Максим Орешкин: вышедшим из «тени» — льготный кредит

Сорок регионов получат гранты в 20 миллиардов, если нарастят экономический потенциал

Максим Орешкин: вышедшим из «тени» — льготный кредит

МАКСИМ ОРЕШКИН. Фото: ПГ / Игорь Самохвалов

Как выйти из затяжного финансового кризиса в регионах, одновременно стимулируя развитие их экономического и налогового потенциала в соответствии с принципами президентских «Основ государственной политики регионального развития до 2025 года», принятых в январе 2017?  Без преувеличения, эта задача стала одной из приоритетных для Совета Федерации в прошлом году и остаётся таковой в году нынешнем.

Меньше бумаг — выше доходы

Перевод теоретических законодательных приоритетов в практические результаты всегда был не самой сильной составляющей в экономической политике страны. И логично, что первое в 2018 году заседание Комитета по экономической политике Совета Федерации  было нацелено на вполне конкретную тематику —  проанализировать, как инвентаризировать законодательные и ведомственные акты, которые приводят, по словам  председателя комитета Дмитрия Мезенцева,  к необоснованным расходам региональных бюджетов, препятствуя развитию территорий.

Также  сенаторы обсудили меры, которые позволили бы субъектам Федерации максимально использовать экономический потенциал, сохраняя одновременно обоснованный и ненавязчивый контроль центральных министерств и ведомств. Заседание получило статус расширенного: экономика регионов с их многомиллиардными долгами сегодня находится в центре внимания законодательной и исполнительной властей, потому  отчитаться перед сенаторами о том, какие идеи будут заложены в  единый механизм стимулирования регионов, был приглашён Максим Орешкин, глава Министерства экономического развития России,  в рамках которого создан профильный штаб по формированию соответствующих рекомендаций.

Будет введён единый перечень показателей оценки эффективности — всего 24 взамен применявшихся раньше 56 показателей, при этом количество регионов, имеющих право на бюджетный грант по итогам развития будет увеличено с двадцати до сорока, а объём премиальных увеличивается до 20 миллиардов в год.

Максим Орешкин сообщил, что работа организована по трём направлениям: собственно инвентаризировать полномочия, чтобы минимизировать требования нормативных актов, которые приводят к дополнительным расходам и убрать дублирующие, когда, к примеру, федеральное ведомство требует установить тахометры на пассажирский автотранспорт в то время, как уже действует система ГЛОНАСС; создать единый механизм развития территорий, который полноценно заменит нынешние пятнадцать регулирующих методик, при этом не сводить стимулы только к налоговым льготам, но и расширять полномочия регионов, в частности, в сфере таможенной политики; и наконец совершенствовать принципы, которые стимулируют местные власти наращивать экономическое развитие.

С этой целью будет введён единый перечень показателей оценки эффективности  — всего 24 взамен применявшихся раньше 56 показателей, при этом количество  регионов, имеющих право на бюджетный грант по итогам  развития будет увеличено с двадцати до сорока, а объём премиальных  увеличивается до 20 миллиардов в год.  Важно, что местные власти могут расходовать гранты по своему усмотрению, не оглядываясь на федеральный центр.

Таким образом, по словам Орешкина, количество регулирующих документов будет пересмотрено в сторону сокращения по критериям их соответствия реальным нуждам регионов, власти которых получат максимальную самостоятельность в расходовании средств.

Сверху видно не всё

Это в теории. Но есть и реальность, которая пока сбивает финансовые показатели региональных бюджетов. Прежде всего это касается огромного количества самозанятых, а проще говоря, «теневиков», людей, успешно избегающих внимание фискальных органов: налоговые и социальные платежи от них не поступают, а расходы на «самозанятых», в частности, в Фонде обязательного медицинского страхования буквально разваливают региональные бюджеты. Александр Никитин, губернатор Тамбовской области, привёл такие цифры: в областном бюджете расходы на страхование формально неработающего населения увеличиваются в среднем на 700 миллионов в год без адекватного поступления социальных выплат от этого самого населения.

Люди ждут вполне конкретных улучшений в жизни, а не рекомендаций, какие нормативы должны быть в кабинетах чиновников.

Проблему не один раз обсуждали на самом высоком уровне, и Максим Орешкин обозначил кратко пути её решения: создавать через электронные платформы максимально комфортные условия для «теневиков», гарантируя, к примеру, возможность получать льготные кредиты.

«Люди ждут вполне конкретных улучшений в жизни, — подчеркнул в своём выступлении Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, — а не рекомендаций, какие нормативы должны быть в кабинетах чиновников». По  его словам, пока это сделать проблематично, учитывая, что из 24 миллиардов рублей областного бюджета губернатор имеет полномочия расходовать всего 1 миллиард. 

Другой, не менее важный момент, который необходимо учесть, определяя критерии успешности того или иного региона, — особенности формирования прибыли. В Тамбовской области, к примеру, аграрная продукция составляет четверть регионального валового продукта,  при этом сельхозпроизводители в значительной степени освобождены от налога на прибыль.

И такая ситуация, подчеркнул губернатор Александр Никитин, ставит область в заведомо проигрышное положение: сельхозпроизводство фактически растёт, а налогооблагаемая база — главный показатель эффективности по методике Минэкономразвития -  не меняется, шансов на гранты — минимум. В Томской области другая проблема — региональный валовый продукт наполовину формируется нефтегазовыми предприятиями, а налогов они с каждым годом платят всё меньше: если Роснефть три года назад перечислила в бюджет области 5,6 миллиарда рублей, то в 2018-м по плану поступит всего 1,8 миллиарда рублей…  

Словом, притирка федеральной теории к региональной практике в ходе обмена мнениями на заседании прошла, вне сомнения, успешно, выявив те особенности, которые по словам Орешкина, не всегда видны из федерального центра. Выводы сделаны тоже весьма практичные: Евгений Бушмин, первый заместитель председателя Совета Федерации, считает необходимым увеличить с 13 до 25 количество опорных территорий, участвующих в работе министерского штаба по совершенствованию региональной экономической политики. Также было решено рекомендовать всем сенаторам принять участие в этой работе, чтобы к сентябрю 2018 года, как намечено в Минэкономразвития, получить системный план действий.

Просмотров 12012

15.01.2018 16:17





Загрузка...

Популярно в соцсетях