ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОН О МИТИНГАХ: КОММЕНТАРИИ ПОЛИТОЛОГОВ

Изменения в закон о митингах: комментарии политологов

09.06.2012 15:12

Нужен был закон, который бы охлаждал страсти и отделял тех, кто является, в общем, лояльными гражданами, от тех, кто выступает профессиональным революционером.<…> Вопрос теперь переводится в другую плоскость. Теперь необходим общественный контроль за правоприменительной практикой в том, чтобы не имевшие умысла нарушать порядок, невольно вовлеченные в какие-то беспорядки, чтобы они не оказались необоснованно наказанными этими штрафами

 

Сергей Михеев, генеральный директор Центра политической конъюнктуры:

- Я думаю, что Путин совершенно принципиально подписал этот закон. Что касается месседжей, никаких таких замысловатых посланий нет. При этом месседж обществу и оппозиции – он разный. Что касается общества, то Путин считает, что этот закон будет защищать людей от провокаций. Что касается оппозиции, то ее он предупреждает, что протесты допустимы, критика допустима, гражданские акты допустимы, но строго в пределах законодательства. Его месседж простой – насильственные действия будут жестко и бескомпромиссно караться. Поэтому этот месседж к тем, кто, грубо говоря, думает взять его, вновь избранного президента, на испуг. Месседж простой – «на испуг вы меня не возьмете».

Большую часть общества этот закон мало волнует. Давайте называть вещи своими именами. Это - удел политизированной тусовки, столичного политического бомонда и столичных медиа. Большинство населения страны вообще до этого нет никакого дела. В этом смысле я бы обратил внимание на простую вещь: за последние 15 лет вообще за пределами Москвы не проходило ни одной крупной политической акции. Вот эти  небольшие демонстрации в Питере я в расчет не беру. На самом деле все происходит только в Москве. Для подавляющего большинства населения возможность участия в каких-то акциях - это совершенно экзотическая вещь. Ни в каких акциях они участвовать не собирались, не собираются и не будут собираться.

 

Михаил Ремизов, Президент Института Национальной стратегии:

- Логика, в которой закон продвигали его разработчики, говорит о его долгосрочном характере, но на практике было бы разумнее, я думаю, рассмотреть отдельные позиции этого закона, которые вызывают наибольшие вопросы. Такие как принцип ответственности организаторов за те действия, которых они не совершают и  которые они не могут контролировать, или вот этот огромный перепад между штрафами в законе о митингах, и той планке штрафов, которая существует в Кодексе об административных правонарушениях в целом. То есть либо должна быть согласованность между разными отраслями права, либо надо повышать общую планку штрафов, уровень в целом, либо снижать ее по отдельно взятому этому митинговому  закону. То есть, в общем, я думаю, что вопрос о поправках рано или поздно встанет, но когда именно сказать трудно.

 

Леонид Поляков, заместитель декана факультета политологии ВШЭ:

- Большинством закон будет воспринят положительно. На эту тему был очень серьезный глубинный опрос, проведенный ВЦИОМ пару недель назад, который показал, что две трети граждан России поддерживают основные позиции этого закона. Единственный момент, который вызвал у граждан сомнение - это размер штрафов. Но, в конечном счете, мы знаем, в окончательном тексте закона фигурирует не полтора миллиона, а цифра в несколько раз меньше, 600 тысяч и 300 тысяч соответственно для юридических и физических лиц. Поэтому можно сказать, что закон построен точно в соответствии с доминирующим общественным мнением.

Что касается оппозиции, то понятно, что те, кто устраивал погромы как 6 мая, будут очень серьезно думать над тем, стоит ли еще раз такую вещь делать, потому что придется платить довольно большие суммы. Теперь 15 сутками или одной-двумя тысячами не обойдешься. Безобразничать - себе дороже. Поэтому, естественно, я ожидаю, что оппозиция будет продолжать всячески шельмовать этот закон, всячески делать вид, что закон посягает на права граждан. На самом деле этот закон реально защищает людей, создает более безопасные условия для всех участников массовых мероприятий. Безопасность тех, кто будет участвовать в митингах, резко повысится, что, собственно говоря, от этого закона все и ждут.

 

Сергей Марков, политолог, проректор РЭУ им. Плеханова, член ОП РФ:

- Я бы еще обязал организаторов митингов подавать декларацию о доходах. Общественность имеет право знать, каковы у этих деятелей источники доходов, откуда у них денежки и могут ли они заплатить штрафы. А так - закон соответствует общеевропейским меркам.

Но я думаю, что с практикой правоприменения этот закон будет и дальше развиваться, Нужно вводить и понятие «спонтанной акции», и ее регулирование. Необходимо также несколько либерализовать возможность проведения малочисленных акций, например, для пяти или до десяти демонстрантов. Кроме того, нужно более жестко разделить злонамеренное нарушение и по неосторожности. Злонамеренное должно в данном случае наказываться, а по неосторожности - может быть смягчено.

Конечно, Путин показал, что власть может жестко реагировать на беззаконие. Он показал, что власть имеет силу воли и не позволит нарушат закон. И главное, что никто не позволит оскорблять полицейских. Один из признаков слабости власти, когда позволяют демонстрантам избивать полицейских. Сейчас стало понятно, что наша власть этого не позволит.

Источник: Сайт «Актуальные комментарии»

 

Алексей Мухин, Генеральный директор Центра политической информации:

- Совершенно очевидно, что российские поправки, действительно, не жестче, но их формулировки даже гораздо мягче их западных аналогов. Поэтому тот ажиотаж, который возник в стане оппозиции по поводу этих поправок, наигранный. И это стало совершенно очевидно всем по мере развития событий вокруг обсуждения этих поправок.

Источник: РИА Новости

 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 571