Россия и Белоруссия сблизят школьные программы
Но когда и насколько, остаётся вопросом
По мнению многих экспертов, школьные программы России и Белоруссии должны снова стать одинаковыми. Легко ли будет этого добиться и какой успешный опыт наши страны могли бы друг у друга перенять? Это обсудили в Ростове-на-Дону на заседании постоянно действующего семинара при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государства.
Как превратить лимон в батарейку
Лицей № 11 Ростова-на-Дону. На сдвинутых партах небольшой классной комнаты — четыре куклы-младенца. Рядом — старшеклассники в белых халатах, пытающиеся пупсов помыть и запеленать. Наивное предположение шокированной делегации от семинара при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России, что это урок родительского мастерства, ученики с ходу отвергли. На самом деле школьники осваивают сестринское дело и основы педиатрии.«Один из основных профилей нашего лицея — естественно-научный, — пояснила директор Валентина Потатуева. — И многие ребята в итоге выбирают профессию врача».
После такого объяснения свои навыки в пеленании младенцев ученикам показала член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Комиссии Парламентского собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева. Вышло профессионально.
Нестандартно в лицее проходят и дополнительные уроки физики. Здесь на глазах изумлённой публики школьникам показали, как пропустить ток через лимон и создать «фруктовую батарейку».
«Три лимона — и это устройство будет работать как обычная пальчиковая батарейка», — пообещал учитель физики. Ему нельзя было не поверить.
А вот ученикам 2-го класса рассказывали о симптомах отравления угарным газом и что делать в том случае, если подобное несчастье произошло. Это — урок «Здоровье».
В 3-м классе (там шла биология) за парты посадили саму делегацию взрослых и наглядно на большом экране показали, что такое лейкоциты.
Нестандартные уроки — далеко не единственное отличие лицея от многих других школ области. Не менее любопытное ноу-хау — система электронного контроля «Семья и школа». При помощи специальной карточки в установленном в коридоре школы терминале родители могут узнать об успеваемости своих детей, что было им задано на дом, какие книги они получили в школьной библиотеке. Впрочем, способна школа оказывать папам и мамам и более замысловатые услуги. За 120 рублей в месяц им на телефон два раза в неделю будет приходить СМС об успеваемости детей. За 600 рублей в месяц — ежедневные СМС со временем прихода ребёнка в школу и временем выхода из неё.
«А ведь ещё лет семь назад наш лицей находился в аварийном состоянии, был включён в муниципальную программу капремонта», — сказала Валентина Потатуева.
Сейчас лицей не бедствует. Средняя зарплата учителя в нём 38 тысяч рублей. В прошлом году дополнительными услугами и факультативами здесь заработали 16 миллионов рублей, и это — 40 процентов от бюджетного финансирования.
В поисках единообразия
В ходе пленарного заседания постоянно действующего семинара эксперты не раз высказывали мысль — на территории Союзного государства школьную программу необходимо унифицировать. «На уровне руководства Совета Федерации разделяют наше мнение, что это должно произойти, — пояснила «Парламентской газете» Елена Афанасьева. - Если мы все считаем себя гражданами Союзного государства, то есть, по сути, одной страны, мы должны стремиться к созданию чего-то единого, в том числе единой должна стать система образования. Раз мы живём в единой стране, у наших граждан не должно возникать проблем с трудоустройством, признанием дипломов, у школьников не должен появляться дискомфорт при поступлении в высшие учебные заведения».По мнению сенатора, пока что такой дискомфорт есть, несмотря на то, что равные права в образовании «вроде бы гарантированы». В результате «студенческий обмен» между нашими странами не слишком впечатляющий: в России учится около 17 тысяч белорусских студентов, а в Белоруссии — 2 тысяч россиян.
«Нужно сделать общее образовательное пространство в школах. Это будет сложно, потому что образование - такая система, которую трудно сдвинуть с места, но этим надо заниматься», — призвала Елена Афанасьева.
С тем, что по большинству предметов образовательные программы России и Белоруссии стоит унифицировать, согласен и депутат белорусской Палаты представителей, член Комиссии Парламентского собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Александр Сегодник. Правда, с некоторыми оговорками. В частности, парламентарий больше ратует за точные науки — физику, химию, математику.
«Но есть ведь ещё история, литература, унифицировать программы по которым будет очень сложно», — признал он.
В ходе семинара его участники констатировали: системам образования наших двух стран есть чем обогатить друг друга. При этом самое главное, чему должна поучиться Россия у Белоруссии, — это методам патриотического воспитания.
«В данном случае нам есть чему поучиться у белорусских коллег, — признала Елена Афанасьева. — Если российская образовательная система на каком-то этапе потеряла воспитательный компонент, то в Белоруссии этого не произошло».
По мнению сенатора, не стоит забывать и о развитии вузовской науки. «Связи между крупными вузами России и Белоруссии уже налажены. Но многое ещё предстоит сделать. Нужно задуматься о том, чтобы выпускники вузов могли одновременно получить два диплома — российский и белорусский», — сказала сенатор.