоохранения, образования, науки и сельского хозяйства, секретарей советов безопасности (всего более 20 форматов).
В рамках организации действует ряд структур, в том числе Институт изучения проблем БРИКС (с 2010 года), Альянс бирж (2011), Научный совет, Деловой совет, Консорциум экспертных центров (учреждены в 2013 году). В 2013 году было принято решение о создании Сетевого университета БРИКС (образовательный консорциум ведущих университетов стран — членов объединения). Ожидается, что пилотные учебные программы будут запущены в 2015 году. Функционируют четыре рабочие группы: по информационной безопасности, сельскому хозяйству, здравоохранению, науке и инновациям.
На предыдущем саммите в Бразилии «пятерка» учредила Новый банк развития и Пул валютных резервов. Банк с акционерным капиталом 100 миллиардов долларов будет финансировать проекты в области инфраструктуры и устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Планируется, что решение о финансировании первого проекта будет принято к концу 2015 года. Пул валютных резервов объемом также 100 миллиардов предназначен для использования в чрезвычайных ситуациях.
По мнению российского руководства, пришло время постепенной трансформации БРИКС из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кругу проблем в полноформатный механизм взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики.
Для чего следует шаг за шагом расширять спектр направлений сотрудничества, более активно отстаивать общие интересы стран БРИКС на международной арене, отстраивать систему механизмов взаимодействия, в первую очередь в финансово-экономической и политической сферах. А также выявлять принципиально новые сферы деятельности БРИКС — парламентскую, культурную, информационную, молодежную. Помимо продвижения проекта Парламентского форума стран БРИКС властные структуры РФ сориентированы на оказание поддержки российским НПО в подготовке и проведении Гражданского форума, а ФНПР -Профсоюзного форума БРИКС. Россия также считает своевременным проведение Форума молодых лидеров стран БРИКС и Глобального университетского саммита БРИКС.
Отдельная тема, на которую делают особый упор в российском руководстве, - выведение БРИКС на позиции коллективного лидера в мировом сообществе в вопросах укрепления международной информационной безопасности, интернационализации управления сетью Интернет и выработки правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Москва хотела бы перевести взаимодействие стран БРИКС в данной области в практическую плоскость и подвести под него правовую базу в форме межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере информационной безопасности.
Федеральное Собрание Российской ФедерацииФедеральное собрание является представительным и законодательным органом. Состоит из 2 палат — Совета Федерации и Государственной Думы (Конституция РФ не предусматривает формального деления палат на верхнюю и нижнюю). Порядок их формирования устанавливается отдельными федеральными законами. В настоящее время в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта федерации, до 10 процентов мест резервируются также за представителями, назначаемыми Президентом РФ. В Совете Федерации не допускается создание фракций, парламентских объединений, а также ведение любой деятельности в интересах политических партий. Председателем Совета Федерации является Валентина Матвиенко. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Нынешний депутатский корпус сформирован по итогам выборов по партийным спискам по пропорциональной системе. Председателем Государственной Думы является член Высшего совета партии «Единая Россия» Сергей Нарышкин. |
|
|
|
Парламент Южно-Африканской РеспубликиПо конституции ЮАР, законодательный орган (парламент) является и особым органом государственного управления — Конституционным собранием. Современный южноафриканский парламент состоит из 2 палат: Национального совета провинций (верхняя) и Национальной ассамблеи (нижняя). Национальный совет провинций образован в 1997 году вместо ранее действовавшего Сената. По своим функциям очень близок к своему предшественнику. Обеспечивает равное представительство всех 9 провинций ЮАР. Возглавляет Национальный совет провинций Танди Модисе, представляющих правящую партию Африканский национальный конгресс (АНК). Национальная ассамблея состоит из 400 депутатов, избираемых как по партийным спискам, так и на основе пропорциональной избирательной системы. При этом половина депутатов избираются по общенациональному списку, а другая половина — по спискам в провинциях. Национальная ассамблея возглавляется спикером. В настоящее время им также является женщина — Балека Мбете (АНК). |
|
|
|
|