Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Мюнхен: под знаком растерянности

Тема будущего трансатлантических отношений стала одной из основных на конференции по безопасности

20.02.2017 19:35

Автор: Игорь Байков, Афины

Мюнхен: под знаком растерянности
Фото Reuters

На прошедшей в столице Баварии 17-19 февраля очередной, 53-й по счёту Конференции по безопасности реальные ответы на имеющиеся вызовы в мире найдены не были, хотя это и было ожидаемо. Мюнхен — скорее площадка не для поиска западниками действенных рецептов решения имеющихся проблем, а для поддержания коллективного страха перед внешними угрозами. В нынешнем же году нервозности многим европейским участникам форума добавила неопределённость с курсом администрации Трампа.

Американские страхи Европы

В отличие от предыдущих десятилетий  нынешнюю конференцию многие европейские политики, дипломаты и военные встречали с заметным чувством тревоги. Такое состояние участников обозначил в своём приветственном слове и председатель мероприятия Вольфганг Ишингер, признавший, что форум станет «самым волнительным». Причина тревог европейцев — новый президент США Дональд Трамп. Его неоднократные резкие высказывания об «устаревании» НАТО, а также о возможности выхода США из альянса не могли не встревожить американских союзников. Что же станет с трансатлантическими отношениями? Ответ на этот вопрос европейцы с нетерпением ожидали услышать от представителей американской делегации.

Вице-президент США Майкл Пенс практически в самом начале своего выступления заверил, что Вашингтон не намерен отказываться от своих обязательств внутри НАТО, а Старый Свет в этом плане по-прежнему остаётся основным партнёром. Эти слова в зале встретили с воодушевлением и бурными аплодисментами. Правда, затем политик напомнил союзникам по альянсу о необходимости выполнения финансовых обязательств: тратить на оборону не менее 2 процентов своего ВВП. Эту норму, обговоренную ещё в 2014 году, сейчас соблюдают лишь пять стран НАТО из 28: США, Великобритания, Польша, Греция и Эстония. На этот раз напоминание о необходимости платить восторженной реакции в зале почему-то не вызвало.

Вашингтон не откажется от НАТО

Главное отличие Мюнхена-2017 от предыдущих форумов заключалось в том, что у европейских союзников США по НАТО возникло к американцам много вопросов после прихода к власти Дональда Трампа, отметил в комментарии «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по международным делам, член российской делегации на конференции Константин Косачев. Безусловно,  западники говорили о многих внешних угрозах, под которыми всегда понимают Россию, Иран, Северную Корею, а в последние годы — международный терроризм. Вместе с тем эти темы блекли на фоне дискуссий относительно того, что ждать европейцам от новой администрации Трампа, подчеркнул сенатор.

Константин Косачев полагает, что нынешний период неуверенности США и Европы друг в друге пройдёт достаточно быстро. По мнению парламентария, для Вашингтона НАТО по-прежнему остаётся крайне важным инструментом в плане реализации национальных интересов. И эта линия не будет подлежать размыванию. «Некоторая сумятица в умах участников нынешнего форума сменится в будущем всё той же демонстрацией трансатлантической солидарности», — резюмировал сенатор.

И снова о российской «угрозе»

Впрочем, несмотря на обозначенное недопонимание, в Мюнхене западники по-прежнему делали многое для того, чтобы сохранить общее ощущение страха перед внешними вызовами, что необходимо им для консолидации. Как констатировал Косачев, в этом плане активно продвигалась тема о якобы уже состоявшемся вмешательстве России в избирательную кампанию в США и намерении Москвы повлиять на выборы во Франции и Германии. Ещё один тезис — такого же плана — «агрессивность» России по отношению к своим ближайшим соседям.

Впрочем, не всё в Мюнхене ограничилось лишь негативом по отношению к России. Так, в положительном плане можно выделить состоявшиеся обсуждения перспектив взаимодействия с РФ в сфере борьбы с международным терроризмом, отметил Константин Косачев. Действия нашей страны в Сирии, как бы к этому ни относились участники конференции, производят на всех впечатление. Никто из них не отрицает, что операция российских ВКС была и продолжает оставаться эффективной. Не ставится под сомнение также наличие у РФ уникальных возможностей и адекватного видения ситуации в Сирии. В этом ракурсе фактор России обсуждался в Мюнхене в более конструктивном ключе, чем тема кибербезопасности или же украинский кризис, подчеркнул сенатор.

Об Украине подзабыли

К слову, украинская тематика отошла в Мюнхене на второй план. Не помогли даже тщетные попытки президента Петра Порошенко вернуть её в центр дискуссий. Среди основных докладчиков фамилия президента Украины не значилась — ему досталось место лишь среди участников панельной дискуссии на тему «Будущее Запада: падение или возвращение». Попытка Порошенко сконцентрироваться на украинском кризисе и конфликте с Россией явно диссонировала с обсуждаемыми вопросами, и разговор на эту тему не получил развития.

Другим, чем два года назад в период обострения ситуации на Украине, было отношение к выступлению главы МИД РФ Сергея Лаврова. В 2015 году речь российского министра неоднократно прерывали выкриками. Сейчас же всё было гораздо миролюбивее. Зал был полон, главу внешнеполитического ведомства России слушали внимательно, не перебивая. «Мне показалось, что содержание выступления Сергея Лаврова на этот раз восприняли более конструктивно», — поделился своими наблюдениями Константин Косачев. Ведь сама жизнь учит наших партнёров по диалогу в сфере безопасности, что отмахиваться от российского видения ситуации и наших рецептов взаимодействия совершенно бесперспективно, подчеркнул сенатор.

Россия за баланс интересов

Сергей Лавров предупредил, что человечество сегодня стоит на перепутье, и констатировал провал усилий по приспособлению институтов холодной войны к новым реалиям. По словам министра, мир не стал ни «западноцентричным», ни более безопасным и стабильным. Достаточно посмотреть на результаты «демократизаторства» в регионе Ближнего Востока и Севера Африки, но не только там.

Глава МИД надеется, что сейчас выбор будет сделан в пользу созидания демократического и справедливого мирового порядка, когда каждая страна, опираясь на свой суверенитет в рамках международного права, будет стремиться к поиску баланса между своими национальными интересами и национальными интересами партнёров, при уважении культурно-исторической и цивилизационной самобытности каждого из них.

Западникам во время выступления российского министра, несомненно, было над чем поразмышлять. Но, пожалуй, главное здесь — это умение сделать правильные выводы. Однако,  как показывает история проведения Мюнхенской конференции, на это они не способны.

За 10 лет урок не усвоен

Многие на Западе предпочли не прислушиваться к словам президента Владимира Путина, произнесённые на 43-й конференции в Мюнхене в 2007 году. Тезисы главы государства о невозможности однополярной модели для современного мира, опасности применения силы в международных делах и пренебрежения основополагающими принципами международного права западники поспешили воспринять в штыки.

Между тем прошедшие с той резонансной речи 10 лет свидетельствуют, что тезисы актуальны и по сей день, а негативные тренды, о которых Путин предупреждал, сегодня только усиливаются.

«Боюсь, что выводов за прошедшие 10 лет сделано гораздо меньше, чем того, безусловно, заслуживала речь Президента России», — отметил Косачев. Публика, которая собирается в Мюнхене, — весьма ангажирована, она не настроена воспринимать альтернативные точки зрения. Их основная цель — ещё раз убедить друг друга в необходимости быть вместе по отношению к внешним игрокам, к которым они относят и Россию. Поэтому многие на Западе остаются глухими к российской аргументации, констатировал парламентарий.

Вместе с тем не стоит делать выводы о реакции западных стран на российскую позицию лишь на основе итогов Мюнхенской конференции, отметил сенатор. Позиция западников в отношении России, несомненно, меняется. Но Мюнхен — это не то место, где эти изменения заметны в первую очередь, резюмировал парламентарий.


Первая конференция в Мюнхене состоялась в 1963 году. Инициатором проведения форума по вопросам безопасности стал известный немецкий военный историк и публицист Эвальд фон Кляйст, который отвечал за организацию мероприятия вплоть до 1998 года. Изначально в дискуссиях принимали участие страны НАТО, а на обсуждение выносились в основном вопросы взаимоотношения Западной Европы с США, а также различные аспекты взаимодействие между членами альянса. После окончания холодной войны к заседаниям подключились делегации других стран, не входящих в Североатлантический блок, в том числе и Россия.

Форум несколько раз менял название, с 2008 года он именуется как «Конференция по безопасности». За всю историю мероприятие отменялось лишь дважды: в 1991 г. в связи с войной в Персидском заливе, а в 1997 г. по решению самого фон Кляйста. В качестве места проведения конференции всегда выбирался один из мюнхенских отелей, в настоящий период — это старинный «Байришер хоф». С 2008 г. дискуссионную площадку возглавляет Вольфганг Ишингер, бывший замглавы МИД ФРГ.

Конференцию и все мероприятия финансируют при поддержке многочисленных спонсоров, среди которых правительство Германии.

Мюнхенская конференция по безопасности проводится ежегодно, как правило, в первой половине февраля. Как отметили в МИД РФ, Мюнхенский форум заслуженно пользуется репутацией одной из наиболее авторитетных и представительных международных дискуссионных «площадок» по актуальным проблемам в сфере евроатлантической и глобальной безопасности.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 4365

Ещё материалы: Константин Косачев