Сенатор Степан Киричук рассказал, к чему привели изменения в системе МСУ
Год назад вступил в силу Федеральный закон, который дополнил систему местного самоуправления (МСУ) в России новой формой муниципального образования - городом с районным делением. Документ также содержал ряд новых норм, расширяющих полномочия субъектов РФ.
О том, как за это время регионы распорядились своими возможностями, к чему привели изменения в системе местного самоуправления и как гражданам окончательно разобраться в том, какие вопросы они теперь смогут решать сами, «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.
- Степан Михайлович, как формировались предложения изменить систему местного самоуправления?
- Напомню, что в 2013 году в Послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин, указал на целый ряд серьёзных проблем, препятствующих нормальному развитию муниципальных образований. Глава государства тогда поручил подготовить предложения, уточняющие общие принципы организации местного самоуправления, которые помогут развитию сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.
Ранее, ещё в 2003-2009 годах, была сделана попытка реформы. Для того времени те реформы были актуальны, а сегодня требуются другие подходы, на что и указал Президент. Сегодня нужно понять, что в этой системе главные действующие лица - жители района или городского поселения. Именно они определяют и структуру власти, и бюджет, и куда направлять выделенные деньги.
- Да, но не все хотят заниматься общественной жизнью.
- Согласен. Многие думают, что общественными вопросами занимаются исключительно те, у кого нет работы и личной жизни. Но мы уговариваем людей, чтобы они попробовали участвовать в общественном контроле. Хочется, чтобы было, как за рубежом, где быть депутатом не означает «получить право на внеочередное распределение земельного участка», а означает «глубокое доверие жителей и гордость за проделанную работу».
- А если между гражданами в том или ином вопросе не будет согласия?
- Тогда и местное самоуправление станет у нас ущербным. Согласия может не быть по той причине, что власть не объясняет людям суть складывающейся ситуации. Идея состоит в том, чтобы любой житель мог дотянуться до местных начальников, поговорить с ними, вместе решить насущные вопросы. А люди ведь так устроены, что будут всегда недовольны дорогами, фасадами, ЖКХ, но лишь до той поры, пока сами не включатся в управление ими.
- Есть удачные примеры?
- Да, в ряде городов создаются и успешно работают районные советы депутатов. В Челябинске, например, был оперативно принят закон о переходе на двухуровневую систему. Это было связано с тем, что истекали полномочия Заксобрания, и его пришлось бы избирать по старой схеме. В рамках новой модели в городе создано семь районов. В каждом есть собственный представительный орган - по 25 депутатов, есть и городское собрание, где служат по семь депутатов от каждого района, а глава города избирается из их состава. При этом исполнительную власть осуществляет сити-менеджер. Кроме того, около 10 городов готовы создать подобные органы власти: Свердловск, Ярославль, Владикавказ, Ульяновск, Калуга, Кострома. А вот на Урале и Дальнем Востоке уходить от прямых выборов мэров не хотят. Но идёт и обратный процесс. Иногда отдельные представительные органы самораспускаются, потому что они не могли справиться со своими обязанностями.
- Как же справляться, если в местном бюджете денег зачастую не хватает даже на элементарные дела?
- Сейчас наш комитет вместе с Комитетом Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока совместно с Общероссийским советом местного самоуправления и Межрегиональной организацией союза российских городов разрабатывают предложения в новую концепцию Бюджетного кодекса. Поправки будут касаться прежде всего учёта жизненных потребностей местного значения, которые ранее выполнялись за счёт базовой ставки доходных источников хотя бы на 60-70 процентов. Сейчас же еле достигают 15 процентов.
Кроме того, не нужно забывать про закон о стратегическом планировании, куда вписана муниципальная программатика, тогда как раньше всё кончалось на уровне субъектов.
- Специфику регионов и муниципалитетов при этом учли?
- Разумеется. Каждый регион уникален, а потому может сам придумывать, как пополнять свой бюджет. Думать надо вместе и региональным, и муниципальным властям. Органы МСУ и администрации субъектов должны вырабатывать общую программу развития экономики и рабочих мест. Нужно делать всё, чтобы люди трудились в своих регионах, а не уезжали массово в Москву и Санкт-Петербург. Например, в моей родной Тюменской области ежегодно открывается не менее двух десятков производств. В центре России есть мощная продовольственная платформа, на Дальнем Востоке появятся 13 территорий опережающего развития.
- Зарубежный опыт реформа учитывает?
- Обязательно! Многие мэры и депутаты местного уровня изучают его, хотя не всегда можно взять иностранный опыт строительства или водоотведения и безусловно применить у нас в России. Надо учитывать наши параметры жизни, менталитет, привычки. Уже хорошо, что многие стали больше доверять местным депутатам.
- Степан Михайлович, что такое ТОСы, о которых говорится в разрабатываемой Концепции?
- Это территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту жительства на части территории муниципального образования, микрорайонов, кварталов, улиц, домов, дворов и других территориях для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.
- Можно сделать вывод что реформа местного самоуправления прежде всего хозяйственная?
- Без сомнения. Если благодаря работе МСУ у жителей всегда будет вода, станут ходить вовремя трамваи и по утрам продаваться свежий хлеб, то никакой иной политики людям уже не надо. То есть поправлять состояние дел в местном самоуправлении, обеспечивать успех тех или иных реформ надо через экономическо-хозяйственные вопросы. Изменения в системе МСУ - процесс постоянный. Меняется общество, время, задачи, условия, и их надо постоянно учитывать, а главная роль в этом принадлежит самим людям.
- Где взять столько профессионалов для предстоящей непростой работы?
- Да, не учат у нас управлению хозяйственными делами и взаимодействию с населением. Но вот, например, мы сумели открыть электронный университет местного самоуправления. Он был создан в 2014 году на основании решения президиума Общероссийского конгресса муниципальных образований при участии Центра прикладных исследований МСУ.
Обучение идёт в Интернете на базе Казанского, Красноярского и Тюменского госуниверситетов и одного из столичных вузов. Я разработал курс на 72 часа обучения. Кроме того, в помощь всем желающим налажен выпуск журнала «Муниципальная Россия», который выходит десять раз в год в количестве 2500 экземпляров. Значит, всё-таки есть возможность получать необходимые знания для работы в этой важной социально-экономической сфере жизни.
Беседовала Ксения Редичкина