Все о пенсиях в России

два дня назадГоликова рассказала, сколько оформивших пенсию россиян возвращаются к работе

24.04.2024Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

24.04.2024Как узнать размер будущей пенсии

Нужно заново осмыслить старое понятие «соцкультбыт»

21.02.2023 11:51

Чтобы уверенно смотреть вперед, в будущее, очень полезно и необходимо анализировать прошлое. Мы все понимаем, насколько сложным был для страны 2022 год, но он показал, на что способна строительная отрасль, если поставить ее на рельсы мобилизационной экономики.

У нас рекордные показатели по объемам и срокам возведения транспортной инфраструктуры. У нас отличные результаты по жилищному строительству и нацпроектам. Довольно сильно изменились сама организация и правовые механизмы управления градостроительным комплексом страны. Правительство занимается разработкой и внедрением новых, эффективных схем и инструментов для реализации строительных проектов, которые должны не только улучшить жизнь россиян, но и увеличить для бизнеса и бюджета отдачу от капитальных вложений в проекты.

После того как президент объявил мобилизацию экономики, главными для стройкомплекса остались направления «государственно-частное партнерство» и «жилищное строительство». Их нужно развивать и трансформировать дальше с учетом потребностей новой действительности.

Эти два направления, «жилищное строительство» и «государственно-частное партнерство», очень тесно связаны. К ним внимание всегда было особенно пристальным, а сегодня нужно еще больше объединить усилия государства и частного сектора. Именно их тандем, тесное взаимодействие способно укрепить суверенитет нашей экономики. То есть сделать отечественную экономику полностью независимой от западных санкций, а при необходимости и от иностранных поставок.

Сегодня наше экономическое развитие во многом зависит именно от сотрудничества бизнеса и государства. Строительная промышленность находится в частном секторе, больше 80% жилищного фонда приватизировано, а 90%, и даже больше, жилищного строительства осуществляется за счет частных инвестиций. Нам нужно поддерживать и укреплять взаимодействие частных строительных компаний и правительственных ведомств, выстраивать вертикаль доверия и ответственных решений на всех уровнях системы государственного и муниципального управления.

За государством законодательно определен конкретный функционал. Правительство берет на себя выбор и оформление земельных участков для строительства с учетом комплексного подхода к застройке и современных принципов градостроительного развития мегаполисов и малых городов.

Чтобы делать это эффективно, планирование городской застройки должно на несколько шагов опережать утверждение участков под конкретный проект. Город должен представлять себе, куда он развивается, видеть перспективы и иметь на руках данные о градостроительном потенциале различных его районов и пригородов.

Главной миссией остается создание удобных для жизни, работы и отдыха городских пространств. В центре современной градостроительной политики и ее правового сопровождения стоят потребности горожан. В эту миссию входит целый список первоочередных задач: создание инженерно-транспортной инфраструктуры, которая свяжет территории градостроительного развития, создание такой городской среды, которая обеспечит все социальные потребности жителей, сформирует полноценную, комфортную и безопасную застройку со всем необходимым комплексом услуг.

Заставляют все это работать законодательно закрепленные правовые инструменты, которые обязывают застройщиков и публичную власть соблюдать единый порядок комплексного освоения территорий. И тут приходится балансировать между интересами горожан, которым нужны нормальные дороги, водоснабжение, отопление, школы, детские сады и многое другое, и частными интересами владельцев недвижимости, которые, естественно, хотят получить от своей собственности максимально возможный доход.

Отмечу, что и на присоединенных новых территориях заработает разработанный нами единый градостроительный порядок созидательной социально ориентированной деятельности по комплексному развитию территорий и их благоустройству (ч. 1 ст. 1 ГрК РФ). То есть строить там мы будем по таким же принципам: дороги, качественное и доступное жилье, вся необходимая социальная и инженерная инфраструктура, места для отдыха и благоустроенная территория.

Когда мы говорим «доступное жилье», надо понимать, что мерой «доступности» является возможность приобрести и жить в предоставленном жилищном фонде.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) играет решающую роль в формировании современного жилищного фонда, решении квартирного вопроса и создании комфортной городской среды со всеми необходимыми по социальным стандартам услугами.

В Федеральном законе 2015 года уже есть определение государственно-частного партнерства, которое осуществляется на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения. Это соглашение о ГЧП обеспечивает доступность и повышает качество услуг, которые предоставляются населению. А также привлекает в экономику частные инвестиции. Закон регламентирует финансовые обязательства, которые берут на себя и частный, и публичный партнер, заключая это соглашение.

Но где закон, который гарантирует высокое качество и соблюдение стандарта предоставляемых услуг? Где закон, который регулирует отношения партнеров при создании и эксплуатации объектов комфортной городской среды? Где, наконец, современное определение объекта социальной инфраструктуры, крайне важного для развития всего общества?

Нужно заново осмыслить старое понятие «соцкультбыт». Только так мы сможем на законодательном уровне гарантировать, что человек всегда сможет купить все необходимое: от продуктов до оплаты цифровых услуг. Сомнительно, что без этого получится синхронизировать мероприятия программ комплексного развития инфраструктурного строительства и жилищного строительства через механизмы КРТ. Зачем тогда мы вводим в нашу жизнь такие понятия, как «умный дом» и «умный город», «зеленое строительство», и формируем к ним конкретные требования?

Строительство имеет, конечно, свою специфику. Результат деятельности в строительной сфере — это продукт, законченный построенный объект. Но сегодня мы не строим отдельные дома. Мы реализуем стратегию пространственного развития страны. А для этого должны согласованно работать документы социально-экономического развития и территориального планирования для всех уровней и строго по Градостроительному кодексу.

Поэтому основная задача предложенных законодательных инициатив — это включение в сферу влияния закона о ГЧП объектов жилого назначения. Чтобы решить вопрос доступности жилья для большей части наших граждан и усилить социальный аспект государственной жилищной политики.

Сегодня, при новых экономических реалиях, чтобы решить насущные градостроительные задачи, очень важно вовлекать частный капитал. Нужно формировать партнерские отношения на всех этапах жизненного цикла капитального объекта, от выбора участка и начала строительства, до его использования и поддержания в надлежащем виде. Таким образом, построенный объект станет полноценной частью комфортной и безопасной городской среды, которая ориентируется в первую очередь на человека и его потребности. Мы неоднократно и подробно обсуждали эту тему на заседания Экспертного совета, она продолжает быть одной из самых важных в нашей повестке.

ГЧП в строительной сфере можно стимулировать с помощью государственной налоговой политики. Также необходимо четко разграничить функции и ответственность за результат участников совместных проектов, которые ориентируются на социальную сферу.

Особая роль принадлежит Минстрою России, который совместно с созданными государственными институтами развития и Фондом развития территорий участвует в этой работе.

Справочно: № 224-ФЗ от 13.07.2015 «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»