Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

«Если российские вузы хотят улучшать свои позиции в мировых рейтингах, им нужно работать над всеми показателями»

«Если российские вузы хотят улучшать свои позиции в мировых рейтингах, им нужно работать над всеми показателями»

22.05.2012 18:23

- Если говорить об уже существующих мировых рейтингах вузов, то основные критерии, по которым подводятся итоги рейтингов, ориентированы главным образом на англо-саксонскую университетскую традицию и научную составляющую университетской деятельности, наиболее сильную в американских университетах. 

Образовательной составляющей, которая традиционно сильна в странах Старого Света, придается в таких рейтингах меньшее значение. В рейтинге QS поэтому в Топ-100 63% вузов представляют США (30), Великобританию (19), Канаду (4), Австралию (9) и Новую Зеландию (1). В случае THE ситуация еще нагляднее - 73% (в т.ч. США - 51, Великобритания - 12, Канада - 5, Австралия - 4 и Новая Зеландия - 1). Ведущие университеты других стран Европы и Азии находятся во второй сотне и далее. «Шанхайский рейтинг» (ARWU) показывает сходный результат - 72% (США - 54, Великобритания - 11, Канада - 4, Австралия - 3), однако китайские составители не удержались от того, чтобы в их рейтинге появились вузы Китая и Японии. Очевидно, что все глобальные рейтинги в какой-то мере условны, поскольку не учитывают все мировое многообразие образовательных традиций различных стран. Однако считаться и даже руководствоваться показателями таких рейтингов необходимо, поскольку они довольно четко отражают тенденции развития образовательных учреждений. 

Ранжирование вузов проводится по множеству критериев, отражающих различные аспекты деятельности университета. Возьмем для примера один из уважаемых мировых рейтингов - THE (Times & Reuter). Ранжирование основывается на 13 элементах, которые объединяются в пять категорий:

Цитирование (Citations, «вес» показателя в рейтинге - 30%)

Качество обучения (Teaching -оценка образовательной среды, 30%)

Качество исследований (Research - объем, доход и репутация, 30%)

Коммерциализация (Industry income - доход от инноваций, 2,5%)

Международное признание (International outlook - качество ППС, студентов и исследований - 7,5%)

«Вес» показателей учитывается при расчете общего результата (overall score), который определяет место университета в рейтинге. Таким образом, любой рейтинг основывается на объективных показателях работы университета, однако им придается разная значимость.

Очевидно, что если российские вузы хотят улучшать свои позиции в мировых рейтингах, им нужно работать над всеми перечисленными показателями; я бы отметил значимость развития кооперации с зарубежными университетами. СпбГУ, в частности, ожидает положительного эффекта от вступления в 2011 году в альянс старейших и престижных вузов Европы - Coimbra Group. Много работает коллектив Университета над интернационализацией образовательных программ; уже второй год в бюджете Университета выделяется специальное финансирование (на конкурсной основе) для поддержки участия ученых Университета в международных конференциях (в конкурсе могут участвовать руководители и исполнители научно-исследовательских работ, проводимых в СПбГУ, от профессоров до студентов, согласования заявки на участие в конкурсе со стороны декана, заведующего кафедрой, проректора, ректора не требуется), формируется система ресурсных центров (перечень создавался на конкурсной основе по основным направлениям развития СПбГУ согласно Программе развития до 2020 года), в которых на самом современном оборудовании могут проводить исследования ученые различных вузов и научных институтов; поощряются публикации в международных научных журналах с высоким импакт-фактором (из бюджета СПбГУ на 2012 год на эти цели выделено 100 млн рублей; проект положения о доплатах за публикационную активность прошел открытое обсуждение на сайте СПбГУ, куда поступило более 500 предложений, и был доработан в соответствии с замечаниями ученых). В состав Экспертной комиссии СПбГУ входят внешние эксперты. Получили российские вузы и инструмент для коммерциализации своих разработок: в 2009 году был принят федеральный закон, позволяющий вузам и научно-исследовательским институтам создавать малые предприятия, в него внесены существенные поправки, и можно сказать, что с 2011 года «процесс пошел» - в том числе в СПбГУ появились первые малые инновационные предприятия. Путь впереди большой, но направление понятно, и первые главные шаги уже сделаны.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 494