Карточный домик туриндустрии

Летний обвал на туристическом рынке России: причины и следствия

Карточный домик туриндустрии
 

Уходящим летом на городском пляже болгарского курорта Святой Влас самыми популярными темами для обсуждения среди отдыхающих россиян были две. Первая новость касалась демарша украинских подростков, приехавших на отдых в местный Международный детский лагерь «Мистраль-2». Вторая — о череде громких банкротств российских туристических фирм, в результате чего пострадали десятки тысяч наших соотечественников, в том числе и те, кто приехал в Болгарию.

С вещами на выход

Первое событие не вызвало у россиян ничего, кроме чувства горькой иронии. 24 июля, в день национального флага Украины, около 30 юных украинцев вышли к завтраку в вышиванках, размахивая жовто-блакитными флажками и выкрикивая «Героям — слава!». Вела себя эта группа вызывающе и агрессивно, особенно в отношении детей-россиян. Словом, устроила на территории базы отдыха маленький майдан. Их попросили прекратить акцию и хотя бы подождать начала традиционного интернационального вечера «Арена дружбы», где было бы более уместно размахивать флагами и выкрикивать речовки. Руководительница украинской группы сочла отказ преследованием детей по национальному признаку, позвонила родителям, вызвала консула Украины в Варне, а также журналистов. МИД Украины тут же подал ноту протеста своим болгарским коллегам с осуждением действий болгарского аниматора, запретившего акцию. Пришлось ему извиняться, но в лагере все расценили случившееся как откровенную провокацию.

А вот второй случай, который туристы из России восприняли куда более серьезно. Вначале, как известно, лопнула компания «Нева», считавшаяся одним из столпов российского туристического рынка. В Болгарии владельцы некоторых отелей, где поселились туристы от «Невы», — убедился в этом собственноручно, — потребовали дополнительной платы. Кое-где начали выгонять россиян на улицу. Так, в комплексе «Белая Лагуна» (курорт Балчик) около тридцати воспитанников Одинцовской спортшколы все же оказались на улице. «Нева» не перевела деньги, и «братушки» решили не церемониться, возложив всю ответственность на детишек. Их перестали кормить, пригрозили не возвращать паспорта. Была даже вызвана полиция. Всего же в Болгарии в момент банкротства питерской фирмы находилось, согласно официальному сообщению Министерства экономики и энергетики этой страны, в чьем ведении находится туристическая отрасль, 667 туристов от «Невы». Все они в полном объеме заплатили за отдых, но компания так и не перевела соответствующие платежи за их пребывание в Болгарии и оплату за обратный полет на родину.

В общей сложности в пик кризи­са, по данным «Вестника АТОР», за рубежом (примерно в 25 странах) на­ходилось около 6,3 тысячи «невских» туристов. Кроме того, этой компанией были реализованы туры по разным на­правлениям с датами вылета вплоть до Нового года. По оценкам Ростуризма, по состоянию на конец июля на отдых не смогут отправиться от 17 до 20 тысяч клиентов питерской фирмы.

Вслед за «Невой» стали тонуть и остальные туристические компании. О приостановке своей деятельности заявил и другой туроператор из Северной столицы — «Экспо-тур». 25 ию­ля остановила работу московская тур­фирма «Роза ветров Мир». Затем при­казал долго жить еще один крупный туроператор с говорящим названием «Лабиринт», не сумевший вовремя рас­платиться по счетам авиакомпании «Оренбургские авиалинии», у которой он заказывал полеты. В конце июля в аэропорту Бургаса как раз довелось провожать знакомых, летевших само­летом этой авиакомпании в Москву. Их полет был задержан на девять ча­сов. Между тем они не имели никако­го отношения к пресловутому «Лаби­ринту», просто купили у них билеты, не зная даже про фирму, продававшую билеты и организовавшую чартер.

Другие пассажиры, имевшие не­осторожность приобрести билеты у «Оренбургских авиалиний», просидели в бургасском «аэрогаре» еще дольше. Тут же начались проблемы и у партне­ра «Лабиринта» — компании «Идеал-тур», так как обе структуры связаны между собой через общих владельцев. Оренбургские авиаторы отменили ряд чартерных рейсов, заказанных, но не оплаченных «Идеал-туром». В начале августа о приостановке своей деятель­ности объявила компания «ИнтАэр», работающая на рынке с 1992 года.

Банкроты по умыслу?

Похоже, нынешний процесс разоре­ния турфирм становится неуправля­емым и все более непредсказуемым. Не случайно ситуация на этом рын­ке всерьез обеспокоила руководство страны. «У нас просто обвал какой-то случился на рынке, такого я не пом­ню за всю историю», — отметил глава кабинета министров Дмитрий Медве­дев на недавнем совещании со своими заместителями. В последние годы ни одно лето в России не обходится без скандалов, связанных с банкротством туроператоров и более мелких компа­ний, а также с проблемой возвраще­ния россиян из-за рубежа домой. За четыре минувших года временно или навсегда прекратили свою деятель­ность в стране около 20 турфирм и туроператоров. Только на слуху гром­кие банкротства таких известных компаний, как «Капитал-тур», «Альфа-Вояж», «Эллада-Тур», «Ассент-Травел», «Сизонс», Skytour, «Ланта-тур», «Раена», «Норд» и т.п. Но такого краха, как нынче, действительно не наблюдалось.

В правлении Клуба защиты прав ту­риста считают, что число банкротств будет только увеличиваться, так как, по их мнению, рынок перенасыщен предложением. Идет жесткая конку­рентная борьба, и турфирмы разоря­ются, выбирая неправильную финан­совую политику и неверно рассчиты­вая риски. В конечном итоге, говорят специалисты, на рынке останется десять-двадцать крупных туропера­торов, у которых есть своя ресурсная база — отели и авиакомпании, не за­вязанные на чартерные программы сторонних авиакомпаний.

Эксперты называют самые разные причины обвала на российском тури­стическом рынке. Это и падение про­даж из-за нежелания многих россиян ехать на отдых в зарубежные страны, особенно в страны ЕС, которые в по­следнее время только и заняты поис­ком способов наказания «непослуш­ной России». Разумеется, кому охота проводить отпуск в стране, постоянно угрожающей санкциями? Казалось бы, Болгария в силу общеизвестных при­чин должна занимать более мягкую позицию по вопросу евросоюзовских санкций, но этого не происходит. Мои знакомые болгары смущенно разводят руками: руководство страны не хочет учитывать настроения в обществе, ко­торое всегда относилось с теплотой к России и русским. «У них короткая историческая память», — говорят они.

Российские покупатели недвижи­мости, как отмечают болгарские экс­перты жилищного рынка, стали более осторожными в сделках. А вдруг, сле­дуя указаниям Брюсселя, София нач­нет отбирать собственность или замо­раживать счета в болгарских банках? Поток российских туристов в Болга­рию не уменьшился в этом году толь­ко потому, что россияне стали чаще отказываться от поездок в Испанию, Францию, Италию, республики Бал­тии и заменять их на страны с менее агрессивной риторикой. Но что будет, если тон болгарских властей станет более жестким? Пока же на прави­тельственном уровне решено поддер­жать российских туристов, не делать их крайними в спорах хозяйствующих субъектов.

Россияне, к примеру, теперь сто раз подумают, прежде чем отправиться в соседнюю Литву. Смех смехом, но мало ли что взбредет в головы тамош­ним пограничникам, которые могут запросто отказать молодому москви­чу или питерцу во въезде и даже де­портировать его на родину, сопрово­див свое решение соответствующим штампом в зарубежном паспорте. Ведь об опасности нашествия «корот­ко остриженных, рослых туристов» из России, которые в один прекрасный момент из безобидных любителей литовских достопримечательностей превратятся в вооруженных до зубов агрессоров, заявил сам глава воору­женных сил Литвы Витаутас Жукас.

Казалось бы, сморозил человек глупость, не стоящую внимания, а осадок-то у соседей остался. Многие россияне скажут себе, что дыма без огня не бывает. Скажут — и выберут другие туристические маршруты. По­лагаю, литовские туроператоры се­годня дружно костерят незадачливого военачальника, отвадившего от Лит­вы тысячи вполне платежеспособных и дружелюбных российских туристов. Как сообщила журналистам исполни­тельный директор Ассоциации туропе­раторов России (АТОР) Майя Ломидзе, поток российских туристов на евро­пейские курорты в этом сезоне уже снизился на тридцать процентов по сравнению с прошлым годом.

Так что санкции действительно больно ударили по эффективности работы многих российских туропера­торов. Кроме того, причиной кризиса называют и неразвитость рынка ту­ристического кредитования, и возрос­ший курс рубля к доллару и евро, и нерасторопность партнеров, страда­ющих от нехватки денежных средств, что приводит к несвоевременным рас­четам с туроператорами, авиакомпа­ниями и отелями, и несовершенство законодательства, регулирующего отношения на туристическом рынке России.

Утопили в «Неве»

фото 1Однако неужели в этих компаниях не знали о санкциях, о негативном ва­лютном курсе, об имеющихся белых пятнах в законах? Могли бы и по­умерить свои аппетиты по процентам прибыли, более четко рассчитывать свои силы, поменьше заботиться о собственном обогащении и не бро­саться в сомнительные авантюры — рынок-то нестабилен. Наверняка пре­красно знали о проблемах, не дети ма­лые в туристическом деле. А раз так, то нет ли тут признаков умышленного банкротства по старой, испытанной еще в 90-е годы схеме? Распродать товары и услуги, набрать кредитов, сколько дадут, избавиться по сходной цене от имущества, увести получен­ные средства в серые зоны на другие имена, а потом горестно развести руками, мол, простите нас, грешных, обанкротились…

Трудно поверить, что руководство «Невы» не ведало, в каком положении находится их компания. Почему про­должала брать деньги с потенциальных туристов, хотя уже было хорошо из­вестно, что долго такая ситуация про­должаться не может и в любой момент все развалится и рухнет? Как сообщает Российский союз туриндустрии, ссыла­ясь на открытый реестр компаний Да­нии (оказывается, «Нева» была зареги­стрирована в этой стране под именем Neva International Holding ApS и в 2005 году учредила ЗАО «Фирма Нева»), уже в конце прошлого года общая сумма долговых обязательств датской ком­пании составляла почти девять мил­лионов евро. В дальнейшем с каждым месяцем она лишь нарастала. А когда в начале летнего сезона у РСТ появились сомнения в финансовой состоятельно­сти «Невы», было уже поздно. 26 июня одна из греческих компаний, являвша­яся ее многолетним партнером, офи­циально проинформировала местные отели, что с этого дня и до окончания сезона прекращает обслуживание кли­ентов российского туроператора в свя­зи с его постоянными неплатежами. Уже тогда туристов из нашей страны не селили в ряде отелей Крита, Родоса и Коса.

Но, невзирая на очевидные про­блемы, компания продолжала подпи­сывать контракты на туристическое обслуживание, лишь усугубляя про­блемы. И лишь 16 июля грянул гром. Руководство «Невы» объявило о при­остановке своей деятельности из-за финансовых проблем. Как говорится в специальном обращении, «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и за­казчиками по договорам реализации туристского продукта ЗАО «Фирма Нева» вынуждено объявить о приоста­новке своей деятельности». Другой банкрот, фирма «Лабиринт», имея долг в 1,5 миллиарда рублей и лишь смут­ные надежды на перекредитование, все же активно продавала путевки и билеты.

По данным болгарского Министер­ства экономики и энергетики, с конца июня до объявления себя банкротом «Нева» продолжала регулярно отправ­лять своих туристов в эту черномор­скую страну, не платя за них необхо­димые платежи. И вообще, как выясни­лось, турфирма из Санкт-Петербурга не зарегистрирована в Болгарии и не значится в болгарском Национальном туристическом реестре лицензирован­ных туроператоров и турагентств. У нее даже нет официального предста­вителя в этой стране, и она не явля­ется участником гарантийного фонда, предназначенного для улаживания по­добных ситуаций.

фото 2Впрочем, некоторые болгарские турфирмы, организующие экскурсион­ные туры для россиян внутри Болга­рии и за ее пределы, ничем не лучше. То ли угар антироссийских санкций так подействовал, то ли вмешались корыстные мотивы, но случаи невы­полнения местными туристическими компаниями своих договорных обя­зательств, отмены туров, предостав­ления некомфортных автобусов, как жалуются многие российские тури­сты, в последнее время участились. Более того, знаю пример, когда одну пару, купившую в Святом Власе трех­дневную путевку в румынский за­мок Бран, туроператор «Сенимат», по словам представительницы фирмы «Го-Травел», продававшей путевки по договору, просто вычеркнул из списка экскурсантов. Оказывается, в автобу­се оставалось три пустых места, на которые претендовала группа из пяти туристов, пришедших накануне тура. Организаторы выкинули двух, купив­ших путевки заранее, приняли пяте­рых, зато весь автобус был заполнен под завязку.

«Восхождение» начинает спуск

Один из крупнейших российских туроператоров «Нева», как выясня­ется, был застрахован в небольшой и малоизвестной страховой компа­нии «Восхождение». Ее финансовые гарантии составляли немногим бо­лее 454 миллионов рублей — сумма весьма незначительная и даже сме­хотворная. Как можно было страхо­ваться у компании, уставной капитал которой составлял 155 миллионов рублей и почему-то только 17 июля (уже после дня объявления о непла­тежеспособности) был увеличен до полумиллиарда рублей? Что помеша­ло руководителям «Невы» продлить страховку в крупной страховой ком­пании «Согаз», которая закончилась буквально за две недели до «часа пик»? К тому же в «Восхождении», по данным Всероссийского союза стра­ховщиков, было застраховано не­оправданно большое число турфирм (несколько десятков) на сумму око­ло 1,4 миллиарда рублей. В нем же был частично (на сумму 40 миллио­нов рублей) застрахован и упомяну­тый «Лабиринт».

Совокупный доход «Восхождения» составлял всего 3,4 миллиона рублей, и в известных рейтингах надежности страховых компаний, по данным из открытых источников, его не суще­ствовало вовсе. Похоже, история с нашумевшим банкротством «Капитал-тура», когда вслед за туроператором разорилась и страховая компания, мо­жет повториться. Не исключено, что пострадавшие туристы обещанных компенсаций не дождутся вовсе. А ес­ли и дождутся, то с той поры много воды утечет. Центробанк уже объявил о том, что приостановил действие ли­цензии страховой компании «Восхож­дение». Это значит, что регулятор при­нял решение о назначении временной администрации в компании в связи с приостановлением полномочий ис­полнительных органов страховщика. Оборотных средств у фирмы не будет точно. Процедура банкротства очень долгая, и не факт, что люди вернут свои деньги за счет распроданного имущества страховой компании. Еще надо выяснить, есть ли у нее таковое, где оно и в каких размерах?

По словам Дмитрия Медведева, разросшиеся туристические опера­торы стали очень похожи на МММ. «На что бы там они ни ссылались и что бы они ни говорили по поводу уменьшения количества клиентов, от­казов каких-то, каких-то сложностей с перевозчиками, необходимо, чтобы они правильным образом страховали свои риски», — заявил председатель правительства. Возможно, сама ме­тодика страхования туристических услуг является в корне неверной. Рос­сийские туроператоры давно пред­лагают страховать каждый тур в от­дельности, чтобы избежать рисков. И пусть поездки подорожают, как пред­полагается, на два-три процента, зато число рискованных ситуаций сведется к минимуму.

В любом случае, по мнению экс­пертов, на российском туристиче­ском рынке надо наводить жесткий порядок. Каждая фирма должна быть проверена, особенно в преддверии ку­рортного сезона. Ясно, что роль регу­лятора в лице государственных струк­тур должна быть существенно повы­шена, но кто же станет тем органом, который будет контролировать от­расль, проводить аудит и т.п.? Роспотребнадзор, который и швец, и жнец, и на дуде игрец и числится регулятором скорее формально? Многие из более 12 тысяч турагентств и около 1,7 тыся­чи туроператоров, которые действуют на российском туристическом рынке, не проверялись годами. На самотек была пущена и деятельность страхо­вых компаний, работающих в этом бизнесе. Некоторые, оказывается, да­же не были членами профессиональ­ных сообществ. Вот и получается, что к работе были допущены компании, имеющие миллиардные долги или ис­пользующие различные сомнительные схемы деятельности.

Пирамида на пирамиде

Как предлагает премьер-министр, не­обходимо проводить периодические проверки и исключать из реестра компаний тех туроператоров, у кого нет надежного финансового покры­тия. «Эти турагентства действуют по принципу «пирамид», ни за что не от­вечают, — говорит Дмитрий Медведев. — Они говорят: извините, у нас клиен­туры меньше стало, а когда начинают­ся вопросы к страхованию рисков, то тот, кто занимается таким страховани­ем, не способен ни за что ответить». Он поручил обратить на это внимание при подготовке новой нормативной базы. В правительстве полагают, что следует провести безжалостный сек­вестр туристических компаний. «Мы глубоко убеждены, что количество ту­роператоров, столь успешно входящих в бизнес и столь изящно выпрыгиваю­щих, не нужно… — высказал свое мне­ние на недавней пресс-конференции министр культуры Владимир Медин­ский. — Мы, как только решим вопрос с вывозом пострадавших людей, а по­том будем разбираться с хозяевами и гендиректорами этих туркомпаний. Как так получилось, что собрали день­ги, но неожиданно не оказалось денег на вывоз?»

Неразбериха царит и в сфере авиа­перевозок туристов. Стали обычным явлением опоздания в вылетах. Рейсы то и дело откладывают, при этом пас­сажиров даже не информируют об из­менениях во времени вылета. Закон, вводящий санкции для тех авиакомпа­ний, кто задерживает рейсы, практи­чески не действует. Если в банковской сфере сумели навести порядок, что мешает применить ту же тактику в от­ношении туристической отрасли? Так что на общем негативном информаци­онном фоне туристический рынок Рос­сии ожидает, надо надеяться, серьезная встряска. Можно ожидать череду но­вых разорений. Главное, чтобы потери были предельно минимальными для по­требителей туристических услуг, а еще лучше, чтобы их не было вовсе. А вот для собственников таких пирамидаль­ных компаний вся их деятельность по обману клиентов под маской законных банкротств должна закончиться плачев­но. Причем они должны заплатить ком­пенсации морального ущерба в кратных размерах независимо от выплаты стра­хового возмещения, о чем в разговоре с журналистами напомнил врио главы Ростуризма Олег Сафонов.

В правительстве уже прошло спе­циальное заседание, на котором были рассмотрены предложения Ростуризма об изменении государственного регулирования отрасли. Будет строго лицензироваться деятельность тур-компаний, ужесточены условия входа на туристический рынок, повышены взносы в фонд «Турпомощь», расшире­ны функции российского агентства по туризму. Туроператоров также обяжут иметь не страховое покрытие, а бан­ковскую гарантию.

Туристам надо отдавать себе отчет: в ближайшем будущем они вряд ли в полном объеме вернут свои средства, так как денег для удовлетворения претензий брать не у кого. Лишь некоторые солидные страховые компании в состоянии оплатить потери в течение положенных тридцати дней. Остальные — нет. Фонд «Турпомощь» сегодня может оплатить лишь расходы на возвращение туристов на родину в случае банкротства туроператора. Но и у него в кассе не густо. 370 миллионов рублей на момент первого банкротства «Невы» — это капля в море при таком обвале. Залезать в государственный кошелек? А с какой стати все налогоплательщики должны оплачивать чей-то неудавшийся отдых? Государство может потратиться на помощь людям, оказавшимся в беде, но при условии, что оно же взыщет с тех, кто нанес людям ущерб, компенсируя тем самым свои расходы за счет конфискованного имущества владельцев обанкротившихся туристических компаний или их трудового взноса «на стройках капитализма».

Николай Лашкевич
Москва — Бургас — Москва
Просмотров 4008