Космодромы строим, но Енисей уже не перекрываем
Промышленное строительство в нашей стране переживает далеко не лучшие времена
У ученых-экономистов есть безошибочный показатель, с помощью которого они оценивают перспективы той или иной экономики, — это темпы и объемы строительных работ. Зависимость здесь простая, но жесткая: если в планах предусмотрено ввести в число действующих многие промышленные и гражданские объекты соответственно размерам страны и численности населения, то темпы прироста национального богатства и повышения социальных стандартов долговременны и стабильны. И наоборот, вялая инвестиционная активность в реальном секторе экономики предвещает скорую стагнацию и падение жизненных показателей. В этом смысле строительство весьма чувствительная к предкризисным явлениям отрасль: она первая начинает падать, когда экономический коллапс вынуждает частных и государственных инвесторов перебрасывать деньги с долгосрочных проектов на текущие потребности.
ВЕЛИКИЕ СТРОЙКИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Если принять за основу эти критерии, то нетрудно сделать вывод: советская экономика имела беспрецедентный потенциал развития в мирное время, а в ходе Великой Отечественной войны именно строительство обеспечило экономический фундамент Победы, в короткие сроки создав, что называется, в чистом поле десятки новых промышленных объектов.
За 1918-1980 годы в промышленность СССР было вложено около двух триллионов рублей (в ценах 1961 года, что эквивалентно примерно 600 триллионам сегодняшних), половина из этой суммы приходилась на строительно-монтажные работы. Советские строители за этот период построили заново и восстановили около 65 тысяч крупных промышленных объектов уровня Норильского горно-металлургического комбината (ныне «Норникель» — собственность олигарха Владимира Потанина), Новолипецкого металлургического комбината (собственность олигарха Владимира Лисина), Череповецкого металлургического комбината (собственность олигарха Алексея Мордашова), Горьковского автомобильного завода (собственность олигарха Олега Дерипаски), каскада волжских и сибирских гидроэлектростанций и других «великих строек коммунизма». В среднем за год в Советском Союзе вводили в строй 300-400 крупных промышленных объектов, не считая сельских и мелиоративных строек, а также оборонных и специальных мощностей.
За 1918-1980 годы в промышленность СССР было вложено около двух триллионов рублей (в ценах 1961 года). Половина из этой суммы приходилась на строительно-монтажные работы»
Неудивительно, что темпы роста ВВП в советские годы достигали 13-15 процентов, а экономика СССР уже к исходу 30-х годов прошлого века заняла второе место в мире, уступая лишь США.В отрасли к 1990 году было занято около 14 процентов от общей численности трудящихся, в том числе по РСФСР — около пяти миллионов человек, которые обеспечивали почти одиннадцать процентов валового внутреннего продукта. Три тысячи строительно-монтажных трестов были объединены в 14 профильных министерств. Это без учета подразделений, которые функционировали при отраслевых структурах — Минсредмаш (Атомстрой), Минобороны (Спецстрой), Минхимпром (Химстрой) и других.
Но не только объемами и масштабом работ выделялись советские строители: они освоили и провели совершенно уникальные и беспрецедентные в международной практике строительные и монтажные работы. Были сооружены Останкинская башня, высотные плотины на Памире, проложены каналы в пустынях, сооружались глубоководные пирсы, подземные центры управления на глубинах до 150 метров, пусковые шахты стратегических ракет, тысячекилометровые линии электропередачи и многие другие объекты, которые до сих пор не имеют аналогов в мире.
Высокий уровень научно-технических разработок поддерживало около 150 отраслевых научно-исследовательских учреждений, а также академические институты, которые по заданию головного Госстроя СССР проводили фундаментальные исследования, создав ряд уникальных строительных материалов.
Все это в совокупности обуславливало высокую конкурентоспособность советских подрядчиков на мировом рынке: в 1960-1990 годах отечественные строители трудились более чем в 30 странах, соорудив около сотни мощных промышленных объектов с жилой инфраструктурой и коммуникациями — металлургические заводы, электростанции, нефтяные промыслы и нефтеперегонные заводы. При этом необходимо подчеркнуть, что заказы наши организации, как правило, выигрывали на конкурсной основе, соперничая с ведущими западными подрядными фирмами.
Бесспорно, и в те годы строительная отрасль не была свободна от недостатков. Не очень квалифицированное планирование приводило очень часто к росту долгостроев, которые вкупе с грубейшими экономическими ошибками середины — конца 80-х превратились в бич отрасли. Идеологическое давление, выражавшееся в том, что большинство значимых строек стремились
завершить не в плановые сроки, а к праздничным датам или к началу партийно-государственных мероприятий, приводило к тому, что снижалось качество работ, а формально принятые госкомиссией производственные мощности еще долго не могли заработать в полную силу.
Другая особенность советского строительства — язык не поворачивается назвать ее недостатком — приоритет промышленного строительства над гражданским. Такова была генеральная концепция развития, согласно которой приоритетно развивалось производство средств производства, а производству средств потребления предназначался остаточный принцип. И несмотря на то что жилищное строительство в СССР развивалось опережающими темпами (до 75 миллионов квадратных метров жилья в год по РСФСР), которые до сих пор не превзойдены в современной России, недостаточное внимание к выпуску потребительских товаров сыграло крайне негативную роль, обусловив одну из причин, по которой распался Советский Союз.
Тем не менее, советские строители оставили прекрасный задел для своих российских наследников: не только богатый опыт создания уникальных объектов и массового промышленно-гражданского строительства, но и развитую инфраструктуру, и квалифицированные кадры, и научно-техническую базу, по тем временам вполне современную и обеспечивающую подрядные организации передовыми технологиями и строительными материалами и оборудованием.
ЖИЛЬЕ СТРОИМ, С ЗАВОДАМИ ХУЖЕ
В постсоветский период строительная отрасль в большой степени утратила свои достижения и конкурентные качества. Это неудивительно: строительство никогда не было самостоятельной отраслью, выполняя функциональные задачи по развитию промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Пришли в упадок практически все сложные машинотехнические производства, переориентировались с переработки сырья на его экспортные поставки в добывающих отраслях и топливно-энергетическом комплексе — и профильные строительные министерства и подрядные организации прекратили свою деятельность. К 2015 году отраслевая доля в ВВП составила пять процентов, в основном за счет гражданского строительства. Правда, необходимо помнить и об особенностях отечественной статистики: она не учитывает сохранившиеся в ТЭК, энергетике и оборонке подрядные работы, включая их в базу данных соответствующих ведомств.
Тем не менее, из многоотраслевого мощного комплекса строительство трансформировалось в структуру, ограниченную пятью-шестью специализациями: гидростроительство, энергетика и ТЭК, транспортное и дорожное строительство, гражданское строительство, оборонка…
Временные коллективы пришли на смену мощным, в десятки тысяч квалифицированных рабочих и специалистов, подрядным организациям, а строительная база — цементные заводы, сталемонтажные предприятия, производство кирпичей и бетона, строительное и дорожное машиностроение и прочее — сократилась минимум в два раза по объему и в десятки по номенклатуре производимой продукции, вытесненной импортом. У государства не осталось целевых задач для строителей. Минстрой России курирует лишь семь федеральных целевых программ, только одна из которых является чисто строительной — «Жилище» на 2015-2020 годы.
Впрочем, разукрупнение строительных организаций и сужение поля их деятельности имели и позитивные последствия: стало возможным гибко маневрировать подрядными организациями, перебрасывая их на новые места, что достаточно важно, когда речь идет о работах в Сибири и на Дальнем Востоке, как предусмотрено рядом государственных программ по развитию топливно-энергетического комплекса. А рынок труда гарантирует высокие критерии для отбора новых кадров при комплектовании строительных организаций.
У государства не осталось целевых задач для строителей. Минстрой России курирует лишь семь федеральных целевых программ, только одна из которых является чисто строительной»
Разумеется, строители сами по себе не могут обеспечить опережающее развитие экономики. Они выполняют задачи, которые перед ними ставят заказчики. А в этом отношении ситуация достаточно непростая: из нескольких десятков крупных, стоимостью свыше десяти миллиардов рублей в ценах 2012 года, российских проектов в части строительства лишь считанные единицы — это новые объекты, такие как мост через Керченский пролив или Центральная кольцевая автомобильная дорога. И те связаны либо с транспортной инфраструктурой, либо с экспортными сырьевыми отраслями. В промышленности, исключая оборонку, подрядчики либо реконструируют, либо наращивают, либо модернизируют действующие производственные мощности. Новых заводов, фабрик или комбинатов с торжественными пусками и подсчетами экономического эффекта давно уже не сооружают.Понятно, что в рыночной экономике промышленные гиганты не востребованы, но в таких условиях строителям непросто осваивать новые технологии и использовать передовые строительные материалы и оборудование, которое сейчас во все возрастающих масштабах применяют в развитых странах.
Неудивительно, что свои подрядные программы, в частности в зонах опережающего развития и экономических кластерах, зарубежные инвесторы предпочитают решать, опираясь на собственные строительные организации: около 20 процентов работ в промышленном строительстве сегодня осуществляется зарубежными структурами.
Иначе складывалась ситуация вплоть до последних лет в гражданском строительстве. По объемам ввода жилья российские строители вплотную приблизились к советским достижениям: 70 миллионов квадратных метров сдавали в 2012-2013 годах. В этой сфере наиболее полно проявились преимущества рыночных механизмов — спрос на квартиры и дома в России всегда традиционно высок, а в годы, когда рост цен на углеводородное сырье потянул за собой и рост доходов населения, жилищное строительство получило мощный импульс для развития. Помимо качественных массовых проектов, развилось строительство по индивидуальным заказам, что обусловило необходимость создать новые, качественные материалы для квартир и офисов. В эти годы в гражданском строительстве были созданы уникальные объекты мирового уровня: комплекс «Москва-Сити», здания Газпрома и Сбербанка, олимпийские сооружения в Сочи, высококлассные гостиницы во многих городах России, кампус Дальневосточного федерального университета и многие другие.
Однако статистические показатели начала 2016 года, согласно которым производство базовых строительных материалов — цемента, кирпича, бетона и других — падает на 25-40 процентов, свидетельствуют о грядущем кризисе и в этой успешной отрасли строительства. Люди предпочитают использовать доходы, ощутимо упавшие за последние полтора года, на то, чтобы покрыть текущие потребности в еде, одежде, образовании детей, отдыхе и лечении.
ЧТО ЗА ГОРИЗОНТОМ
Сегодня перспективы строительной отрасли связаны главным образом с политикой государства: только оно способно дать необходимые инвестиции. Частные и корпоративные средства весьма неохотно используют на новое строительство. Бесспорно, инфраструктурные проекты, транспортное и трубопроводное строительство, которое ведут несколько мощных подрядных организаций, фактически монополистов в своих сферах, принесут в недалеком будущем результаты, главным образом финансовые.
Но если говорить о будущем экономики и о необходимости ее перехода в новое качество, к новому технологическому укладу, а именно так сейчас формулируют перспективы в высших эшелонах российской власти, то надежды строителей связаны с сооружением передовых высокотехнологичных производств в оборонной промышленности, которые по технологической цепочке выведут на другой уровень и отрасли-смежники в машиностроении, станкостроении, металлургии и так далее. На развитие оборонно-промышленного комплекса выделено в общей сложности чуть меньше четырех триллионов рублей, еще около триллиона может принести частно-государственное партнерство в этой сфере. Из этой суммы на строительно-монтажные работы уйдет примерно тридцать процентов: триллион — триллион двести тысяч рублей. Намечено завершить строительство космодрома Восточный, ввести новые цеха и производственные линии в атомном судостроении, танкостроении, развитии глубоководных портов…
Один Спецстрой, замкнутый на подрядное обслуживание оборонки, эти деньги не освоит, потому таких немалых ресурсов вполне достаточно, чтобы в широких масштабах не только выполнить плановые подрядные работы, но и обновить строительную базу и развернуть научно-исследовательские работы, и профинансировать подготовку квалифицированных кадров.
Фото РИА «НОВОСТИ»