Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

БРИКС — новая философия международного сотрудничества

8 июня Москва принимает парламентский форум России, Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки.

В рамках своего председательства в БРИКС, стартовавшего в апреле, наша страна разработала обширную программу действий, призванных дать новое содержание и задать новые направления взаимодействию стран «пятерки». В общей сложности в 16 российских городах запланировано свыше 100 мероприятий. «Парламентское измерение» сотрудничества, то есть взаимодействие на уровне парламентов, о котором много говорилось в последние год-два, как раз и является одной из таких новых и перспективных сфер деятельности.

31.05.2015 15:56

БРИКС — новая философия международного сотрудничества
 

Надо полагать, гости приедут в Москву не с пусты­ми руками. Хозяева тем более активно готовятся к форуму — в Совете Федерации даже создали отдель­ный подкомитет по межпарламентскому взаимодействию стран БРИКС. Налицо очевидное стремление провести не протокольное мероприятие, а конструктивный диалог по конкретным вопросам сотрудничества на парламентском уровне.

На сессии ассамблеи Межпарламентского союза в Ханое детали предстоящей встречи обсуждал со своими коллега­ми из стран «пятерки» председатель совфедовского Комите­та по международным делам Константин Косачев. «Круглый стол» с индийскими парламентариями провел во время сво­его визита в Нью-Дели спикер Госдумы Сергей Нарышкин. По его словам, Россия исходит из того, что общей долго­срочной целью является превращение БРИКС в полнофор­матный механизм стратегического взаимодействия по клю­чевым вопросам мировой политики и экономики. Наконец, в конце мая в Москве с главами делегаций встретился пер­вый заместитель Председателя Госдумы Александр Жуков.

По мнению российских парламентариев, формат БРИКС является многообещающим и уже доказал свою востребо­ванность. Во-первых, потому, что диалог и сотрудничество всегда нуждаются в продвижении и тем более это актуаль­но сейчас, когда реальной угрозой для мира стал рост гло­бального недоверия. Во-вторых, потому, что современный мир стал полифоничным и многополярным. «Мы видим, какую позитивную роль группа БРИКС играет и в деле раз­вития отношений между нашими странами, и в деле фор­мирования справедливого миропорядка», — подчеркивает Сергей Нарышкин.

Президент РФ Владимир Путин поддержал инициативу российских парламентариев, о чем посланием проинфор­мировал своих коллег — глав государств. Парламенты уже играют определенную роль в жизни этого объединения, по­скольку непосредственным образом участвуют в ратифика­ции соглашений в рамках БРИКС.

«Законодательные органы пяти стран должны консульти­роваться как с точки зрения возможного сближения нацио­нальных законодательств, так и в целях выработки единых позиций законодателей по актуальным международным проблемам», — говорит Александр Жуков.

Хотел особо отметить: предстоящий парламентский фо­рум в Москве — это первая в истории БРИКС встреча зако­нодателей в подобном формате.

Идея о парламентском измерении БРИКС прозвучала на встрече глав пяти государств в ЮАР в 2013 году. Бразилия, которая председательствовала в 2014 году, должна была ее осуществить, но в силу определенных обстоятельств не смогла. Выполнение этой инициативы взяла на себя Рос­сия. Насколько мы сегодня близки к реализации этой идеи? Руководитель Управления Госдумы по связям с обществен­ностью и взаимодействию со СМИ Юрий Шувалов предпо­ложил, что в ходе форума будут выдвинуты предложения, которые позволят сделать его постоянно действующим. Пе­рерастет ли он в широкую парламентскую ассамблею, ра­ботающую на регулярной основе, — покажет время. Однако в любом случае межпарламентское взаимодействие — одно из позитивных направлений деятельности законодателей стран БРИКС. Парламенты уже играют определенную сози­дательную роль в жизни этого объединения, участвуя в ра­тификации соглашений, направленных на формированиесправедливого миропорядка, на укрепление партнерства между нашими странами.

На этом фоне приходит понимание: потенциал парла­ментского взаимодействия в рамках БРИКС далеко не рас­крыт. Надо ли доказывать, что прямой диалог законодате­лей будет способствовать укреплению более тесных связей и политических элит, и делового сообщества, обеспечит качественное юридическое сопровождение в реализации совместных проектов, послужит укреплению верховенства права в международных делах. Именно поэтому Россия вы­ступает за создание постоянно действующего парламент­ского форума БРИКС, а еще лучше за представительную ассамблею их законодателей.

Как она, да и другие учреждения постоянно действую­щего парламентского форума будут работать при столь об­ширной планетарной разбросанности? БРИКС — это не Ев­росоюз, где все под боком. Если Россия и Китай — соседи, то Бразилия, ЮАР находятся на других материках планеты… Отвечая на этот вопрос, Юрий Шувалов подчеркнул: «Мы живем в эпоху информационных технологий, которые по­зволяют эффективно обеспечить работу, скажем, виртуаль­ного секретариата форума между заседаниями. Речь идет о создании онлайн-системы, сопровождающей деятельность парламентов и их сотрудничество в Интернете, об открытии соответствующей страницы на сайте каждого законодатель­ного органа. Безусловно, нам необходимо будет целенаправ­ленно отрабатывать и совершенствовать новые форматы общения через электронные коммуникации. Это позволит не только политикам и чиновникам принимать совместные решения, сидя на разных континентах, но и нашим гражда­нам общаться с учетом их социальных или политических интересов. Таких коммуникационных площадок должно быть много».

Но все эти интернет-коммуникации могут быть в один миг заблокированы США, если там сочтут их опасными для себя… Безусловно, такая угроза существует, но волков бо­яться — в лес не ходить. Она лишь побуждает страны БРИКС обеспечить свой цифровой суверенитет, цифровое равен­ство, создать своего рода параллельную интернет-систему, которая сделала бы бессмысленным отключение той или иной страны от Интернета. В России, кстати, есть космиче­ские технологии, которые позволяют открыть сверхдеше­вый доступ к Интернету на больших пространствах. Такой поворот дела как бы напрашивается самой географией на­ших стран, у каждой из которых огромная территория. В этом же ряду и создание межбанковской системы, парал­лельной SWIFT.

На сегодняшний день сотрудничество в рамках БРИКС наиболее выпукло проявляется в области глобального фи­нансового регулирования. На предстоящем в июле самми­те в Уфе планируется принять Стратегию экономического взаимодействия пяти стран. Вместе с тем, как считают в российском парламенте, БРИКС должен более авторитетно заявлять о себе как о влиятельном игроке в области за­щиты международного права, поддержания международной безопасности, решения региональных проблем.

Вообще-то говоря, БРИКС представляет собой совершен­но уникальное явление в международных отношениях. Это, наверное, первый и единственный случай, когда процесс межгосударственного взаимодействия запустил, совер­шенно не ставя пред собой такую цель, человек не просто абсолютно сторонний, но даже в какой-то степени из «чужого лагеря». В ноябре 2001 года аналитик американского банка «Голдман Сакс» Джим О,Нил по чисто формальным признакам соединил в одну группу четыре развивающиеся экономики — Бразилии, России, Индии и Китая — и, сложив первые буквы их написаний латиницей, получил емкую и динамичную аббревиатуру BRIC, созвучную английскому слову brick — «кирпич».

О,Нил имел все основания радоваться своей лингви­стической находке, потому как этот «кирпич», по его вы­кладкам, становился базой для роста мировой экономики в XXI веке. В конечном итоге к середине века, по прогно­зам, Бразилия, Россия, Индия и Китай превращались бы в доминирующие экономические системы, чей ускоренный экономический рост конвертировался бы и в политическое влияние, вызывая утрату лидирующих позиций современ­ной западной элиты.

Зная, с какой осторожностью и щепетильностью страны мира подходят к учреждению и вступлению в межгосудар­ственные объединения, никто не предполагал, что приду­манный О,Нилом «кирпич» когда-либо превратится во что-то большее, чем просто фигуру речи. И уж подавно никто не ожидал, что страны, соединенные им вместе, реально пожелают объединиться в некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию. Странным образом, однако, в столицах четырех упомянутых государств чужая идея прижилась, да и экономические показатели докризис­ного периода «нулевых», казалось, полностью подтверждали выкладки американского аналитика.

Так или иначе, в Москве решили попробовать. «На полях» сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в 2006 году впервые встретились в таком составе для консультаций министры иностранных дел четырех стран. А через два года в Японии после встречи «Большой восьмерки» уединились для обмена мнениями уже первые лица государств. Итогом их пере­говоров стал первый формальный саммит нового между­народного объединения, официально принявшего название БРИК, собравшийся в июне 2009 года в Екатеринбурге. Еще через год желание присоединиться к группе выразила Юж­ная Африка и на третий саммит в Китае в 2011 году при­ехали лидеры уже пяти стран, а БРИК превратился в БРИКС (BRICS).

Динамика процесса — одна из удивительных отличитель­ных особенностей группы. Не прошло и десяти лет, а мир уже имеет в лице этого объединения весьма существенный, влиятельный и серьёзный фактор международного раз­вития и решения глобальных проблем. К тому же БРИКС изначально строится на новых, демократических принци­пах: там никто никому ничего не навязывает, отсутствует свойственная военно-политическим альянсам жёсткая дис­циплина. Любое решение, любой результат, достигаемый в этом формате, — это сопряжение не всегда совпадающих, но тщательно учтенных национальных интересов стран-участниц.

Помимо официальных саммитов, лидеры БРИКС прово­дят и неформальные встречи (как правило, в рамках круп­ных международных мероприятий. Кроме того, проходят встречи на уровне глав МИД, министров финансов, здраво­охранения, образования, науки и сельского хозяйства, се­кретарей советов безопасности (всего более 20 форматов).

В рамках организации действует ряд структур, в том чис­ле Институт изучения проблем БРИКС (с 2010 года), Альянс бирж (2011), Научный совет, Деловой совет, Консорциум экспертных центров (учреждены в 2013 году). В 2013 году было принято решение о создании Сетевого университета БРИКС (образовательный консорциум ведущих университе­тов стран — членов объединения). Ожидается, что пилотные учебные программы будут запущены в 2015 году. Функцио­нируют четыре рабочие группы: по информационной без­опасности, сельскому хозяйству, здравоохранению, науке и инновациям.

На предыдущем саммите в Бразилии «пятерка» учреди­ла Новый банк развития и Пул валютных резервов. Банк с акционерным капиталом 100 миллиардов долларов бу­дет финансировать проекты в области инфраструктуры и устойчивого развития в государствах БРИКС и развиваю­щихся странах. Планируется, что решение о финансирова­нии первого проекта будет принято к концу 2015 года. Пул валютных резервов объемом также 100 миллиардов предна­значен для использования в чрезвычайных ситуациях.

По мнению российского руководства, пришло время по­степенной трансформации БРИКС из диалогового форума и инструмента координации позиций по ограниченному кру­гу проблем в полноформатный механизм взаимодействия по ключевым вопросам мировой политики и экономики.

Для чего следует шаг за шагом расширять спектр направ­лений сотрудничества, более активно отстаивать общие ин­тересы стран БРИКС на международной арене, отстраивать систему механизмов взаимодействия, в первую очередь в финансово-экономической и политической сферах. А так­же выявлять принципиально новые сферы деятельности БРИКС — парламентскую, культурную, информационную, молодежную. Помимо продвижения проекта Парламент­ского форума стран БРИКС властные структуры РФ со­риентированы на оказание поддержки российским НПО в подготовке и проведении Гражданского форума, а ФНПР -Профсоюзного форума БРИКС. Россия также считает сво­евременным проведение Форума молодых лидеров стран БРИКС и Глобального университетского саммита БРИКС.

Отдельная тема, на которую делают особый упор в российском руководстве, - выведение БРИКС на позиции коллективного лидера в мировом сообществе в вопросах укрепления международной информационной безопасности, интернационализации управления сетью Интернет и выработки правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Москва хотела бы перевести взаимодействие стран БРИКС в данной области в практическую плоскость и подвести под него правовую базу в форме межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере информационной безопасности.

Матвиенко, Нарышкин

Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное собрание является представительным и законодательным органом. Состоит из 2 палат — Совета Федерации и Государственной Думы (Конституция РФ не предусматривает формального деления палат на верхнюю и нижнюю). Порядок их формирования устанавливается отдельными федеральными законами. В настоящее время в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта федерации, до 10 процентов мест резервируются также за представителями, назначаемыми Президентом РФ. В Совете Федерации не допускается создание фракций, парламентских объединений, а также ведение любой деятельности в интересах политических партий. Председателем Совета Федерации является Валентина Матвиенко. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лет. Нынешний депутатский корпус сформирован по итогам выборов по партийным спискам по пропорциональной системе. Председателем Государственной Думы является член Высшего совета партии «Единая Россия» Сергей Нарышкин.

БразилияНациональный конгресс Бразилии

Парламент Бразилии состоит из 2 палат — Федерального сената (верхняя) и Палаты депутатов (нижняя). В Федеральный сенат представители 26 штатов и федерального округа избираются населением прямым голосованием по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. Выборы проводятся раз в 4 года, и на них представительство субъекта обновляется на одну и на две трети.

Палата депутатов избирается на 4 года прямым всеобщим пропорциональным голосованием. Количество мест — от 8 до 70 — каждый штат получает в зависимости от числа населения. Мандаты закрепляются за партиями, а не индивидуальными политиками, поэтому выход из парламентской партии в большинстве случаев ведет к утрате депутатом места в парламенте. Палаты Конгресса заседают со 2 февраля по 27 июля и с 1 августа по 22 декабря.

Председатель сената (в настоящее время им является Ренан Калейруш) неофициально считается и председателем Национального конгресса. В свою очередь, председатель Палаты депутатов (в настоящее время — Эдуарду Кунья) стоит вторым (после вице-президента) на замещение должности президента страны на случай невозможности выполнения им своих обязанностей.

ЮАР

Парламент Южно-Африканской Республики

По конституции ЮАР, законодательный орган (парламент) является и особым органом государственного управления — Конституционным собранием.

Современный южноафриканский парламент состоит из 2 палат: Национального совета провинций (верхняя) и Национальной ассамблеи (нижняя).

Национальный совет провинций образован в 1997 году вместо ранее действовавшего Сената. По своим функциям очень близок к своему предшественнику. Обеспечивает равное представительство всех 9 провинций ЮАР. Возглавляет Национальный совет провинций Танди Модисе, представляющих правящую партию Африканский национальный конгресс (АНК). Национальная ассамблея состоит из 400 депутатов, избираемых как по партийным спискам, так и на основе пропорциональной избирательной системы. При этом половина депутатов избираются по общенациональному списку, а другая половина — по спискам в провинциях. Национальная ассамблея возглавляется спикером. В настоящее время им также является женщина — Балека Мбете (АНК).

КитайВсекитайское собрание народных представителей

Согласно конституции КНР парламент страны — Всекитайское собрание народных представителей является высшим органом государственной власти.

Депутаты ВСНП избираются на 5 лет от провинций, автономных районов, городов централизованного подчинения и Вооруженных сил.

Постоянно действующим высшим органом власти является Постоянный комитет ВСНП, работающий между сессиями Собрания и заседающий раз в два месяца. В конституции он официально определен как орган, осуществляющий законодательную власть наряду с самим ВСНП. На деле именно Постоянный комитет принимает большинство законодательных актов, кроме тех, принятие которых отнесено к исключительной компетенции всего Собрания. В ПК ВСНП каждого созыва обычно входят свыше 130 членов. Председатель, его заместители (до 20), начальник секретариата вместе образуют Совет председателя, Совет занимается текущей работой ПК ВСНП (принятие решения о сроках заседаний, подготовка повестки дня, исправление законопроектов, руководство специальными комиссиями и пр.). Должность председателя занимает обычно видный политический деятель, член высшего руководства компартии Китая. В настоящее время им является Чжан Дэцзян, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, третье лицо в китайской политической иерархии после Председателя КНР и премьера Госсовета КНР.

Члены ПК ВСНП не могут занимать должности в государственных административных органах, судах и прокуратуре. Председатель ПК ВСНП и его заместители не могут занимать свои посты более двух пятилетних сроков подряд.

Индия Парламент Индии (Сансад)

Высший федеральный орган законодательной власти Индии включает президента страны и 2 палаты — верхнюю, Совет штатов (Раджья сабха), и нижнюю, Народную палату (Лок сабха). Законодательные акты принимаются путем утверждения законопроекта обеими палатами и последующего одобрения президентом.

Совет штатов избирается членами законодательных органов субъектов Федерации — штатов и союзных территорий в соответствии   с их пропорциональным представительством (от 1 до 31).

Ротация производится по заранее определенному графику. Палата включает 250 членов и не может быть распущена. Каждый член избирается на шестилетний срок, треть состава палаты обновляется каждые два года. 12 членов назначаются президентом страны из числа особо выдающихся деятелей науки, литературы, искусства или социальных работников.

Народная палата превосходит Совет штатов по своему значению и объему полномочий. Она избирается прямым всеобщим тайным голосованием на основе мажоритарной системы. Максимальный установленный конституцией численный состав — 552 депутата, несколько мест резервируются для представителей официально опекаемых государством низших каст. Члены палаты избираются на 5 лет. Президент страны имеет право распустить Лок сабху, если ни одна из партий по итогам выборов не может сформировать большинство или создать коалицию.

В настоящее время председателем Народной палаты является Мейра Кумар. Совет штатов по должности возглавляет вице-президент Индии Мохаммад Хамид Ансари.

Павел Анохин,
Сергей Борисов
Читайте нас в Дзен
Просмотров 4133