Транспортные обходы прирастают доходами

Интенсивное социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока — один из приоритетов государственной политики последних лет — требует соответствующей транспортной инфраструктуры.

Транспортные обходы прирастают доходами

Дмитрий ТУЛЕЕВ

Решение этой задачи заложено в Транспортной стратегии России на период до 2030 года и ее составляющей — Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», в рамках которой будет создана дорожная сеть для обеспечения развития потенциальных точек экономического роста. Предстоит существенно увеличить темпы строительства и реконструкции дорог, создать новую систему автомагистралей, обеспечивающих движение транзитных автомобильных потоков в обход населенных пунктов с подъездами к ним. Крупные проекты в рамках ФЦП успешно реализуются в Сибири. О них — в интервью начальника Федерального управления автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства (ФКУ «Сибуправтодор») Дмитрия ТУЛЕЕВА.

— Дмитрий Аманович, одно из условий эффективного развития транспортной системы — строительство обходов крупных городов. Как намерен развивать это направление «Сибуправтодор»?
 
— Это действительно очень актуальная тема для Сибири с ее активно развивающимся производством, наличием крупных индустриальных центров, где автомобильный трафик растет на глазах. Строительство обходов населенных пунктов позволяет увеличить пропускную способность, улучшить условия движения автотранспорта и снизить уровень аварийности. Очередной пример тому — Северный обход Новосибирска, который мы сдали в эксплуатацию чуть больше года назад. Общая протяженность участка автодороги — 76,4 километра, в его составе 10 транспортных развязок, 14 путепроводов и 11 мостов, включая внеклассный мост через Обь протяженностью 923 метра. Уверенно могу сказать, что большинство автовладельцев, особенно транзитных перевозчиков, активно пользуются этой дорогой и уже представить не могут, что когда-то было иначе. В среднем за сутки здесь проходит около 10 тысяч автомобилей, и больше половины из них — это большегрузный транзитный транспорт, который когда-то следовал по улично-дорожной сети Новосибирска, активно ее разрушая, создавая дополнительные пробки на дорогах и загрязняя атмосферу города. Кроме того, наличие хорошей дороги — современной, с цементобетонным покрытием — повысило инвестиционную привлекательность пригородных земель. Сейчас в районе Северного обхода, на землях, которые раньше практически не использовались, ведется комплексная застройка общей площадью 800 гектаров.
 
Восточный обход Новосибирска, строительство которого мы планируем начать в текущем году, не менее важен для города и для всего Западно-Сибирского региона. Эта дорога станет дублером участка трассы М-52 «Чуйский тракт», самой напряженной дороги Новосибирской области, соединяющей регион с Алтайским краем и Монголией. Сегодня интенсивность движения здесь — до 40 тысяч автомобилей в сутки. При условии стабильного финансирования, как в последние годы строительства Северного обхода, вполне реально построить первый этап Восточного обхода до 2016 — 2017 года. В данный момент мы заканчиваем подготовку рабочей документации и процедуру выкупа земельных участков в черте строительства первого этапа будущей автодороги, которая, согласно планам Федерального дорожного агентства, станет одним из крупнейших объектов международного транспортного коридора Восток — Запад. Кроме того, сегодня в стадии проектирования обход города Мариинска — крупного промышленного центра Кемеровской области и самого города Кемерово.
 
— В чем особенности строительства объездных дорог?
 
— Разумеется, мы закладываем в проект самые актуальные технологии и современные материалы. Долговечное цементобетонное покрытие мы использовали на всем протяжении Северного обхода Новосибирска и применим на Восточном обходе. Так же, как и разделительное бетонное ограждение «Нью-Джерси», обеспечивающее безопасность движения при разделении потоков, а также акустические экраны в границах населенных пунктов. Что касается проектных решений по Восточному обходу, — речь идет о трассе с двумя полосами движения в каждом направлении, современными транспортными развязками, мостами, эстакадами и путепроводами, управляемыми дистанционно системой освещения и информационно-измерительной метеосистемой, способной определять температуру покрытия, количество химикатов, сцепление и ряд других параметров, необходимых для контроля безопасности автодороги в условиях резкоконтинентального сибирского климата.
 
Многие задают вопрос — не возрастает ли стоимость дорожных работ при использовании новых технологий и материалов… В какой-то степени да, но эти затраты будут компенсированы увеличением межремонтных сроков, экономией энергоресурсов, снижением аварийности, повышением комфорта для водителей. Переход на инновационный путь развития — важнейшее требование нашего времени.
 
— Кроме строительства новых дорог, остаются и текущие направления — ремонт, реконструкция существующих магистралей. В условиях сибирского климата нужны ли здесь особые подходы?
 
Климат в Сибири резко континентальный, с перепадами температуры воздуха до двадцати градусов в сутки и глубиной промерзания почвы зимой до двух метров, за которым следует интенсивное таяние снега. Такие условия — настоящее испытание и для профессионализма дорожников, и для применяемых технологий и материалов. С начала 2012 года в контрактах с подрядными организациями мы выставляем обязательное требование о применении инновационных материалов и технологий. Способствует этому и планомерный рост федерального финансирования — в 1,6 раза по сравнению с 2012 годом. Общая протяженность участков ремонта в сети автодорог ФКУ «Сибуправтодор» в 2013 году составит 384 км. Капитальный ремонт будет произведен на 67 км федеральных автодорог в границах Новосибирской, Кемеровской, Омской и Томской областей. При этом возрастет применение таких материалов нового поколения, как износостойкие битумоминеральные открытые смеси (БМО) и современные полимерно-битумные вяжущие, что дает возможность получить более износостойкое, устойчивое к колееобразованию асфальтобетонное покрытие с повышенным коэффициентом сцепления.
 
При устройстве верхних слоев покрытий уже хорошо зарекомендовал себя щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) с еще более высоким содержанием щебня — до 80 процентов массы. Повышенное содержание битума в смеси препятствует проникновению влаги внутрь слоя, повышает устойчивость к старению, водостойкость, трещиностойкость и, в конечном счете, в полтора-два раза увеличивает долговечность покрытия. При устройстве шероховатой поверхностной обработки обязательным стало использование технологии синхронного распределения битума и щебня. Технология используется с 2010 года, и за это время эксперты отметили существенное повышение качества поверхностной обработки. При синхронном распределении вяжущего и щебня разрыв между этими операциями не превышает одной секунды, тогда как при традиционной методике занимает от 10 до 20 минут. Это можно назвать самым важным нововведением в практике устройства поверхностной обработки за последние двадцать лет.
 
— Насколько удается отслеживать качество работы подрядных организаций?
 
— Из года в год мы совершенствуем систему взаимодействия с подрядными организациями. В нынешнем году мы перешли с трехлетних государственных контрактов по содержанию федеральных дорог на пятилетние, комплексные контракты, в рамках которых подрядчики несут полную ответственность за весь спектр работ на своих участках — качество покрытия, разметка, освещение и так далее. Это упрощает контроль для нас и дает новые возможности дорожным организациям. Они могут планировать свою деятельность на длительный срок, в том числе по загрузке персонала, техническому и технологическому переоснащению. В то же время возросла и финансовая ответственность за неисполнение наших предписаний по устранению выявленных дефектов. Сумма штрафов в таких ситуациях может достигать 100 тысяч рублей.
 
Контроль качества дорожных работ мы усиливаем из года в год, производя планомерное техническое переоснащение лаборатории отдела контроля качества, где работают квалифицированные эксперты. Современное оборудование — в том числе приборы экспресс-контроля — позволяет тщательно отслеживать на объектах строительства и ремонта дорог плотность асфальтобетона, сцепление и так далее, а по такому параметру, как ровность покрытия, именно благодаря тщательному контролю мы добились на объектах капитального ремонта показателя в 99 процентов при требуемых 97. В конечном счете, тщательный контроль во многом определяет эффективное использование финансовых средств и ресурсов на каждом объекте.
 

 Беседовала Ольга КОЛОМЕЙЦЕВА

г. Новосибирск

Просмотров 8145

11.03.2013 15:56



Загрузка...

Популярно в соцсетях