Хотим тушенку по ГОСТу

В Беларуси еще производят качественные продукты по жестким советским ГОСТам, но пробиться на российские прилавки им очень сложно

Хотим тушенку по ГОСТу У белорусов не просто складываются отношения с монстрами московского продовольственного рынка
Белорусские товарыВ Беларуси нет гор, но зато много камней. Пресловутый леднико­вый период оставил в земле не­счетное обилие булыжников, которые в студеные зимние месяцы, согласно законам физики, вымерзают из по­чвы, выталкиваются ею наружу и не­щадно травмируют сельхозтехнику, а потом и агрегаты для сортировки картофельных клубней.
В аграрном ОАО «Косино» Мин­ской области одна сортировочная линия нужна для того, чтобы из­бавить картофельный поток от камней, принесенных некогда лед­ником, а со второй уже идет рас­сортированный «второй хлеб»: непо­страдавший по время неизбежных уборочных процессов — в одну сто­рону, травмированный при уборке — в другую. Все придется ко двору, но по разному предназначению и по разной цене. Я спросил главу «Коси­но» Ивана Магера, куда деваются камни, которых рядом с сортиров­кой набралось уже на курганчик высотой с метр. Оказалось, что сельхозпредприятие много строит, и такого рода отходы земледелия го­дятся для фундаментов разнообраз­ных сооружений — от жилых домов до производственных помещений.
До не очень давних времен в двух хозяйствах, объединивших­ся ныне под одной акционерной крышей, о фасовке урожая и сбережении земель особо не за­думывались. Картошка с ходу и с ветерком разлеталась по Союзу. Времена однако же меняются. В России встало на ноги свое карто­фелеводство. И пришлось учиться конкурентной борьбе за рынок, о которой раньше наши аграрии знали лишь по учебникам полит­экономии. Теперь полиэтиленовые пакеты с овощами и сетчатые с одной стороны мешочки на два с половиной килограмма картошки столь чисты, что самая приверед­ливая хозяйка может без сомнений наполнять ими свою сумку рядом с помадой и тушью для ресниц.
Белорусская тушенка
«Косино» борется за присутствие на российском рынке по классиче­ским законам конкуренции: даем качественный и приемлемый по цене товар, а потому вправе рас­считывать за благосклонность по­купателя и розничной торговли. В других случаях и с другой продук­цией иной раз речь идет о пищевых боях без правил. Председатель СПК «Снов» Николай Радоман проде­монстрировал нам целую коллек­цию фальшивых консервных банок, в которые его бесчестные конку­ренты упаковывают товар, очень далекий от подлинно сновского. Речь о том, что любимая всеми нами «говядина тушеная» в России сплошь и рядом производится не по ГОСТу советских времен, жестко регламентировавшего соотношение мяса и прочих добавок, а по все­возможным ТУ, либеральным на­столько, что можно их уподобить пресловутому дышлу, которое куда хочешь повернешь. Так что посети­тель супермаркета, понадеявшийся, что покупает истинно гостовскую тушенку, выпущенную в «Снове» из собственного мяса, иной раз полу­чает бог весть что, но совсем не то.
Непросто складываются отноше­ния сновцев и с сетевыми монстра­ми московского продовольственно­го сектора. Некоторые из них вы­ставляют столь обременительные условия, что ни о какой прибыли речь вообще идти не может. Другое дело, что розничные гиганты таким образом облегчают жизнь мелким и средним коммерсантам, которые закупают в Беларуси товар неболь­шими партиями и сами доставля­ют его чаще всего в подмосковные торговые точки. Получается, что за кольцевой дорогой столицы купить белорусские деликатесы куда про­ще, чем в крупных супермаркетах, у владельцев которых свои интересы.
А на Столбцовском плодоовощ­ном заводе мне показали целую се­рию наполнителей для йогуртов из натуральных ягод, выращиваемых на плантациях самого предприя­тия. Сомнений в их экологической чистоте нет, но стабильные контак­ты удалось пока установить только с молочниками Уфы и Воронежа. Остальные российские йогуртовых дел властелины под разными пред­логами от предложений уклоняют­ся, хотя цены вполне удобовари­мы. Директор Алла Кожуховская считает, что препятствия рано или поздно удастся преодолеть… Ищут в Столбцах и новые пути. Недавно отправили первую партию березо­вого сока в США.
Впрочем, некоторые мясные изыски белорусских пищевиков у нас не увидеть совсем по причине саботажа сетевиков. Директор ОАО «Столбцовский мясоконсервный комбинат» Ромуальда Бурдукевич поделилась со мной одним из своих секретов. На московской выставке «Золотая осень» ее заинтересовала новинка российской фирмы, пред­ставившей слоеный мясной делика­тес. Колбасная начинка соседствует в натуральной оболочке с копче­ным мясом. Делиться рецептами авторы новинки не пожелали, что и понятно. Тогда стобцовцы взялись за дело сами и теперь производят целый ряд подобных кулинарных чудес под названием «Мясной дуэт». Но за пределы своей страны его по­ка не продают: надо отечественный рынок сначала им насытить.
 
Олег Дзюба, Минская область
Фото Владимира Афанасьева и Юрия Паршинцева

Просмотров 2226

02.11.2016

Популярно в соцсетях