Соглашение об установлении границ между Чечней и Ингушетией соответствует Конституции
6 декабря 2018 года Конституционный Суд Российской Федерации поставил точку в вопросе об установлении границ между Республикой Чечня и Республикой Ингушетия. Объективная необходимость в установлении границ между субъектами возникла еще в 1992 году после разделения Чечено-Ингушской Республики на два равноправных субъекта федерации.
Закон Российской Федерации от 3 июля 1992 г. № 3198-I «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации» возложил на органы государственной власти обязанность по подготовке и осуществлению необходимых правовых и организационных мероприятий, направленных на разрешение спорных территориальных вопросов.
Несмотря на то, что обязанность по установлению границ между субъектами вытекала из действующего правового регулирования, ни федеральные власти, ни власти двух республик долгое время не могли прийти к взаимоприемлемому решению. Между тем, отсутствие установленных границ приводило не только к неопределенности статуса приграничных территорий, но и к нарушению прав и законных интересов проживающих там граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. При отсутствии определенных границ между субъектами не могут быть также определены границы муниципальных образований, сопредельных с территорией другого субъекта.
Споры о принадлежности той или иной территории всегда являлись наиболее сложными с точки зрения установления баланса интересов. История показывает, что они нередко приводили к конфликтам, требовали продолжительных дискуссий и никогда не находили абсолютного консенсуса всех заинтересованных лиц.
Учитывая генезис взаимоотношений федерального центра с национальными республиками, вполне обоснованно, что главенствующая роль в решении данной проблемы была предоставлена именно субъектам федерации. Разрешение вопроса о границах между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой потребовало от региональных органов государственной власти и, в частности, глав двух республик, значительной политической решительности, что несомненно заслуживает всестороннего одобрения.
Вместе с тем, нет ничего удивительного в том, что столь фундаментальные для двух субъектов федерации процессы не нашли единодушного отклика среди населения. Однако стоит учитывать, что выражение собственного мнения должно осуществляться с соблюдением предусмотренных законом механизмов и процедур. Конституция РФ не устанавливает, по каким именно вопросам проведение референдума в субъектах является обязательным, предоставляя региону возможность самостоятельно обозначить, когда данная форма народовластия является необходимой. Первичное установление границ не предполагает выявления воли народа именно путем проведения референдума, соответствующие требования не закреплены ни федеральным законодательством, ни законодательством субъектов РФ. Тем не менее Народное Собрание Республики Ингушетия, осуществляющее в том числе и представительную функцию, выразило волю народа посредством принятия соответствующего закона.
Рассмотрение Конституционным Судом Республики Ингушетия закона Республики «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» вне его системного единства непосредственно с соглашением осуществлялось в противоречие законодательству Российской Федерации без учета федеральной составляющей данного вопроса. Согласно пункту «в» части 2 статьи 125 Конституции РФ проверка договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституционным Судом Российской Федерации на предмет соответствия Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Республики Ингушетия, осуществляя проверку закона, утверждающего соглашение, осуществлял, по сути, проверку самого соглашения, выйдя тем самым за пределы своей компетенции.
Принятие Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой является, таким образом, важнейшим шагом не только для двух республик, но и для населяющих их народов, шагом по установлению между ними гражданского мира и согласия.
Ещё материалы: Андрей Клишас