Куда выведут новые концепции?
В марте высшее политическое руководство страны должно сделать выбор, по какой модели будет развиваться отечественная экономика.
Предложений хватает, но все они сводятся к одному вопросу: в какой степени и как государство должно влиять на экономику?
В марте высшее политическое руководство страны должно сделать выбор, по какой модели будет развиваться отечественная экономика. Предложений и идей хватает, но все они сводятся к одному вопросу: в какой степени и как государство должно влиять на экономику? Группа экономистов, которых принято называть «государственниками», считают, что власть должна организовать и контролировать процессы развития экономики в максимальной степени. Другая группа, условные «рыночники-монетаристы», напротив, полагают, что роль государства должна быть минимальной: рынок решит все проблемы сам.
ЧТО ВАЖНЕЕ — ДЕНЬГИ ИЛИ ТОВАРЫ
Напомним, что разговоры о том, что экономика несовершенна и воспроизводит известные в истории колониальные и полуколониальные моноэкономики (зависимые от экспорта одного продукта или товара, Г например какао или каучука), ведутся, наверное, лет двадцать. С того момента, когда экономисты и политики стали осознавать, какие последствия принесли «либеральные реформы» начала 90-х. Именно разговоры, ибо дальше констатации фактов дело не двигалось. «Гайдаровская модель» сохранилась вплоть до последнего времени, правда, с некоторыми косметическими изменениями: если раньше сырье и немногочисленную продукцию высокого передела из России вывозили за бесценок, улучшая платежный баланс западных стран (сделка с высокообогащенным ураном, к примеру), то в последние годы сверхдоходами от экспорта углеводородов мы просто кредитуем экономику США.
«Сырьевая модель позволяет политическому классу существовать без относительных забот некоторое время, гарантируя зыбкую социальную стабильность, — считает доктор экономических наук Валентин Катасонов. — Но этот период быстро заканчивается. И государство, не проводящее структурных изменений в пользу высокоприбыльных технологических отраслей, становится уязвимым от внешних воздействий, превращаясь, по существу, в марионетку более сильных мировых политико-экономических кланов».
Достаточно высокие цены на нефть создавали иллюзию, что либеральная экономическая модель в стиле Адама Смита вполне пригодна для России. Это слабо стимулировало исполнительную власть, чтобы сформировать новые концепции, которые учитывали бы наступление следующей информационно-технологической эры, в корне меняющей все цивилизационное развитие.
Паллиативные меры вроде отсечения нефтяных сверхдоходов и скупка на них американских ценных бумаг или долларов США не только не решали проблемы экономики, но даже обостряли их. Ведь эти средства — всего около триллиона долларов, — вместо того чтобы развивать новые секторы отечественной промышленности и села, финансировать строительство современных заводов, осуществляя ту самую структурную перестройку, стали косвенными инвестициями в западную экономику, структурно подстраивая ее под критерии нового технологического уклада.
Спор «товарников-производителей» и «монетаристов-финансистов» имеет многовековую историю, вывод из которой, как доказывает опыт Китая и, к примеру, ОАЭ или Кувейта, заключается в том, что производство товаров приоритетно, а финансы сами по себе стоят не дороже бумаги, на которой изготовлены, и ни в коей мере не могут претендовать на роль товара, являясь счетными единицами для обслуживания материальных потоков. Проще говоря, в случае какого-либо кризиса долларами людей не накормишь, а евро в пушку не зарядишь.
Верность этой нехитрой истины стала очевидной в 2014 году, когда против России ввели экономические санкции. И стало ясно, что долларовые сверхдоходы, сложенные в фонды развития, не помогут оперативно возместить потери продовольствия от контрэмбарго, а также мгновенно нарастить выпуск или закупку оружия в случае, не дай бог, военного обострения… Экономика, которая растет, развивая материальное производство, оказывается сильней, надежней и стабильней, чем экономика, надувающая «фиктивный капитал» и осуществляющая спекулятивно-посреднические операции на валютных биржах. (Замечу, что в США примерно 30-35 процентов ВВП составляют именно такой вид деятельности, и именно это в немалой степени предопределило, что на президентских выборах 2016 года победил противник ведущей роли банковского капитала — «промышленник» Трамп.
РОССИЯ НЕ ВЕРХНЯЯ ВОЛЬТА
Но вернемся к нашей действительности. Итак, в последние два года стало особенно ясно, что нынешняя схема экономики эффективна лишь при высоких ценах на нефть. Стоило повеять холодным ветрам политического противостояния — и надо было думать не о развитии, а о том, как с минимальными потерями выйти из кризиса.
В итоге в июне 2016 года был создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, который должен определить и реализовать новую экономическую стратегию с горизонтом в 30-50 лет.
К тому времени оформились две группы разработчиков: условные рыночники-«традиционалисты», идейно возглавляемые Алексеем Кудриным. Их оппоненты — «производственники-обновленцы», представленные Столыпинским клубом, в частности советником Президента РФ, академиком Сергеем Глазьевым, омбудсменом по правам предпринимателей Борисом Титовым и другими известными экономистами и управленцами. Сходные со столыпинцами взгляды имеют и многие члены Совета Федерации с неформальным лидером Сергеем Калашниковым, создавшие оригинальную программу развития регионов, а также партийные экономисты из КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России»: у всех этих групп были принципиально одинаковые оценки текущего состояния экономики и рекомендации, как ее развивать.
Поручение участвовать в создании новой экономической модели в апреле 2016 года получил Алексей Кудрин, которого Владимир Путин вернул в большую политику, предложив возглавить Центр стратегических разработок, одновременно с назначением на позицию заместителя руководителя Экспертного совета при Президенте РФ. А чуть позже, в июле, президент Путин с той же целью обязал своего помощника Андрея Белоусова изучить и проанализировать программу Столыпинского клуба.
Что же предлагают Алексей Кудрин и его единомышленники? В январе 2016 года в ходе Гайдаровского форума он детально обозначил контуры своей концепции, основываясь на довольно точном описании сложнейшей ситуации в экономике. Нельзя не согласиться и с заявленными ориентирами: повысить до 3-4 процентов рост ВВП, а также провести структурную перестройку экономики (где, по словам экономиста, за последние десять лет сложилось катастрофическое отставание в инновационно-научных отраслях, в то время как на Западе именно эти сферы получили опережающее развитие). Все верно, если забыть тот факт, что в 20042005 годах именно Кудрин в ранге министра финансов и возглавляемая им комиссия по оптимизации бюджетных расходов полностью сократили бюджетное финансирование фундаментальной науки и ощутимо, на миллиарды рублей, уменьшили расходы на образование. А чуть позже тот же министр Кудрин начал вкладывать сверхдоходы от нефти в американскую экономику и — не исключено — в американские исследовательские центры, скупая доллары и ценные бумаги США!
При этом Алексей Кудрин выделил два приоритета в расходах федерального бюджета — вкладываться в «человеческий капитал» и развивать транспортно-логистическую сеть. Но Россия не условная Верхняя Вольта. У нас нет сплошной безграмотности, достаточно высок и уровень медицинского обслуживания, и квалификация рабочей силы. Да и дорог хватает…
Но как конкретно достичь поставленных целей? Ответ, по Кудрину, известен и не нов: развивать частную инициативу и сокращать роль государства, федеральные инвестиционные программы которого, по словам другого разработчика из кудринской команды, Владимира Мау, абсолютно неэффективны. Подобные предложения не сопровождаются никакими конкретными расчетами и определением приоритетов, которые дали бы рост прибыли и инновационные прорывы.
Есть и другое противоречие: обосновывая необходимость сокращать до минимума участие государства в экономических процессах, Алексей Кудрин одновременно предлагает… усиливать его роль через расширение функций на основе «электронной платформы». Как она будет действовать и какие государственные сервисы выполнять — непонятно. Это «государство-платформа» и «форсированная цифровизация всех процессов», пожалуй, единственное новшество в программе Кудрина. Остальное известно, и в той или иной форме уже было опробовано в отечественной экономике. С результатами можно ознакомиться, изучив данные Росстата или Минэкономразвития. А еще лучше — Счетной палаты, которая анализирует эффективность бюджетных расходов и каждый год фиксирует триллионные суммы потерь. Известный экономист Григорий Ханин посчитал, что за годы либеральной политики экономика потеряла основных фондов на 450 триллионов рублей, или около 60 процентов производственного потенциала! Для сравнения, в Великую Отечественную войну этот показатель составил 36 процентов.
ЗАЧЕМ ЛИБЕРАЛЫ ВРУТ ПРЕЗИДЕНТУ
Программы оппонентов Кудрина — объединим их условно под названием концепции Столыпинского клуба — построены на вполне конкретных экономических выкладках и предложениях, как их реализовать, создав новую организационно-управленческую структуру. Если коротко — необходимо выделить сферы, в которых Россия сможет успешно конкурировать на мировых рынках: это практически все виды машиностроения, энергетика, химическая и оборонная промышленность, сельское хозяйство, атом- пром и некоторые другие. И приоритетно развивать их, а также в первую очередь информационные технологии, не забывая, впрочем, и об отраслях, прямо работающих на потребительский рынок.
Параллельно необходимо запустить новые механизмы в экономике, осуществляя инвестиционные программы стратегического уровня через впервые создаваемые комплексные институты развития, включающие научно-производственное ядро и финансово-экономический сектор по каждому направлению с жестким, хорошо просчитанным планированием и оценкой результатов по всей технологической цепочке — от добычи сырья до выхода на потребительский рынок. Финансировать такие программы необходимо через федеральное казначейство, безо всякого участия коммерческих банков, которые должны зарабатывать себе прибыль, кредитуя частный бизнес. При этом необходимо ограничить контролирование валютных торгов, введя налог на прибыль с валютообменных операций, ибо основной вклад в раскручивание инфляции вносят биржевые спекулянты, наживающие десятки миллиардов рублей, не обеспеченных адекватным производством товаров и услуг.
Одновременно, как считают столыпинцы, нужно осуществлять целевую эмиссию, наполняя экономику деньгами по полтора-два триллиона рублей в год и низкой ключевой ставкой Центробанка в полном соответствии с одним из основных постулатов монетаризма: экономический спад преодолевается дешевыми и доступными деньгами, которые запускают ту самую частную активность населения.
Все эти факторы в совокупности простимулируют не только потребительский спрос как источник инвестиций, но и привлекут в качестве капиталовложений в общей сложности 50 триллионов депозитов физических и юридических лиц, которые пока лежат без движения, создавая профицит банковской ликвидности: не хотят предприниматели реального сектора экономики брать кредиты под заоблачные проценты.
Концепция столыпинцев, если ее положения будут реализованы комплексно и одновременно, утверждают ее разработчики, выведет страну на траекторию устойчивого экономического роста в пять-шесть процентов годовых, при этом не потребуется усиливать фискальное давление и ограничивать социальные расходы, жизненный уровень населения будет сохранен и повышен.
Кажется, по всем критериям выбор должен быть ясен. Однако не все так очевидно: экономическая логика не всегда совпадает с вектором политических обстоятельств. А этот вектор сегодня по-прежнему определяют влиятельные финансово-промышленные группы, интегрированные в международный капитал. У них громадные лоббистские возможности.
Так что, вероятнее всего, «на выходе» в качестве новой экономической модели будет предложен компромиссный вариант, сочетающий предложения обновленцев-столыпинцев в сильно усеченном виде на базе концепции Центра стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным. В таком случае остается одна надежда, что вытянет нефть-кормилица, как это уже бывало неоднократно в новейшей истории России.