Заплати налог — и отдыхай спокойно
Поможет ли туристический сбор более активному развитию российских городов?
Получив в одной из берлинских гостиниц расчетный лист, с удивлением узнал, что за трое суток проживания мне придется заплатить не 320 евро, как изначально указывалось в прейскуранте, а 336. Вроде бы баром не пользовался, домой из номера не звонил, дополнительные услуги не заказывал — откуда набежало лишних 16 евро? Портье объяснил, что с 1 января 2014 года в Берлине взимается налог с туристов. Причем только с путешественников, приезжающих в немецкую столицу с познавательными целями, но не с деловых людей. На мой вопрос, как отличить туриста от командированного, служащий отеля долго объяснял разницу, мол, при расчете определяется, кто бронирует и оплачивает проживание, фирма или лично клиент. Индивидуальные предприниматели заполняют соответствующий формуляр или просто представляют какой-либо документ, разъясняющий цели поездки.
По прогнозам берлинских властей, благодаря такой туристической дани городская казна будет получать дополнительно 25 миллионов евро в год, которые пойдут на озеленение города, обустройство парковых зон отдыха, памятников истории и культуры, реставрации культурных учреждений и т.п. Более того, в планах местного руководства — взимание налога и с домашних питомцев, прибывших в путешествие вместе с хозяевами. Исключение могут составить только собаки-поводыри…
За ведение аналогичного налога в нашей стране высказалась глава Совета Федерации Валентина Матвиенко на пятом парламентском форуме «Историко-культурное наследие России», который недавно прошел во Владимире.
Сам принцип налогообложения туристов давно доказал свою целесообразность. Оказывается, за границей берут за просмотр достопримечательностей деньги — и немалые. Он дает возможность туристической индустрии той или иной страны на местном уровне динамично развиваться. В России с ее огромным историческим наследием, обилием памятников истории и культуры туристическая инфраструктура развита, по общей оценке экспертов, очень слабо. Даже сам федеральный список исторических поселений, в котором сегодня значится 41 населенный пункт, как считает Валентина Матвиенко, не отражает всю полноту историко-культурного наследия России. По оценкам экспертов, страна обладает огромным, не до конца использованным туристическим потенциалом. Вместе с тем регионы не практикуют обложение специальным налогом туристов, хотя он мог бы значительно пополнить местные бюджеты.
А если включить в этот расширенный федеральный список новые объекты и городские поселения, то не стоит даже и мечтать о том, что их казна выдержит бремя дополнительных расходов, которые неизбежно возникнут в связи с новым статусом. Сегодня во многих исторически значимых городах нет средств для поддержания их наследия на достойном уровне. Заработанных самостоятельно денег не хватает. Бюджетная помощь, особенно малым городам России, не столь велика, чтобы поддерживать высокие стандарты туристического обслуживания. Именно поэтому идея введения туристического сбора за посещение памятных историко-культурных мест, апробированная на Западе, столь актуальна. «Каждый турист, который приезжает в исторические и культурные центры нашей страны, не пожалеет отдать три-пять долларов или 100-150 рублей на восстановление исторических и культурных памятников», — уверена Валентина Матвиенко.
Безусловно, любой новый налог всегда встречается в штыки. Вот и на этот раз, судя по отзывам представителей Министерства финансов, правительство пока не готово распахивать двери очередному дополнительному налоговому сбору. У чиновников есть большие сомнения в эффективности данной меры, дескать, граждане уже платят НДС, который включен в стоимость проживания. Но, как считают эксперты туристического рынка, эти сомнения необоснованны, ибо сумма налога не является столь значительной, чтобы из-за нее ломать копья. Платить в отелях российских городов в среднем около 100-150 рублей способен любой турист. Сегодня в кафе столько чашка кофе стоит. Для него это маленькая материальная потеря, а для городского бюджета — огромное подспорье.
Особенно это важно для развития внутреннего туризма, который, к сожалению, еще недостаточно популярен среди россиян. Они до сих пор предпочитают больше отдыхать за рубежом, чем в родной стране по причине дороговизны услуг, навязчивого сервиса, неухоженных скверов и детских площадок, разбитых дорог, запредельной дороговизны транспортных услуг. Анализ потребительских предпочтений россиян показывает, что большинство (86 процентов) респондентов предпочитают отдых за границей. По России в течение последнего года, как показал один из соцопросов, реально путешествовали менее трети опрошенных. И все же в последнее время ситуация меняется, и внимание наших соотечественников все больше переключается на родное Отечество, чьи памятники «старины глубокой» ничем не уступают всемирно известным историческим центрам.
Едем мы на Родину…
Во многом такой повышенный интерес объясняется нежеланием значительной части россиян ездить в те страны, которые сегодня пугают всевозможными карами. Отечественные эксперты туристического рынка делают вывод: постоянные угрозы санкций, политика устрашения и запугивания оказали негативное влияние на решение наших граждан съездить за границу. Число туристов из России, выехавших за рубеж, в первом квартале этого года, по данным Ростуризма, сократилось на четыре процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в целом достигло 3,2 миллиона человек.
Особенно неохотно россияне стали посещать страны Евросоюза. А вот количество иностранных туристов, посещающих нашу страну, наоборот, возросло. Правда, увеличение произошло в основном за счет гостей из азиатских стран. Европейцы, похоже, взяли паузу — западная пропаганда в связи с событиями на Украине хорошо прошлась по головам тамошних обывателей. Число туристов из Германии и Испании сократилось за три месяца нынешнего года на 20 процентов, из Франции — на 12, Финляндии — на 21 процент.
Особенно важен этот сбор не столько для больших городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Сочи, Екатеринбурга, Владивостока и др., — сколько для малых. Не случайно, предложение спикера верхней палаты Российского парламента о введении туристического сбора было основано на инициативе мэра древнего Суздаля Игоря Кехтера, который уже давно пробивает идею платы каждым останавливающимся в гостинице или гостевом доме небольшой денежной суммы в Фонд развития и сохранения исторического поселения.
Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства, где рассматривался вопрос о развитии туризма, страна является притягательным объектом для туризма. «Мы можем занять прочное положение на мировом рынке туристических услуг, потому что для этого у нас есть все возможности. Но пока это у нас не получается, — отметил Дмитрий Медведев. — Чтобы идти дальше, необходимо проводить работу по открытию для туризма тех российских регионов, которые на сегодня не являются эпицентром внимания туристов. А для этого нужна нормальная туристическая инфраструктура, которая, к сожалению, на сегодняшний момент не везде имеется».
Согласно Стратегии развития туризма в стране на период до 2020 года, ставится амбициозная задача -увеличить внутренний туризм с 31,7 миллиона человек в 2013 году до 76 миллионов в течение ближайших четырех лет. Это предполагает очень серьезные усилия по развитию гостиничного хозяйства и инфраструктуры бизнеса. Сделать такой рывок без поиска новых ресурсов для инвестиционного развития практически невозможно.
До восьми долларов за ночь
К слову, в годы пребывания Крыма в Украинском государстве, согласно законодательству, с отдыхающих по закону от 2011 года должен был взиматься один процент стоимости аренды квартиры или гостиницы. Деньги должны были пополнять городскую казну. Но на практике владельцы небольших частных гостиниц и апартаментов попросту не обращали внимания на этот налог, и его платили в основном крупные отели и пансионаты. Однако и в таких условиях, по данным Министерства туризма и курортов
Крыма, в прошлом году от туристического сбора было выручено 46,7 миллиона рублей.
В пользу туристического взноса говорит и международный опыт. Даже те страны, где такая налоговая мера ранее не практиковалась, решили с недавних пор ввести этот сбор. К примеру, с 1 июня текущего года власти Египта взимают так называемый налог на развитие. Предполагалось, что каждому туристу, приземлившемуся в аэропортах ряда городов, придется заплатить по семь долларов. И хотя введение туристического налога было впоследствии отложено на неопределенный срок, от идеи скорейшей реализации задуманного не отказались. Посчитаем: в прошлом году в Египте побывало почти два миллиона российских туристов. В итоге в госказну могло поступить, начни такой налог действовать, 14 миллионов долларов.
С 1 февраля этого года каждый турист, приезжающий на Мальдивские острова, обязан заплатить, независимо от возраста так называемый Bed Tax (налог на размещение) в сумме восемь долларов в сутки за человека. Видно, мальдивцы взяли пример с Балеарских островов, где отдыхающие вот уже пятнадцать лет платят «солнечный налог» в размере одного евро в день за пребывание на территории островов, в том числе популярных Майорки и Ибицы. Собранные благодаря «налогу на солнце» средства власти направляют на улучшение туристической инфраструктуры, например, на очистку пляжей и прибрежной зоны от мусора, а также на восстановление экологии.
Желающим отдохнуть во Вьетнаме на побережье Южно-Китайского моря с 1 января нынешнего года надо будет заплатить по одному доллару за сутки пребывания, а в Марокко с 1 апреля туристы, вылетающие из страны, платят так называемый налог на авиабилеты: в самолете экономкласса 100 дирхамов (более 400 рублей), бизнес-класса — 400 дирхамов. Все средства от налоговых сборов направляются в фонд развития туризма. Такой способ используют и на Кубе. По данным на март этого года, размер сбора составлял около 20 долларов с человека, которые тот платил по вылету с острова. Вскоре к такой налоговой мере прибегнут и власти Туниса — другого популярного маршрута для российских путешественников. С октября этого года ночь в местном отеле будет стоить два динара (около 40 рублей). Часть средств, полученных от введения налога, будет направлена на поддержание конкурентоспособности Туниса на международном туристическом рынке.
В других странах взимание туристического налога даже не подвергается сомнению — настолько он вжился в повседневную туристическую практику. Он так же естественен, как, скажем, подоходный налог с физических лиц. Всякому направляющемуся в Италию придется выложить от 2 до 3 евро с человека за ночь в Риме, Венеции, Флоренции, Римини, Ассизи и других городах. Посчитайте: в год один лишь Рим посещает около 20 миллионов туристов. В испанской Барселоне с туриста традиционно берут от 0,75 до 2,5 евро за ночь проживания (в зависимости от класса гостиницы), в Хорватии — от 0,3 до 1 евро, в зависимости от сезона и региона. Ставка хорватской turisticka taksa меняется с учетом региональных коэффициентов. В соседней Черногории и вовсе действуют сразу два туристических сбора — на проживание (от 0,1 до 0,8 евро за ночь) и экскурсионный — в пределах 0,5-1 евро с человека.
Не в общий котел
Отдыхая минувшей зимой после пятилетнего перерыва в литовском Друскининкае, обратил внимание, как резко изменился облик города. Деревянные дачи бережно отреставрированы, в центральном парке множество малых архитектурных форм, появились аллея сакур и поля нарциссов — до 200 тысяч цветов. В городе строятся новые санатории, гостиницы, гостевые дома, работает комфортабельный кемпинг. В четырнадцати километрах от Друскининкая — поля для гольфа. Также рядом с городом огромный горнолыжный комплекс Snow, чья крытая трасса вошла в пятерку лучших в мире. В комплексе «Парк гармонизации» есть ипподром, конюшня. Через парки и лесные массивы проложено 50 километров велодорожек. На берегу Нямунаса есть парк приключений с трассами разного уровня сложности, сотней различных видов препятствий, аттракционом «Полет Тарзана через реку» протяженностью свыше четырехсот метров. Словом, город похорошел буквально на глазах.
По словам мэра Друскининкая Ричардаса Малинаускаса, все это стало возможным не только благодаря бюджетным ассигнованиям и частным инвестициям, но и введенному с 2011 года по решению местного самоуправления туристического налога в размере двух литов в сутки (0,6 евро). Эти средства ни на что иное не распыляются. Половина собранных денег идет на рекламу города, его продвижение в Литве и за рубежом, другая — на озеленение, благоустройство, реставрационные работы, приведение в порядок городской инфраструктуры и тому подобное.
Конечно, если туристический сбор будет пущен на иные цели, то такой налог вообще не имеет никакого смысла. Он должен быть исключительно целевым, чтобы памятники культуры не ветшали, музеи исправно работали, парки приводились в порядок, велосипедные дорожки обустраивались — только так эффект от взимания подобных сборов с зарубежных и иногородних путешественников будет достигнут. Они должны видеть, что от их денег есть хоть какой-то толк, что взамен они получат качественные и профессиональные услуги.
При этом каждому должна быть предоставлена четкая информация, куда именно идут средства из туристического налогового мешка и какая конкретно сумма получена от сборов, — во всем должна быть прозрачная отчетность вплоть до копейки. В ином случае хорошая идея, давно внедренная в жизнь и успешно действующая во многих странах мира, будет дискредитирована — и противники введения любого налогового бремени, пусть и явно полезного и такого незначительного, возьмут верх. Тогда будет трудно доказать, что три-четыре доллара налогового «вычета на туризм» не делают погоды, не являются причиной уменьшения туристического потока в тот или иной уголок нашей страны.