Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Сергей Степашин: Пора менять философию межбюджетных отношений

Сергей Степашин: Пора менять философию межбюджетных отношений

28.03.2012 14:10

 

Целый ряд контрольных мероприятий Счётной палаты имел широкий общественный резонанс. Это в частности, олимпийская стройка в Сочи и подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, проверки транспортного комплекса Москвы, которые состоялись по просьбе нового руководства столицы, проверка деятельности Банка Москвы, Фонда содействия развитию ЖКХ. В поле зрения аудиторов попало использование Лесного фонда Ленинградской области, осуществление гособоронзаказа, закупки медицинского оборудования.  

Внимание контролёров было привлечено к реализации межбюджетных отношений. Главный вывод, который был сделан по итогам их работы: сложившаяся система выравнивания бюджетной обеспеченности лишает стимулов наиболее развитые регионы, заметил Сергей Степашин. «Высокие показатели социально-экономического развития не всегда влекут соответствующие изменения бюджетной обеспеченности. Регионы-доноры передают в федеральный бюджет от 55 до 85 процентов своих доходов, – пояснил он. - Одновременно наименее развитые регионы недостаточно мотивированы самостоятельно решать свои проблемы за счёт собственных возможностей. Судя по тенденциям, к 2014 году число дотационных субъектов увеличится с 65 до 72. Доходы 15 регионов страны, в том числе Чеченской республики, Ингушетии, Северной Осетии, Дагестана более чем наполовину сформированы за счёт безвозмездных поступлений. При этом почти две трети консолидированных бюджетов регионов идет на выплату зарплат, социальных выплат, то есть идут на текущие расходы, а вовсе не на развитие».

Сергей Степашин предложил провести инвентаризацию и сокращение льгот, установленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам. Согласно имеющимся оценкам, объём этих льгот равен половине объёма дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Ещё одним резервом для повышения самостоятельности доходной базы субъектов является налог на имущество. К сожалению, на федеральном уровне отсутствует достоверная информация о количестве, балансовой стоимости имущества регионов и муниципалитетов. «Большие надежды возлагаются на введение налога на имущества, - заметил Сергей Степашин. – Но на федеральном уровне пока не подготовлены необходимые нормативные акты, а в регионах не произведена кадастровая оценка земли. Необходимо обратить внимание на коррупционные риски, связанные с раздельным налогообложением земли и имущества, с общей принадлежностью строения и земельного участка разным собственникам».

Подводя итог, глава Счётной палаты заявил, что «постоянное наращивание объёмов межбюджетных трансфертов лишает регионы стимулов для развития свой доходной базы». «Нам необходимо менять саму философию межбюджетных отношений и сместить центры тяжести с управления трансфертами на управление налогами», - заявил он. В качестве конкретных мер Сергей Степашин предложил, с одной стороны, расширить число налогов и сборов, закрепленных за регионами и муниципалитетами на постоянной основе и, с другой стороны, сократить число предоставляемых субсидий и субвенций за счёт ускорения перехода к предоставлению консолидированных субсидий.

 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 335