Все о пенсиях в России

вчераСтраховую часть пенсии с 1 апреля 2026 года проиндексируют по темпу роста зарплат

два дня назадМинтруд предложил учитывать стаж большего числа крымчан

два дня назадПри расчете пенсионного стажа многодетным предложили учитывать всех детей

Глас народа превыше всего

В большинстве своем референдумы о независимости являются успешными: население почти всегда единодушно высказывается в пользу суверенного существования государства

25.03.2014 15:56

Глас народа превыше всего
Крым накануне референдума. Март, 2014

Крымский референдум вызвал та­кой огромный резонанс в мире, что затмил даже загадочное ис­чезновение малайзийского «Боинга-777». Решение жителей автономной республи­ки, находившейся в составе Украины, войти в Российскую Федерацию, их же­лание «вернуться домой», как говорят са­ми крымчане, оттеснили на второй план многие значимые мировые события. Хо­тя, казалось бы, эта новость «не из ряда вон»: таких плебисцитов до и особен­но после Второй мировой войны были сотни, если не тысячи. Только в одной Африке состоялось 88 референдумов, имеющих отношение к вопросу о неза­висимости. В азиатских странах — 16.

За последние двадцать пять лет Ев­ропа только и делала, что проводила референдумы. Чего стоит один лишь балканский парад суверенитетов 90-х годов, когда республики бывшей Югос­лавии дружно голосовали на всена­родных опросах за независимость… А распад СССР, случившийся после то­го, как граждане почти четверть века назад дружно отдали свои голоса за единство советской державы? А после­довавшее за ним другое шествие суве­ренитетов, бывших союзных республик СССР, которое перечеркнуло результа­ты мартовского «объединительного» референдума 1991 года? Так что удив­ляться плебисцитам о независимости, происходящим время от времени в различных странах мира, не стоит. Как правило.

Однако отношение к ним со сторо­ны ведущих мировых держав было и остается диаметрально противоположным. Причем к одному гласу народа мировое сообщество прислушивается без всяких колебаний, а к другому — или резко отрицательно, или ожидаю­ще-настороженно. При этом в одном и в другом случае аргументация в за­щиту независимости того или иного государства, либо в пользу неприятия свершившегося факта, постоянно ме­нялась. Где-то вытаскивали на свет те­зис о праве наций на самоопределение, а где-то твердили о территориальной целостности государства. Итоги крым­ского референдума США, ЕС и неко­торые другие страны, как известно, отвергли именно по второй причине. Якобы украинская Конституция не да­ет добро на референдумы в пределах одного региона, а стало быть, следова­ло спросить у всех украинцев, быть ли Крыму независимым, входить ли в со­став России или нет. Уместен вопрос: а как насчет майдана, навязавшего Укра­ине нелегитимное праворадикальное правительство? Никто ведь у украин­цев не спрашивал, хотят ли они таких людей у власти. Что касается права народа, компактно проживающего на определенной территории и относяще­го себя не к титульной нации, самим определять свою судьбу, то о нем За­пад старается быстро «позабыть» — в угоду геополитическим интересам.

Словом, какой принцип кому вы­годен, тот и выделяет его в качестве основополагающего. Скажем, объ­явивший (на основе права наций на самоопределение) свою независимость Азербайджан отказывает в этом же праве Нагорному Карабаху, а Грузия — Южной Осетии и Абхазии. Дания, признав в 1944 году независимость Исландии, спустя два года аннулиро­вала итоги плебисцита на Фарерских островах. А самыми первыми призна­ли независимость Исландии США — по сугубо геостратегической причине: на острове гейзеров с 1942 года были расположены военные базы и объек­ты США. На итоги референдума 2002 года в ходе переговоров с Испанией ссылались власти Великобритании, когда речь шла о создании самоуправ­ляющейся британской колонии в Ги­бралтаре. Тогда 98,8 процента жителей этого анклава высказались за сохране­ние британского правления — немного больше, чем в Крыму. Аналогично ан­гличане поступили и с референдумом на Фолклендских островах, прошед­шем в марте 2013 года и одобрившем статус заморской территории Соеди­ненного Королевства. Они с ходу от­клонили предложение аргентинских властей о переговорах по поводу су­веренитета островов, сославшись на результаты опроса. В предстоящем сентябре в Шотландии состоится ре­ферендум о независимости, и можно не сомневаться в том, как поступит Лондон, сопротивляющийся желанию шотландцев жить отдельно.

Между тем, право народов на са­моопределение, которое может быть выражено в различных формах (от нахождения в составе другого госу­дарства до образования отдельного государства), является определяющим в конституционном и международном праве. Норма эта получила признание сначала в статье 1 Устава ООН, приня­того сразу же после Второй мировой войны, а затем в Декларации ООН о предоставлении независимости коло­ниальным странам и народам от 1960 года. В статьях 1 Международного пакта об экономических, социаль­ных и культурных правах и Между­народного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года утверждается: «Все народы имеют право на самоопределение… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопреде­ление и уважать это право».

А вот что говорит Декларация о принципах международного права от 24 октября 1970 года: «В силу принци­па равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осущест­влять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое госу­дарство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В целом в международном праве, если внимательно изучить документы, нет норм, требующих согласия метро­полии на отделение. В нем недвусмыс­ленно закрепляется положение о том, что право определения политического статуса принадлежит народам, а не каким-либо центральным властям. Ес­ли же имеются глубокие разночтения законодательных норм, то в дело всту­пает такое понятие, как «прецедент». Пример есть — Косово. Причем в этом крае даже не прошел референдум. Од­нако все западные страны поспешили признать его независимость. А вот от­каз северокосовских сербов входить в состав Косово, выраженный на рефе­рендуме, был полностью проигнори­рован ведущими европейскими стра­нами. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко не преминула напомнить о решении Международ­ного суда ООН по Косову от 22 июня 2010 года. На основе статьи 1 пункта 2 Устава ООН был создан прецедент, со­гласно которому не требуется мандата центральных властей на проведение референдума и на решение вопроса о самоопределении части государства.

И действительно, международный опыт свидетельствует: разрешение этнополитических конфликтов осно­вывается в первую очередь на прин­ципах народного волеизъявления, перед которыми меркнет принцип международно признанных прав на какую-либо территорию. В 2006 году к большой группе балканских стран, обретших независимость, присоеди­нилась Черногория, проголосовавшая за отделение от Сербии. За последнее двадцатилетие большая группа афри­канских государств стали независи­мыми по результатам плебисцитов, в частности Эритрея (1993 год), Южный Судан (2011-й).

На очереди десятки других стран, готовых использовать «случай с Ко­сово». Венецианцы и жители области Венето хотят возродить Венецианскую республику, просуществовавшую ты­сячу лет до самого конца XVIII века. Немецкоязычные жители итальянской провинции Южный Тироль тоже хотят размежеваться с Римом, а каталонцы — с Мадридом. 9 ноября 2014 года здесь состоится референдум о независимо­сти региона. И как ни сопротивляются испанские власти, многие жители Ката­лонии готовы хоть сегодня отделиться от Испании. Эту же цель преследует и большинство жителей северной Стра­ны Басков, которых от остальных ис­панцев отличают иная культура и иной язык. Перспектива развала грозит и Бельгии, которая может поделиться на голландскоязычную Фландрию и фран­коязычную Валлонию.

Урок один — власть предержащие не должны доводить ситуацию в своей стране до такой точки кипения, когда народ по собственной инициативе массово идет к урнам для голосования на референдуме, чтобы решать сложнейшие вопросы государственного суверенитета. На Украине крымчане не захотели жить вместе с националистами и политическими радикалами майдана, которые с помощью оружия пришли к власти в стране. У них есть право самим определять собственную судьбу. И уважать это их право рано или поздно придется всем.

Николай Лашкевич
Читайте нас в Одноклассниках