Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Значительная часть бюджетных ресурсов закапывается в землю

Бюджет на следующий год признан основным приоритетом законотворческой деятельности для обеих палат Федерального Собрания. 

11.10.2015 15:56

Значительная часть бюджетных ресурсов закапывается в землю
Фото Михаил Нилов
Очевидно, что в сложившихся непростых условиях для экономики страны работа парламентариям предстоит весьма сложная. Об этом рассказывает председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин
 
Сергей Николаевич, каковы причины перехода к однолетнему бюджету?
- Это обусловлено крайней волатильностью ситуации на мировых рынках, что создает существенные риски дальнейшего снижения цен на нефть или по крайней мере длитель­ной их консервации на нынешнем, достаточно низком уровне. Соответ­ственно, Правительству очень трудно планировать конкретные объемы бюд­жетных доходов и расходов на два-три года вперед… Поэтому на состоявшем­ся 30 сентября пленарном заседании мы поддержали соответствующий за­кон.
Как видим, всё упирается в чрез­мерную зависимость нашей экономи­ки от мировых цен на нефть, на кото­рые мы, к сожалению, никак не можем повлиять. И пока мы будем опираться, прежде всего, на внешние факторы экономического роста, бюджетное планирование и программный бюд­жет в полной мере не заработают. Как и в нынешнем году, законопроектом предусмотрена возможность не рас­торгать договоры со сроком действия более чем на один год и по решению Правительства заключать новые. Кро­ме того, с 1 на 25 октября сдвигаются сроки внесения федерального зако­на о федеральном бюджете. Прави­тельству требуется дополнительное время для того, чтобы пересчитать основные бюджетные проектировки в новых макроэкономических услови­ях. Хотел бы особо отметить, что при этом сохраняются установленные за­конодательством сроки работы над проектом бюджета в Государственной Думе и Совете Федерации (два месяца и две недели, соответственно). То есть у нас будут полноценные условия для работы над данным законопроектом. Но наша задача заключается в том, чтобы аналогичные условия имелись у законодателей на региональном и муниципальном уровнях. Поэтому они получили право самостоятельно определять сроки внесения и рассмо­трения своих бюджетов.
Данный закон предусматривает также ряд важных мер по решению проблемы закредитованности ре­гиональных бюджетов. Так, срок пре­доставления бюджетных кредитов увеличен с трех до пяти лет, а возмож­ность привлекать бюджетные креди­ты сверх установленных Бюджетным кодексом ограничений по предель­ному объему государственного дол­га регионов продлена на один год — до 1 января 2018 года. Кроме того, в законе прописан механизм, который позволяет оперативно перечислять наиболее нуждающимся регионам необходимые им бюджетные ресур­сы без внесения изменений в закон о бюджете по решению Правительства и согласованию с трехсторонней ко­миссией по межбюджетным отноше­ниям.
 
Цены на нефть
 
Каковы, на ваш взгляд, резер­вы для снижения расходов и получе­ния дополнительных доходов в бюд­жет?
- В этом плане весьма показатель­но заключение Счетной палаты на за­кон об исполнении Правительством РФ федерального бюджета в прошлом году, который мы также рассмотрели на пленарном заседании 30 сентября. В нем приведен целый ряд таких ре­зервов. Приведу лишь некоторые из них.
- Во-первых, это низкое качество ис­полнения бюджетных расходов. Зна­чительная часть бюджетных ресурсов в буквальном смысле закапывается в землю и потом замораживается на многие годы в виде незавершенки. На начало 2014 года в Федеральную адресную инвестиционную программу было включено 553 позиции с огра­ничениями на право выполнения работ и финансирования (как правило, в связи с отсутствием утвержденной проектно-сметной документации с положи­тельным заключением госэк­спертизы) на общую сумму 216 миллиардов рублей. Неудиви­тельно, что по итогам 2014 года количество объектов незавер­шенного строительства состави­ло порядка 9000 на общую сумму почти два триллиона рублей. При этом из 772 строек, предусмотрен­ных к вводу в 2014 году, завершено строительство и введено в экс­плуатацию 365 объектов (или 47 процентов), что последние пять лет. Вывод очевиден. В следующем году инвестиционные средства нужно сосредоточить, прежде всего, на достройке и пуске в эксплуа­тацию незавершенных объектов.
 

По итогам 2014 года количество объектов незавершенного строительства составило порядка 9000 на общую сумму почти два триллиона рублей»

Вторым существенным резервом является повышение эффективности использования бюджетных средств, которые в виде имущественного взно­са направляются в уставные капиталы государственных корпораций. Часть этих средств — в размере около 600 миллиардов рублей — не использует­ся по назначению и размещается на депозиты в коммерческих банках или инвестируется в качестве временно свободных средств. В связи с этим со следующего года планируются меры по введению элементов казначейского исполнения бюджетов государствен­ных корпораций, а также усилению антимонопольного регулирования их закупок. Надеемся, что это позволит навести порядок в данной сфере.
В-третьих, недостаточно эффек­тивно используются средства Фонда национального благосостояния, на­правляемые на крупные инфраструк­турные проекты. В 2014 году из 11 одобренных проектов не начата реа­лизация по 8 из них. Здесь также не­обходимо усиление мер государственного и, возможно, даже пар­ламентского контро­ля…
Но есть, конечно, и системные мето­дологические проблемы, без решения которых мы не сможем обеспечить прорыв в повышении эффективности бюджетных расходов. В прошлом го­ду федеральный бюджет впервые ис­полнялся в программном формате, и, к сожалению, первый блин получился комом. У Правительства пока нет еди­ного методологического подхода для оценки итогов исполнения программ­ного бюджета. Пояснительная запи­ска Минфина содержит информацию лишь о кассовом исполнении бюдже­та без привязки к достигнутым ре­зультатам, а сводный годовой доклад Минэкономразвития дает качествен­ный анализ исполнения бюджета только по госпрограммам. Между тем в программном разрезе исполняется лишь чуть более половины федераль­ного бюджета.
Соответственно, задача заключает­ся в том, чтобы ускорить переход на программные принципы исполнения расходов на национальную оборону, развитие оборонно-промышленно­го комплекса, пенсионную систему и социально-экономическое развитие Крыма. Тем более что как раз в этих сферах существуют явные резервы повышения эффективности бюджетных ресурсов.

- На какие приоритеты будет обращать внимание ваш комитет при работе с  бюджетом на следующий год? 
- В нынешних непростых услови­ях главным приоритетом бюджетной политики является обеспечение бес­перебойного финансирования обя­зательств государства в социальной сфере. В этом контексте хотел бы об­ратить внимание на то, что более чет­верти всех субсидий в 2014 году было доведено до регионов лишь в декабре. В результате сумма остатков средств федерального бюджета на счетах субъ­ектов Федерации на 1 января 2015 года составила 126 миллиардов рублей.
 

Более четверти всех субсидий в 2014 году было доведено до регионов лишь в декабре. В результате сумма остатков средств федерального бюджета на счетах субъектов Федерации на 1 января 2015 года составила 126 миллиардов рублей»

Поэтому при работе над бюджетом следующего года мы должны создать все необходимые предпосылки для того, чтобы регионы смогли вовремя получить положенные им объемы фи­нансовой помощи и эффективно их использовать. Необходимо как можно большие объемы дотаций, субсидий и субвенций распределить приложени­ями к закону о федеральном бюджете на 2016 год.
Одновременно по возможности необходимо уменьшить количество субсидий и субвенций, объединив их по программному принципу. Это су­щественно облегчит их распределение на федеральном уровне и повысит эффективность их использования на местах. Ну и конечно, нужно продол­жать держать на контроле ситуацию с выделением регионам бюджетных кредитов. В том числе благодаря и на­шим усилиям Правительство приня­ло решение о смягчении условий их предоставления, что должно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Однако по­ка, по предварительной информации, до многих регионов положенные им кредиты еще не дошли.
Хотел бы еще напомнить, что также не решена пока проблема компенсации регионам выпадающих доходов в  связи с  образованием консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) по итогам 2014 года. Мы поддерживаем предложение Правительства продлить на следующий год мораторий на образование новых таких групп. Это позволит избежать увеличения количества регионов, у которых имеется большой объем выпадающих доходов в  связи с  данной налоговой новацией.
 
Беседовал Николай Калинин
 
Федеральный бюджет
Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 2449