Какой бы рыночной ни была экономика, какие бы либеральные законы в сфере экономического развития ни принимались, все равно невозможно представить себе государственный механизм без стратегического планирования.
Так считает и.о. председателя Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» (СОПС) Александр Шнайдер
Александр Григорьевич, в настоящее время Минэкономразвития разрабатывает стратегию пространственного развития России. Зачем вообще нужна подобная стратегическая программа, рассчитанная на долгие годы и, учитывая предыдущий опыт, не всегда реализуемая, — жизнь зачастую рушит все замечательные долгосрочные планы?
Визитная карточка
Родился в 1958 году. Доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии естественных наук. Член президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Автор более 150 научных трудов, 42 авторских свидетельств и патентов. Научный руководитель авторского коллектива - разработчика ряда федеральных и региональных программ и проектов, в том числе ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».
|
- Сама жизнь вынуждает нас заниматься пространственным обустройством страны. Проще говоря, мы должны знать, куда нам идти, что делать в случае развития тех или иных сценариев развития, на что именно в скором времени надо обращать первостепенное внимание, а что может подождать. Совет по изучению производительных сил разрабатывает планы пространственного развития страны со дня своего основания академиком Владимиром Ивановичем Вернадским. То есть ровно 100 лет назад началась такая работа, так что, можно сказать, сегодня мы празднуем юбилей. К сведению: именно СОПС осуществил разработку знаменитого советского плана ГОЭЛРО, генеральных схем развития СССР.
Большая территория, тысячекилометровые расстояния, проблемы транспортной доступности, рациональное использование человеческого потенциала, огромные запасы природных богатств, диктующие особые правила экономического поведения государства — все эти условия заставляли эффективно и продуманно распределять производственные силы по всей стране. В США подобная организация была создана годом позже, в 1916 году, а в Европе еще позднее. Совершенно очевидно, что крупнейшие развитые страны мира не могут обойтись без государственного планирования развития территории. А методов государственного воздействия на этот процесс множество — от системы налоговых льгот до бесплатного выделения земли частным лицам.
- Какие российские регионы предположительно могут стать опорными зонами — энергетическими, логистическими, оборонно-промышленными? Или, наоборот, не стоит делать ставку на развитие определенных территорий, выделяя их из числа существующих?
- В России уже создана похожая проблема — моногорода. Будет неправильно, если будем развивать еще и монорегионы. Разумеется, существуют опорные территории, которые таковыми и останутся. Но их наличие определено не только естественными, но и историческими факторами. Так, в начале сентября 1941 года президиумом АН СССР была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала для обороны страны. Ее председателем был назначен президент Академии наук СССР Владимир Леонтьевич Комаров, являвшийся одновременно председателем СОПС. В том, что в этом регионе существует мощнейшая оборонная промышленность, одна из основ обороноспособности государства, есть заслуга и этой комиссии. Академику за выполненный труд «Развитие народного хозяйства Урала в условиях войны» была присуждена Сталинская премия I степени.
В настоящее время такие регионы нуждаются в инновациях, причем в самом широком смысле этого слова. То есть развитие социальной, экономической, образовательной, управленческой и других сфер базируется на разнообразных нововведениях. Под «другими сферами» мы понимаем в том числе и развитие малого предпринимательства.
- Крайний Север, Арктика входят в число регионов приоритетного развития. Что нам нужно? Какие проекты будут разрабатываться на этих территориях?
- Арктический макрорегион — одно из главных направлений работы Совета по изучению производительных сил. Сейчас много спорят о значении Северного морского пути (СМП). Но Северный транспортный коридор, органично включающий в себя СМП, имеет не только бесспорную системообразующую роль в развитии Арктической зоны Российской Федерации, но и вполне четкие перспективы в качестве мировой транспортной магистрали. Есть еще целый ряд проектов, которые я бы назвал приоритетными, включая, например, арктический туризм и защиту природы региона от антропогенного воздействия.
- Другой стратегически важный регион — Дальний Восток. Одна из проблем развития региона — незаселенность края, нехватка рабочих рук. Какие меры могли бы стимулировать более рациональное распределение трудоспособного населения?
- Чтобы создать миграционные потоки на восток, недостаточно выделить там по нескольку гектаров, хоть это и очень важно. Нужна долгосрочная стратегия, разработанная в полном соответствии с Законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». По данным ученых СОПС, рассчитавших коэффициенты миграционного прироста по регионам России за период с 1990 по 2013 год, именно в восточных регионах миграционное сальдо практически в течение всего периода было отрицательным. Между тем планы надо выполнять, землю обрабатывать, продукцию перерабатывать и продавать.
Не случайно и Президент, и Правительство России уделяют столь пристальное внимание развитию восточных территорий страны. Что касается стимулирования развития потенциала края, то подготовлена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Ее, безусловно, надо выполнять без всяких оговорок и ссылок на «объективные трудности».
Сейчас, кстати, принято решение о выделении так называемого дальневосточного гектара тем, кто хочет обустроиться на Дальнем Востоке, для привлечения людских ресурсов… Но речь идет не только о переселении россиян на тихоокеанские земли и освоении богатых природными залежами территорий. Равномерное расселение жителей страны, безусловно, важная вещь. Но не менее важно и то обстоятельство, что Дальний Восток с притоком новых (надеюсь, квалифицированных) рабочих сил получит мощный толчок к устойчивому развитию. Появятся новые производства, заработают инфраструктурные, транспортные программы, улучшатся социальные показатели и тому подобное.
- Понятно, что сегодня динамика привлечения инвестиционного капитала в российские регионы по сравнению с предыдущими годами является отрицательной. Влияние западных санкций, рост инфляции, ослабление рубля, снижение уровня доходов населения — сейчас не лучшее время для инвестиций. Однако, наверное, есть исключения?
- Конечно, санкции и падение сырьевых цен негативно сказываются и на инвестициях, и на производстве. Однако когда этим прикрываются для оправдания собственной безынициативности, неумения эффективно работать, выделять среди множества проблем главные, то при любой конъюнктуре развитие региона будет стопориться. Подчас многое зависит от субъективных факторов, от усилий руководителей регионов, от его способности находить верные решения. Так, в Липецкой области в январе — июне текущего года индекс промышленного производства вырос, составив 101,7 процента. Здесь и средняя зарплата в обрабатывающих производствах увеличилась на 9 процентов — до 34 тысяч рублей, и уровень безработицы остается менее одного процента. Бывает, две соседние области, одни и те же природные условия, схожая численность населения, почти одинаковые по километражу территории, а результаты труда разные.
- А как в целом решить проблему равномерного распределения населения по российским регионам?
- Так ставить вопрос некорректно. Задача невыполнима. Тем более для страны, имеющей такую протяженность и такое разнообразие природных условий. Можно говорить лишь о том, чтобы «растянуть» плотность населения на восток. Но это стратегическая задача завтрашнего дня. Сегодня куда важнее остановить отток населения из восточных регионов, подготовиться к решению целого ряда новых экономических и социальных задач.
Беседовал Николай Лашкевич