Бюджет на следующий год признан основным приоритетом законотворческой деятельности для обеих палат Федерального Собрания.
Очевидно, что в сложившихся непростых условиях для экономики страны работа парламентариям предстоит весьма сложная. Об этом рассказывает председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин
- Сергей Николаевич, каковы причины перехода к однолетнему бюджету?
- Это обусловлено крайней волатильностью ситуации на мировых рынках, что создает существенные риски дальнейшего снижения цен на нефть или по крайней мере длительной их консервации на нынешнем, достаточно низком уровне. Соответственно, Правительству очень трудно планировать конкретные объемы бюджетных доходов и расходов на два-три года вперед… Поэтому на состоявшемся 30 сентября пленарном заседании мы поддержали соответствующий закон.
Как видим, всё упирается в чрезмерную зависимость нашей экономики от мировых цен на нефть, на которые мы, к сожалению, никак не можем повлиять. И пока мы будем опираться, прежде всего, на внешние факторы экономического роста, бюджетное планирование и программный бюджет в полной мере не заработают. Как и в нынешнем году, законопроектом предусмотрена возможность не расторгать договоры со сроком действия более чем на один год и по решению Правительства заключать новые. Кроме того, с 1 на 25 октября сдвигаются сроки внесения федерального закона о федеральном бюджете. Правительству требуется дополнительное время для того, чтобы пересчитать основные бюджетные проектировки в новых макроэкономических условиях. Хотел бы особо отметить, что при этом сохраняются установленные законодательством сроки работы над проектом бюджета в Государственной Думе и Совете Федерации (два месяца и две недели, соответственно). То есть у нас будут полноценные условия для работы над данным законопроектом. Но наша задача заключается в том, чтобы аналогичные условия имелись у законодателей на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому они получили право самостоятельно определять сроки внесения и рассмотрения своих бюджетов.
Данный закон предусматривает также ряд важных мер по решению проблемы закредитованности региональных бюджетов. Так, срок предоставления бюджетных кредитов увеличен с трех до пяти лет, а возможность привлекать бюджетные кредиты сверх установленных Бюджетным кодексом ограничений по предельному объему государственного долга регионов продлена на один год — до 1 января 2018 года. Кроме того, в законе прописан механизм, который позволяет оперативно перечислять наиболее нуждающимся регионам необходимые им бюджетные ресурсы без внесения изменений в закон о бюджете по решению Правительства и согласованию с трехсторонней комиссией по межбюджетным отношениям.
- Каковы, на ваш взгляд, резервы для снижения расходов и получения дополнительных доходов в бюджет?
- В этом плане весьма показательно заключение Счетной палаты на закон об исполнении Правительством РФ федерального бюджета в прошлом году, который мы также рассмотрели на пленарном заседании 30 сентября. В нем приведен целый ряд таких резервов. Приведу лишь некоторые из них.
- Во-первых, это низкое качество исполнения бюджетных расходов. Значительная часть бюджетных ресурсов в буквальном смысле закапывается в землю и потом замораживается на многие годы в виде незавершенки. На начало 2014 года в Федеральную адресную инвестиционную программу было включено 553 позиции с ограничениями на право выполнения работ и финансирования (как правило, в связи с отсутствием утвержденной проектно-сметной документации с положительным заключением госэкспертизы) на общую сумму 216 миллиардов рублей. Неудивительно, что по итогам 2014 года количество объектов незавершенного строительства составило порядка 9000 на общую сумму почти два триллиона рублей. При этом из 772 строек, предусмотренных к вводу в 2014 году, завершено строительство и введено в эксплуатацию 365 объектов (или 47 процентов), что последние пять лет. Вывод очевиден. В следующем году инвестиционные средства нужно сосредоточить, прежде всего, на достройке и пуске в эксплуатацию незавершенных объектов.
По итогам 2014 года количество объектов незавершенного строительства составило порядка 9000 на общую сумму почти два триллиона рублей»
Вторым существенным резервом является повышение эффективности использования бюджетных средств, которые в виде имущественного взноса направляются в уставные капиталы государственных корпораций. Часть этих средств — в размере около 600 миллиардов рублей — не используется по назначению и размещается на депозиты в коммерческих банках или инвестируется в качестве временно свободных средств. В связи с этим со следующего года планируются меры по введению элементов казначейского исполнения бюджетов государственных корпораций, а также усилению антимонопольного регулирования их закупок. Надеемся, что это позволит навести порядок в данной сфере.
В-третьих, недостаточно эффективно используются средства Фонда национального благосостояния, направляемые на крупные инфраструктурные проекты. В 2014 году из 11 одобренных проектов не начата реализация по 8 из них. Здесь также необходимо усиление мер государственного и, возможно, даже парламентского контроля…
Но есть, конечно, и системные методологические проблемы, без решения которых мы не сможем обеспечить прорыв в повышении эффективности бюджетных расходов. В прошлом году федеральный бюджет впервые исполнялся в программном формате, и, к сожалению, первый блин получился комом. У Правительства пока нет единого методологического подхода для оценки итогов исполнения программного бюджета. Пояснительная записка Минфина содержит информацию лишь о кассовом исполнении бюджета без привязки к достигнутым результатам, а сводный годовой доклад Минэкономразвития дает качественный анализ исполнения бюджета только по госпрограммам. Между тем в программном разрезе исполняется лишь чуть более половины федерального бюджета.
Соответственно, задача заключается в том, чтобы ускорить переход на программные принципы исполнения расходов на национальную оборону, развитие оборонно-промышленного комплекса, пенсионную систему и социально-экономическое развитие Крыма. Тем более что как раз в этих сферах существуют явные резервы повышения эффективности бюджетных ресурсов.
- На какие приоритеты будет обращать внимание ваш комитет при работе с бюджетом на следующий год?
- В нынешних непростых условиях главным приоритетом бюджетной политики является обеспечение бесперебойного финансирования обязательств государства в социальной сфере. В этом контексте хотел бы обратить внимание на то, что более четверти всех субсидий в 2014 году было доведено до регионов лишь в декабре. В результате сумма остатков средств федерального бюджета на счетах субъектов Федерации на 1 января 2015 года составила 126 миллиардов рублей.
Более четверти всех субсидий в 2014 году было доведено до регионов лишь в декабре. В результате сумма остатков средств федерального бюджета на счетах субъектов Федерации на 1 января 2015 года составила 126 миллиардов рублей»
Поэтому при работе над бюджетом следующего года мы должны создать все необходимые предпосылки для того, чтобы регионы смогли вовремя получить положенные им объемы финансовой помощи и эффективно их использовать. Необходимо как можно большие объемы дотаций, субсидий и субвенций распределить приложениями к закону о федеральном бюджете на 2016 год.
Одновременно по возможности необходимо уменьшить количество субсидий и субвенций, объединив их по программному принципу. Это существенно облегчит их распределение на федеральном уровне и повысит эффективность их использования на местах. Ну и конечно, нужно продолжать держать на контроле ситуацию с выделением регионам бюджетных кредитов. В том числе благодаря и нашим усилиям Правительство приняло решение о смягчении условий их предоставления, что должно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Однако пока, по предварительной информации, до многих регионов положенные им кредиты еще не дошли.
Хотел бы еще напомнить, что также не решена пока проблема компенсации регионам выпадающих доходов в связи с образованием консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) по итогам 2014 года. Мы поддерживаем предложение Правительства продлить на следующий год мораторий на образование новых таких групп. Это позволит избежать увеличения количества регионов, у которых имеется большой объем выпадающих доходов в связи с данной налоговой новацией.
Беседовал Николай Калинин