Глас народа превыше всего
В большинстве своем референдумы о независимости являются успешными: население почти всегда единодушно высказывается в пользу суверенного существования государства
Крымский референдум вызвал такой огромный резонанс в мире, что затмил даже загадочное исчезновение малайзийского «Боинга-777». Решение жителей автономной республики, находившейся в составе Украины, войти в Российскую Федерацию, их желание «вернуться домой», как говорят сами крымчане, оттеснили на второй план многие значимые мировые события. Хотя, казалось бы, эта новость «не из ряда вон»: таких плебисцитов до и особенно после Второй мировой войны были сотни, если не тысячи. Только в одной Африке состоялось 88 референдумов, имеющих отношение к вопросу о независимости. В азиатских странах — 16.
За последние двадцать пять лет Европа только и делала, что проводила референдумы. Чего стоит один лишь балканский парад суверенитетов 90-х годов, когда республики бывшей Югославии дружно голосовали на всенародных опросах за независимость… А распад СССР, случившийся после того, как граждане почти четверть века назад дружно отдали свои голоса за единство советской державы? А последовавшее за ним другое шествие суверенитетов, бывших союзных республик СССР, которое перечеркнуло результаты мартовского «объединительного» референдума 1991 года? Так что удивляться плебисцитам о независимости, происходящим время от времени в различных странах мира, не стоит. Как правило.
Однако отношение к ним со стороны ведущих мировых держав было и остается диаметрально противоположным. Причем к одному гласу народа мировое сообщество прислушивается без всяких колебаний, а к другому — или резко отрицательно, или ожидающе-настороженно. При этом в одном и в другом случае аргументация в защиту независимости того или иного государства, либо в пользу неприятия свершившегося факта, постоянно менялась. Где-то вытаскивали на свет тезис о праве наций на самоопределение, а где-то твердили о территориальной целостности государства. Итоги крымского референдума США, ЕС и некоторые другие страны, как известно, отвергли именно по второй причине. Якобы украинская Конституция не дает добро на референдумы в пределах одного региона, а стало быть, следовало спросить у всех украинцев, быть ли Крыму независимым, входить ли в состав России или нет. Уместен вопрос: а как насчет майдана, навязавшего Украине нелегитимное праворадикальное правительство? Никто ведь у украинцев не спрашивал, хотят ли они таких людей у власти. Что касается права народа, компактно проживающего на определенной территории и относящего себя не к титульной нации, самим определять свою судьбу, то о нем Запад старается быстро «позабыть» — в угоду геополитическим интересам.
Словом, какой принцип кому выгоден, тот и выделяет его в качестве основополагающего. Скажем, объявивший (на основе права наций на самоопределение) свою независимость Азербайджан отказывает в этом же праве Нагорному Карабаху, а Грузия — Южной Осетии и Абхазии. Дания, признав в 1944 году независимость Исландии, спустя два года аннулировала итоги плебисцита на Фарерских островах. А самыми первыми признали независимость Исландии США — по сугубо геостратегической причине: на острове гейзеров с 1942 года были расположены военные базы и объекты США. На итоги референдума 2002 года в ходе переговоров с Испанией ссылались власти Великобритании, когда речь шла о создании самоуправляющейся британской колонии в Гибралтаре. Тогда 98,8 процента жителей этого анклава высказались за сохранение британского правления — немного больше, чем в Крыму. Аналогично англичане поступили и с референдумом на Фолклендских островах, прошедшем в марте 2013 года и одобрившем статус заморской территории Соединенного Королевства. Они с ходу отклонили предложение аргентинских властей о переговорах по поводу суверенитета островов, сославшись на результаты опроса. В предстоящем сентябре в Шотландии состоится референдум о независимости, и можно не сомневаться в том, как поступит Лондон, сопротивляющийся желанию шотландцев жить отдельно.
Между тем, право народов на самоопределение, которое может быть выражено в различных формах (от нахождения в составе другого государства до образования отдельного государства), является определяющим в конституционном и международном праве. Норма эта получила признание сначала в статье 1 Устава ООН, принятого сразу же после Второй мировой войны, а затем в Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 1960 года. В статьях 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года утверждается: «Все народы имеют право на самоопределение… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».
А вот что говорит Декларация о принципах международного права от 24 октября 1970 года: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».
В целом в международном праве, если внимательно изучить документы, нет норм, требующих согласия метрополии на отделение. В нем недвусмысленно закрепляется положение о том, что право определения политического статуса принадлежит народам, а не каким-либо центральным властям. Если же имеются глубокие разночтения законодательных норм, то в дело вступает такое понятие, как «прецедент». Пример есть — Косово. Причем в этом крае даже не прошел референдум. Однако все западные страны поспешили признать его независимость. А вот отказ северокосовских сербов входить в состав Косово, выраженный на референдуме, был полностью проигнорирован ведущими европейскими странами. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко не преминула напомнить о решении Международного суда ООН по Косову от 22 июня 2010 года. На основе статьи 1 пункта 2 Устава ООН был создан прецедент, согласно которому не требуется мандата центральных властей на проведение референдума и на решение вопроса о самоопределении части государства.
И действительно, международный опыт свидетельствует: разрешение этнополитических конфликтов основывается в первую очередь на принципах народного волеизъявления, перед которыми меркнет принцип международно признанных прав на какую-либо территорию. В 2006 году к большой группе балканских стран, обретших независимость, присоединилась Черногория, проголосовавшая за отделение от Сербии. За последнее двадцатилетие большая группа африканских государств стали независимыми по результатам плебисцитов, в частности Эритрея (1993 год), Южный Судан (2011-й).
На очереди десятки других стран, готовых использовать «случай с Косово». Венецианцы и жители области Венето хотят возродить Венецианскую республику, просуществовавшую тысячу лет до самого конца XVIII века. Немецкоязычные жители итальянской провинции Южный Тироль тоже хотят размежеваться с Римом, а каталонцы — с Мадридом. 9 ноября 2014 года здесь состоится референдум о независимости региона. И как ни сопротивляются испанские власти, многие жители Каталонии готовы хоть сегодня отделиться от Испании. Эту же цель преследует и большинство жителей северной Страны Басков, которых от остальных испанцев отличают иная культура и иной язык. Перспектива развала грозит и Бельгии, которая может поделиться на голландскоязычную Фландрию и франкоязычную Валлонию.
Урок один — власть предержащие не должны доводить ситуацию в своей стране до такой точки кипения, когда народ по собственной инициативе массово идет к урнам для голосования на референдуме, чтобы решать сложнейшие вопросы государственного суверенитета. На Украине крымчане не захотели жить вместе с националистами и политическими радикалами майдана, которые с помощью оружия пришли к власти в стране. У них есть право самим определять собственную судьбу. И уважать это их право рано или поздно придется всем.