Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Александра Марова: Единый координирующий орган устранит дубляж полномочий

Профилактика социального сиротства

22.03.2013 12:12

- В системе профилактики социального сиротства существует большой разрыв в полномочиях между органами опеки и комиссии по делам несовершеннолетних. В чём-то они дублировали друг друга, где-то выполняли разные функции, в каких-то вопросах было непонятно, кто из них что должен был делать. По сути законодательства, это те органы, которые ответственны за принятие решение относительно судьбы ребенка. Однако при этом существуют различные субъекты профилактики, которые у нас тоже законодательно обозначены - это и органы соцзащиты, это и органы здравоохранения, даже МВД, - и каждый из них в рамках своей узкой деятельности ответственен за конкретную семью и за конкретного ребенка.

Сегодня в Российской Федерации сложилась та ситуация, когда у семи нянек дитя без глазу. Этим объясняется то, что семьи не могут получить доступ к необходимым услугам, он ограничен в связи с бюрократическими препонами. Этим же объясняется известная ситуация, когда человек приходит получить какую-нибудь услугу, а ему говорят: это не к нам, это через два окошечка или через дорогу налево. А там говорят: это почти к нам, но если вы соберете бумажки через дорогу находится, тогда вернетесь, и мы вам эту услугу окажем. Эта проблема складывается из-за того, что часть полномочий в одном ведомстве, часть в другом, часть в третьем.

Кроме того, существует ещё одна важная составляющая большого поток лишения родительских прав. Система традиционно сложилась так, что мы работаем с семьями в хронической стадии кризиса. То есть тогда, когда в семье уже десятилетиями пьет мама, пила бабушка, и ребенок тоже будет пить. При таком подходе у государственной и негосударственной системы должны быть колоссальные ресурсы, чтобы поставить на ноги такую семью и вытянуть ребенка из подобного положения, чтобы он вырос достойным человеком.

Поэтому в последнее время речь идёт о том, что необходимо смещать акценты на более раннее выявление кризиса. Чтобы трагедии не произошло, и дело не дошло до лишения родительских прав, важно заметить кризис в семье, когда он только зарождается. В этом случае потребуется больше усилий, причем во всех отношениях - человеческих и финансовых. При таком подходе гораздо больше семей смогут реабилитироваться. В регионах уже есть подобный опыт. Сейчас этот вопрос обсуждается в ряде рабочих групп, в том числе и в Государственной Думе. Необходимо вводить единственный координирующий орган, который будет ответствен за работу с семьей, в котором аккумулируется вся информация относительно семьи, а этот орган уже будет привлекать различные социальные службы для оказания необходимой помощи семье.

Создание единого координирующего органа на федеральном уровне позволит устранить дубляж полномочий, например КДН и органы опеки. Этот орган он сможет разрабатывать методические рекомендации для подведомственных структур учреждений, которые находятся в субъектах. Такая мера поможет устранить пробелы в действующем законодательстве, соединит ведомства в работе по профилактике социального сиротства.

Координирующий орган должен быть ответственен за принятие решения относительно каждого конкретного ребенка. Пока это происходит на уровне опеки, но большая часть экспертов склоняется, что это должен быть орган опеки и попечительства, он уже является правоустанавливающим органом в отношении детей. А комиссия по делам несовершеннолетних - более общественный орган, который заседает раз в месяц, а подобным образом вряд ли можно решить какие-то серьезные вещи, тем более когда принятие решения о ребенке должно происходить здесь и сейчас в течение двух-трех часов, а никак не раз в месяц. Предлагается принять единый порядок мер в отношении ребенка.

С федерального уровня мы хотим рекомендовать субъектам РФ определенный порядок действий в отношении семьи и детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. У нас законодательно закреплен порядок действий органов опеки в случае, если ребенка надо отбирать у родителей. Но при этом нигде не прописан порядок действий относительно того, что надо делать конкретно с субъектом профилактики для сохранения ребенка в семье.

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних регулируется постановлением 1967 года. С того момента ничего не менялось. Семейный кодекс говорит о том, что органы опеки выявляют несовершеннолетних и предпринимают действия по их устройству, работа же с семьей выпадает. С этой статьей также необходимо что-то делать. Есть еще ряд изменений более узкой тематики, например, предотвращение отказов от детей. Не совсем понятна роль врачебной тайны, потому что многие регионы отказываются реализовывать эту услугу, ссылаясь на врачебную тайну, не сообщают данные женщины, которая хочет отказаться от ребенка. В нашей национальной стратегии в интересах детей заложен тезис, что государственная поддержка должна стать ключевым направлением. Но эксперты предлагают создать либо отдельный закон, либо внести изменения в действующее законодательство, которые создали бы правовой механизм реализации тех мер, которые предпринимаются государством в интересах семьи. Этот закон должен создать правовую основу и реализовать системный подход к осуществлению государственной поддержки семей.

Органов опеки мало, и дел у них много. Они занимаются не только детьми в семьях, но и теми, кто уже остался без попечения родителей, и совершеннолетними недееспособными гражданами. Поэтому пока они не способны оказывать какие-то профилактические действия в отношении семьи. Если им поступает информация о ребенке, они либо перекладывают ее на центр помощи семье и детям, если ребенка не за что изымать, либо, если уже есть за что, они идут и изымают. Так это выглядит на уровне субъекта РФ. Закон о социальном патронате предлагает несколько упорядочить и унифицировать процесс, чтобы это не шло на откуп органов опеки: хочу - передал, не хочу - не передал, но чтобы это было обязательной вещью.

Кроме того, по законодательству родители, если они находятся в трудной жизненной ситуации, могут временно разместить своего ребенка в учреждении - в доме ребенка или детском доме. И часто на уровне субъектов совершенно не прописано, что должен делать орган опеки в случае выявления этого ребенка. Органы опеки помещают ребенка в учреждение - и все. Сознательный сотрудник органов опеки передаст информацию в центр помощи семье, другой же просто подпишет заявление и забудет про эту семью. А мы должны понимать социальную психология людей, переживающих трудную ситуацию. В конце концов дело доходит до лишения родительских прав. Чтобы вот этого избежать мы предлагаем ввести единый порядок действий органов опеки и попечительства в отношении выявленных несовершеннолетних детей, переживающих трудную жизненную ситуацию.

Подготовила Дарья Бурда

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2220

Ещё материалы: Александра Марова