"Крайние" на Крайнем Севере

Ямальские парламентарии работают над поправками в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Их инициатива призва­на устранить правовой пробел в части сохранения государственных гарантий северян, предусмотренных федеральным законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севе­ра и приравненных к ним местностях»

"Крайние" на Крайнем Севере  
Депутаты отстаивают права тех, кто находится в отпуске по ухо­ду за ребенком, на оплачивае­мый проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года за счет средств работодателя. Речь идет не только о женщинах, но и о работниках в целом. Ведь по Трудовому кодексу присма­тривать за ребенком до трех лет мо­жет любой член семьи, в том числе бабушки, дедушки или другие род­ственники.
 
Уже несколько месяцев Ямал пы­тается решить проблему, общую для всех северных регионов, а это ни много ни мало — треть всей России. «Крайними» на Крайнем Севере оказа­лись те, кто просто обязан быть обла­скан государством. Человек родился! Казалось бы, самое время заложить фундамент крепкого здоровья и будущей успешной учебной деятельности ребенка. Но вывезти малыша на солн­це, окунуть в теплую морскую волну, вдосталь накормить клубникой и ово­щами с грядки мешает законодатель­ная казуистика.
 
знакЗдоровье детей является одной из наиболее зна­чимых проблем Севера. Показатели заболеваемости детей северных регионов страны выше среднероссийского уровня и последние десять лет имеют тенденцию к росту. Как справед­ливо отмечают разработчики законопроекта, дети, проживаю­щие в районах Крайнего Севера, развиваются в сложных природ­но-климатических и медико-био­логических условиях, и принятие законопроекта будет способство­вать совершенствованию основ социальной защиты этой катего­рии граждан.
 
В соответствии с Трудовым ко­дексом Российской Федерации,
помимо женщины отпуска по уходу за ребенком могут быть исполь­зованы полностью или по частям отцом ребенка, бабушкой, дедуш­кой, другим родственником или опекуном, фактически осущест­вляющим уход за ребенком. По мнению ямальских парламента­риев гарантия, предоставляемая законодательной инициативой, должна быть распространена и на указанных лиц.
По действующему законодательству право на льготный проезд к месту от­дыха и обратно один раз в два года возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в организации. Льгота распро­страняется и на членов его семьи. И эта норма работодателем выполняет­ся неукоснительно. Но как только в семье появляется ребенок, поездка в отпуск становится настоящей голов­ной болью. Вместо того чтобы петь ко­лыбельные, родитель вынужден бегать в отдел кадров и писать бесконечные заявления. Сначала о том, что он пре­рывает отпуск по уходу за ребенком, потом о том, что просит предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск, а по возвращении из теплых краев вновь требовать предоставления отпуска по уходу за ребенком. Спросите — поче­му? Ответ прост: чтобы реализовать свое право на компенсацию проезда к месту отдыха. В «законодательную вилку» попали работники всех север­ных регионов. Исключение составляют только Коми, Сургут и Ямал. Принятые в этих субъектах постановления и за­коны гарантируют эту льготу лицам, присматривающим за детьми до трех лет. Правда, и здесь есть законодатель­ные ограничения.
 
«На Ямале с 2004 года действует ре­гиональный закон, который гарантиру­ет это право работникам организаций, финансируемым из окружного бюдже­та. К сожалению, он не распространя­ется на федеральных служащих. Согла­ситесь, получается странная ситуация: женщины, живущие в одном и том же городе, на одной и той же улице, но работающие в структурах разного подчинения, оказываются в неравном положении. На наш взгляд, в этом есть некая социальная несправедливость, которую мы хотели бы устранить», — комментирует заместитель председа­теля Законодательного Собрания Яма­ла, председатель Комитета по социаль­ной политике и ЖКХ Елена Зленко.
 
Трудовое законодательство разгра­ничивает понятие ежегодного оплачи­ваемого отпуска и иных отпусков. Со­гласно статьям 114 и 256 Трудового Ко­декса РФ отпуск по уходу за ребенком не является ежегодным оплачиваемым отпуском, а поэтому лица, находящие­ся в таких отпусках, не имеют права на льготный проезд к месту отдыха. Но зато имеют право на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска. Законодательство даже создает для этого благоприятные условия — отпуск предоставляется независимо от стажа работы у работодателя. Нет смысла скрывать, что федеральные законода­тели проявили чудеса изворотливости и, действуя исключительно в интересах малолетних детей, нашли возможность обойти законодательные препоны. При­думанные бюрократические кружева позволяют женщине отвоевать право на льготный проезд в то время, когда родившийся на Севере ребенок больше всего в нем нуждается. Однако у этого «изобретения» есть обратная сторона. Как только женщина начинает играть в сложную схему бесконечных заяв­лений, она теряет право на пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое Фондом социального страхования РФ. С одной стороны, она получила воз­можность бесплатно выехать к месту оздоровления ребенка, с другой — ли­шилась детского пособия.
 
Зленко
Заместитель председателя Законодательного Собрания Ямала, председатель Комитета по социальной политике и ЖКХ Елена Зленко
Ямальские парламентарии пробле­му понимают, как понимают и слож­ность продвижения законодательной инициативы. В составе рабочей груп­пы экономисты, юристы, финансисты и депутаты, которые сообща ищут формулировку в дополнение статьи 325 ТК РФ, которая исключила бы дво­якое толкование и освободила от из­лишней бюрократии.
 
«Для выдвижения законодатель­ной инициативы необходимо ее фи­нансово-экономическое обоснование. Мы готовим расчеты не только по своему субъекту — Ямало-Ненецкому автономному округу. К работе над документом планируется привлечь федеральные структуры большинства северных регионов. Нужно четко по­нимать, сколько в среднем женщин находится в отпусках по беременно­сти, родам и уходу за ребенком. По­нятно, что уровень рождаемости в регионах различный. Именно поэтому мы и стремимся найти некую форму­лу, которая позволит прогнозировать процент работников, претендующих на эту льготу в зависимости от штат­ной численности организаций. Конеч­но, мы понимаем, что эта инициати­ва связана с увеличением расходов федерального бюджета. Это особенно сложно сделать сейчас, когда Россия вынуждена жить в условиях санкций Евросоюза. Но речь идет о будущем поколении, и мы обязаны сделать все возможное для ее реализации», — считает Елена Зленко. Если бы такие обоснования подготовили все субъек­ты, территории которых относятся к районам Крайнего Севера и прирав­ненным к ним местностям, работа над документом явно ускорилась бы.
 
Следует отметить, что проект зако­нодательной инициативы о внесении изменений в статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации ямальскими парламентариями направлялся в аппараты Государственной Думы и Совета Федерации для получения экс­пертного заключения. Федеральный законодатель проблему понимает, и это обнадеживает. Экспертные заклю­чения на подготавливаемые Законода­тельным Собранием ЯНАО изменения в статью 325 Трудового Кодекса уже дали Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Комитет Гос­думы по региональной политике и про­блемам Севера и Дальнего Востока.
В случае принятия положительно­го решения можно прогнозировать не только стабилизацию социального на­строения в обществе, но и рост рожда­емости в северных регионах и реаль­ное исполнение закона. Для всех.
 
Лилия Горохова

Просмотров 2650

05.10.2014

Популярно в соцсетях