Министр транспорта Максим Соколов выступает перед депутатами / Фото ВЛАДИМИРА АФАНАСЬЕВА
«Отрасль справляется с возложенными на нее задачами, и это подтверждается ростом основных показателей производственной деятельности. В 2012 году грузооборот вырос более чем на 4,5 процента, а пассажирооборот транспорта общего пользования более чем на 6 процентов по сравнению с 2011 годом. Большой вклад в увеличение пассажирооборота вносит авиационный транспорт, и эта тенденция сохраняется в течение нескольких лет. За первое полугодие этого года наши авиакомпании перевезли на 20 процентов больше пассажиров, чем за первые 6 месяцев прошлого года», — рассказал министр.
В прошлом году министерство работало над повышением уровня безопасности на транспорте, повышением качества и доступности услуг пассажирского транспорта и в первую очередь на региональных авиамаршрутах, а также внедрением механизмов государственно-частного партнерства. Именно благодаря этому экспорт транспортных услуг в прошлом году вырос на 14 процентов и составил более 17 миллиардов долларов. Для сравнения это почти треть доходов от экспорта российского природного газа и равняется доходам от экспорта угля и леса.
Грузооборот морских портов по сравнению с прошлым годом вырос на 6 процентов и составил более 565 миллионов тонн, а на внутреннем водном транспорте объем перевозок грузов вырос на 12 процентов — 140 миллионов тонн.
Высокими темпами растут воздушные перевозки. За прошлый год услугами отечественных авиакомпаний воспользовались 74 миллиона пассажиров. Это на 15 процентов больше, чем в 2011 году, и это в три раза превышает мировые темпы прироста авиаперевозок. На 6 процентов вырос пассажиропоток на железной дороге. В прошлом году ОАО «РЖД» перевезло 1 миллиард пассажиров.
В Казани, Сочи, Владивостоке, Саранске и Белгороде завершено строительство аэропортовых комплексов и начато строительство аэродромов в Саратове и Ростове-на-Дону.
По словам Максима Соколова, одной из важнейших задач следующего года является переход на 100-процентное финансирование ремонта и содержания автомобильных дорог. Для этого уже приняты все необходимые решения, созданы дорожные фонды в регионах, и до конца этого года они должны появиться во всех муниципалитетах. |
«Хочу обратить ваше внимание, что только за прошедший год размер финансирования региональных дорфондов вырос более чем в два раза, и это позволило в значительной степени увеличить объемы реконструкции и строительства новых дорог в регионах», — отметил министр. Благодаря субсидиям из федерального бюджета субъектами введено в эксплуатацию 760 км дорог, что составляет более половины построенных в прошлом году региональных дорог. Однако выделяемых средств недостаточно для выполнения поставленной Президентом задачи по удвоению к 2020 году ввода в эксплуатацию автомобильных дорог на региональном уровне.
Деньги налево не уходят
Вопреки ожиданиям многих депутатов-оппозиционеров довольно ровным оказалось выступление аудитора Счетной палаты Сергея Рябухина.
По его словам, нецелевого расходования средств в прошлом году не выявлено, и многие нарушения устранили после проведения проверок.
«В федеральном бюджете расходы на транспорт и дорожное хозяйство составляют не менее одной трети расходов раздела «Национальная экономика», но по результатам проверокисполнения министерством бюджета за прошлый год выявлены нарушения на 11 миллиардов рублей. В основном это неэффективное расходование средств», — начал аудитор. В числе основных «нарушителей» оказался Росфлот, который оплатил контракты на 7 миллиардов рублей, хотя подрядчики нарушили сроки выполнения работ.
Для выполнения программ «ГЛОНАСС» Минтранс в 2011-2012 годах потратил 500 миллионов рублей на покупку нового оборудования. Часть его до сих пор не поставлена на баланс Росимущества, и поэтому задерживается ввод в эксплуатацию некоторых объектов.
По итогам 2012 года не выполнен план ФЦП «Развитие транспортной системы России». Хуже всего обстоят дела с подпрограммой «Развитие экспорта транспортных услуг», по которой за прошедшие 6 лет на условиях ГЧП нужно было разработать 18 проектов. По итогам прошлого года документацию разработали только по шести проектам, и только 4 проекта находятся в стадии завершения.
«Много вопросов и к безопасности на транспорте. На 2 процента в прошлом году увеличилась аварийность! У всех в памяти недавняя трагедия под Подольском, авиакатастрофы под Тюменью, на Камчатке, в Свердловской области, гибель теплохода «Амурский», — напомнил аудитор. Он добавил, что проектно-сметная документация для создания единой государственной информационной системы обеспечения безопасности на транспорте еще не утверждена. По этой причине заказчики стали размещать заявки на создание системы, не дожидаясь подписания этого важнейшего документа, и в прошлом году Минтранс был вынужден потратить на закупку оборудования 1,5 миллиарда рублей.
Автопробег помог дорогам и автомобилистам
«Хотелось бы услышать о видении министерства о развитии транзитного потенциала страны. И разработка, и реализация транзитной политики — это задача Минтранса. Пока мы постоянно преодолеваем сложности и проблемы с транзитом, которые сами же и создаем. Это касается негативной практики таможенного администрирования на границе, необоснованное стремление досматривать все, что движется через российскую границу. Скажите, каковы же перспективы транзитных перевозок?», — спросил справедливоросс Дмитрий Горовцов. На это министр ответил, что в разных регионах страны реализуются крупные транспортные проекты, да и депутаты развитию транзитных сообщений тоже помогут: «зимой этого года в Государственную Думу были внесены поправки в законодательство, касающиеся ускорения развития транзитных перевозок».
Поскольку уже дан старт автомагистрали «Москва—Санкт-Петербург» и в обществе есть опасения, что многие новые дороги будут платными, заместителя председателя Комитета по делам национальностей Владимира Шемякина интересовало соотношение платных и бесплатных дорог в России, и здесь министр сослался на международный опыт. По его словам, количество платных дорог в России не должно превышать международные стандарты, которые сложились в Западной Европе. «Как правило, это не более пяти процентов от общего количества федеральных дорог. У нас их порядка 50 тысяч километров. Соответственно 5 процентов — это будет не 2,5 тысячи километров», — заверил министр.
«В этом году руководством страны принято решение о развитии газомоторного топлива. Ведь у нас запасов газа разведано в два раза больше, чем нефти, да и природный газ по своему качеству соответствует бензину класса «Евро-6». Что делает министерство для перевода транспорта на газ?», — спросил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный, и оказалось, что к 2018 году планируется перевести на газ 50 процентов пассажирского транспорта и ЖКХ городов-миллионников.
И все же больше всего депутатов интересовала ситуация в дорожном строительстве, поэтому первые вопросы они задали присутствовавшему на «правительственном часе» руководителю «Росавтодора» Роману Старовойту.
«Все знают о проблеме реконструкции федеральных дорог, — начал свой вопрос Виктор Шрейдер,
— В Сибири наиболее остро стоит вопрос реконструкции трассы «Тюмень—Омск». Это единственная автомагистраль, соединяющая Россию с Сибирью и Дальним Востоком. Здесь высокая аварийность. Что делается для реконструкции этой трассы?»
«Действительно, этот участок один из самых напряженных. В рамках автопробега, который мы проводили в этом году от Владивостока до Москвы, мы зафиксировали эту проблему, и поэтому было принято решение по выделению дополнительного финансирования для капитального ремонта и реконструкции этого участка как одного из самых интенсивных», — рассказал Роман Старовойт. Он дополнил, что в 2012 году «Росавтодор» ввел 274 километра новых дорог, а на этот год запланировано еще 516 километров с финансированием 172,7 миллиарда рублей. На следующий год — 456 километров с финансированием 171 миллиард рублей.
Кирилл СЕРГЕЕВ