Депутаты отстаивают права тех, кто находится в отпуске по уходу за ребенком, на оплачиваемый проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года за счет средств работодателя. Речь идет не только о женщинах, но и о работниках в целом. Ведь по Трудовому кодексу присматривать за ребенком до трех лет может любой член семьи, в том числе бабушки, дедушки или другие родственники.
Уже несколько месяцев Ямал пытается решить проблему, общую для всех северных регионов, а это ни много ни мало — треть всей России. «Крайними» на Крайнем Севере оказались те, кто просто обязан быть обласкан государством. Человек родился! Казалось бы, самое время заложить фундамент крепкого здоровья и будущей успешной учебной деятельности ребенка. Но вывезти малыша на солнце, окунуть в теплую морскую волну, вдосталь накормить клубникой и овощами с грядки мешает законодательная казуистика.
Здоровье детей является одной из наиболее значимых проблем Севера. Показатели заболеваемости детей северных регионов страны выше среднероссийского уровня и последние десять лет имеют тенденцию к росту. Как справедливо отмечают разработчики законопроекта, дети, проживающие в районах Крайнего Севера, развиваются в сложных природно-климатических и медико-биологических условиях, и принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию основ социальной защиты этой категории граждан.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации,
помимо женщины отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, бабушкой, дедушкой, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. По мнению ямальских парламентариев гарантия, предоставляемая законодательной инициативой, должна быть распространена и на указанных лиц.
|
По действующему законодательству право на льготный проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в организации. Льгота распространяется и на членов его семьи. И эта норма работодателем выполняется неукоснительно. Но как только в семье появляется ребенок, поездка в отпуск становится настоящей головной болью. Вместо того чтобы петь колыбельные, родитель вынужден бегать в отдел кадров и писать бесконечные заявления. Сначала о том, что он прерывает отпуск по уходу за ребенком, потом о том, что просит предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, а по возвращении из теплых краев вновь требовать предоставления отпуска по уходу за ребенком. Спросите — почему? Ответ прост: чтобы реализовать свое право на компенсацию проезда к месту отдыха. В «законодательную вилку» попали работники всех северных регионов. Исключение составляют только Коми, Сургут и Ямал. Принятые в этих субъектах постановления и законы гарантируют эту льготу лицам, присматривающим за детьми до трех лет. Правда, и здесь есть законодательные ограничения.
«На Ямале с 2004 года действует региональный закон, который гарантирует это право работникам организаций, финансируемым из окружного бюджета. К сожалению, он не распространяется на федеральных служащих. Согласитесь, получается странная ситуация: женщины, живущие в одном и том же городе, на одной и той же улице, но работающие в структурах разного подчинения, оказываются в неравном положении. На наш взгляд, в этом есть некая социальная несправедливость, которую мы хотели бы устранить», — комментирует заместитель председателя Законодательного Собрания Ямала, председатель Комитета по социальной политике и ЖКХ Елена Зленко.
Трудовое законодательство разграничивает понятие ежегодного оплачиваемого отпуска и иных отпусков. Согласно статьям 114 и 256 Трудового Кодекса РФ отпуск по уходу за ребенком не является ежегодным оплачиваемым отпуском, а поэтому лица, находящиеся в таких отпусках, не имеют права на льготный проезд к месту отдыха. Но зато имеют право на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска. Законодательство даже создает для этого благоприятные условия — отпуск предоставляется независимо от стажа работы у работодателя. Нет смысла скрывать, что федеральные законодатели проявили чудеса изворотливости и, действуя исключительно в интересах малолетних детей, нашли возможность обойти законодательные препоны. Придуманные бюрократические кружева позволяют женщине отвоевать право на льготный проезд в то время, когда родившийся на Севере ребенок больше всего в нем нуждается. Однако у этого «изобретения» есть обратная сторона. Как только женщина начинает играть в сложную схему бесконечных заявлений, она теряет право на пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое Фондом социального страхования РФ. С одной стороны, она получила возможность бесплатно выехать к месту оздоровления ребенка, с другой — лишилась детского пособия.
Заместитель председателя Законодательного Собрания Ямала, председатель Комитета по социальной политике и ЖКХ Елена Зленко
|
Ямальские парламентарии проблему понимают, как понимают и сложность продвижения законодательной инициативы. В составе рабочей группы экономисты, юристы, финансисты и депутаты, которые сообща ищут формулировку в дополнение статьи 325 ТК РФ, которая исключила бы двоякое толкование и освободила от излишней бюрократии.
«Для выдвижения законодательной инициативы необходимо ее финансово-экономическое обоснование. Мы готовим расчеты не только по своему субъекту — Ямало-Ненецкому автономному округу. К работе над документом планируется привлечь федеральные структуры большинства северных регионов. Нужно четко понимать, сколько в среднем женщин находится в отпусках по беременности, родам и уходу за ребенком. Понятно, что уровень рождаемости в регионах различный. Именно поэтому мы и стремимся найти некую формулу, которая позволит прогнозировать процент работников, претендующих на эту льготу в зависимости от штатной численности организаций. Конечно, мы понимаем, что эта инициатива связана с увеличением расходов федерального бюджета. Это особенно сложно сделать сейчас, когда Россия вынуждена жить в условиях санкций Евросоюза. Но речь идет о будущем поколении, и мы обязаны сделать все возможное для ее реализации», — считает Елена Зленко. Если бы такие обоснования подготовили все субъекты, территории которых относятся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, работа над документом явно ускорилась бы.
Следует отметить, что проект законодательной инициативы о внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации ямальскими парламентариями направлялся в аппараты Государственной Думы и Совета Федерации для получения экспертного заключения. Федеральный законодатель проблему понимает, и это обнадеживает. Экспертные заключения на подготавливаемые Законодательным Собранием ЯНАО изменения в статью 325 Трудового Кодекса уже дали Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Комитет Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.
В случае принятия положительного решения можно прогнозировать не только стабилизацию социального настроения в обществе, но и рост рождаемости в северных регионах и реальное исполнение закона. Для всех.
Лилия Горохова