«Принудительное лечение наркоманов и алкоголиков – вопрос федерального уровня»
«Принудительное лечение наркоманов и алкоголиков – вопрос федерального уровня»
Генерал-майор полиции попросил нас рассмотреть возможность выхода в Государственную Думу с инициативой о создании лечебно-трудовых профилакториев для лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
В нашем субъекте ведется системная работа по профилактике этих заболеваний. Ульяновская область одной из первых ввела ограничения на продажу крепких спиртных напитков в вечернее время, праздничные и выходные дни. У нас создана правительственная комиссия под личным руководством губернатора Сергея Морозова по снижению алкоголизации населения. Вопрос находится под постоянным контролем властей, и все эти меры уже дали позитивные результаты. По итогам 2011 года в регионе на 10 процентов снизилась заболеваемость алкоголизмом.
Тем не менее, проблема многоплановая и стоит она очень остро. Все-таки 27 процентов преступлений в области, как сообщил нам Андрей Ларионов, совершены в прошлом году в состоянии опьянения.
Население раздражает слишком большое количество магазинов, где продается горячительное. Только в городе Ульяновске сегодня работают 2629 таких торговых точек. Алкоголь легко доступен.
К нам, депутатам, поступает очень много обращений от жен, матерей и других родственников страдающих алкоголизмом и наркоманией. Я руковожу еще и региональной приемной Владимира Путина, туда тоже приходит масса писем на эту тему: близкие больных жалуются на регулярные побои, попытки распродать имущество на водку или дозу, украсть последнее у собственных детей. Чем помочь в этой ситуации?
Понятно, что подавляющее большинство алкоголиков и наркоманов добровольно лечиться не хотят. Больными они себя, как правило, не считают. И вот здесь логичным и единственным, на мой взгляд, выходом является направление таких лиц на принудительное лечение. В какой форме оно будет проводиться, нам еще предстоит определить.
В некоторых регионах, например, в Пензенской области, для таких пациентов выделяются койкоместа в обычных больницах. Но зачастую это вызывает нарекания у остальных больных и недовольство врачей: контингент не дисциплинированный, порой агрессивный, бывает, и руки докторам ломают.
По моему мнению, более подходящий вариант – создание в каждом регионе специализированных учреждений наподобие тех, что существовали когда-то в СССР. Ясно, что они будут отличаться от прототипа: вряд ли пациентов там сумеют заставить работать, их нужно будет именно лечить.
Ряд правозащитников говорит, что принудительная реабилитация – это нарушение прав человека. Точно также, как часть родителей сейчас противится тому, чтобы их дети проходили тестирование на наркоманию. Но тогда, при желании, и рядовое флюорографическое обследование на наличие туберкулеза можно приравнять к попранию гражданских свобод…
Пока мы готовим совместное обращение от Управления МВД и Заксобрания Ульяновской области в Государственную Думу о возрождении ЛТП. Будем надеяться, что нас поддержат, хотя вопрос, конечно, не простой. Он упирается и в финансирование, и в аспекты взаимодействия Минздрава и Министерства внутренних дел. Ведь сейчас организация принудительного лечения от алкоголизма не входит в компетенцию полиции на региональном уровне, и чиновники от здравоохранения эти вопросы тоже от себя отбрасывают. Но работать в данном направлении надо. Проблема стоит во всех регионах России, и решать ее нужно на федеральном уровне.
Полностью обсуждение темы «АЛКОГОЛЬ И НАРКОТИКИ: КОМУ НУЖНА ЗДОРОВАЯ РОССИЯ?» читайте на сайте в разделе «Что волнует общество?»