Как бы ни решалась тема капремонта, новая волна полемики нам гарантирована
В 2012 году жителей многоквартирных домов обложили взносами на капремонт, причем размер платежа устанавливается каждым регионом отдельно.
Новшество настолько не понравилось гражданам, что продолжает будоражить общество по сей день…
По обращению москвичей, жителей улицы Якиманки, и запросу двух больших групп парламентариев в Конституционный суд РФ последний проверил конституционность ряда положений Жилищного кодекса РФ о взносах на капремонт. Его мнение изложено в Постановлении от 12 апреля 2016 г. № 10-П.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД: ВЗНОСЫ ЗАКОННЫ, НО ЕСТЬ НЮАНСЫ
Сборы признаны конституционными. Как и законность статьи 16 ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ, сохраняющей за бывшим наймодателем обязанности по производству капремонта нуждавшихся в нем домов.
При этом указано на необходимость законодательно установить механизм исполнения данной обязанности. То есть уточнить детали… Вот почему Правительство России в октябре 2016 года инициировало законопроект «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и статью 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
И всё бы хорошо, но найдутся ли средства на эти цели у органов власти регионов и местного самоуправления? Ведь, собственно, и закон о приватизации, который никто не отменял, говорит о том, что на момент приватизации предыдущий собственник дома должен был привести его в нормативное состояние.
Поэтому если в нем есть хотя бы одна квартира, которая приватизировалась не позднее чем три года назад, то в случае отсутствия капремонта ее собственники могут спокойно подавать в суд и требовать от муниципалитета его проведения.
Кстати, наши граждане активно пользуются такой статьей. Подают в суды. Те, как правило, встают на сторону собственников. Это приводит к тому, что в отдельных муниципалитетах размер неудовлетворенных исков достигает больших цифр. Самый яркий пример — Омск. На сегодня в городе судебные решения в свою пользу имеют жильцы порядка 700 домов. Цена вопроса — около 16 миллиардов рублей, то есть почти годовой бюджет города. Те дома, по которым есть судебные решения, по логике вещей должны стоять в программах капитального ремонта в первой очереди. Дальше же все упирается в отсутствие средств.
ПЕРЕЛОЖИТЬ КАПРЕМОНТ НА МУНИЦИПАЛИТЕТЫ НЕЛЬЗЯ
Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», в недавнем прошлом — член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева уверена, что правительственный законопроект будет в итоге поддержан.
- Но думаю, — отмечает она, — что Правительство должно разработать механизм реализации этого закона. Уточнить, в каких случаях и каким образом ремонтировать за счет муниципалитета. Тогда он будет работать.
Логично было бы заранее закладывать деньги в бюджеты. Ведь за бесплатно ремонты делаться не будут. Что касается местных бюджетов, то если бы у нас сейчас хотя бы муниципалитеты платили взносы как собственники муниципальных квартир, то финансовая обеспеченность муниципальных и региональных капремонтов была бы куда лучше. По 2016 году значительная часть муниципалитетов эти взносы не платила. В числе же самых крупных неплательщиков как раз федеральные органы власти. Если бы то же Минобороны, крупнейший собственник жилья, платило свою часть, ситуация упростилась бы. Ну и, безотносительно вышесказанного, надо закладывать в региональные и местные бюджеты целевые средства, потому что взносы на капремонт сегодня в регионах установлены ниже, чем того требует потребность в качественном ремонте жилья.
А член Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Бурков считает, что законопроект Правительства не содержит реального механизма решения проблемы: «Даже в его финансово-экономическом обосновании на 2016 год специально оговаривается, что дополнительных расходов из бюджета он не потребует!»
По большому счету за проведение работ по капремонту прежде всего несет ответственность регион и отчасти муниципалитет в плане софинансирования, считают в экспертной среде. Поэтому, как говорится, по-хорошему деньги в местный бюджет должны закладываться. Желательно, чтобы они закладывались и в региональный, поскольку регион несет субсидиарную ответственность за выполнение программ капремонта. Тут регионы и подстерегает необходимость политического решения: либо поднимать уровень взносов жильцов, как в Москве, где всё платят собственники, а мэрия просто оказывает социальную поддержку малоимущим. Либо софинансировать капремонт… Ясно, что ряд территорий-реципиентов из-за тяжелой финансовой ситуации без поддержки федерального Центра с этим не справятся.
УНИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ И ОБЩИЙ ПОРЯДОК
Отклик депутатов на постановление Конституционного суда — законопроект с поправками в Жилищный кодекс РФ и ФЗ о государственной информационной системе ЖКХ (в части уточнения положений о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах), внесенный Павлом Крашенинниковым, Сергеем Нарышкиным и другими их коллегами еще в июне 2016 года. В нем предлагается решить важный вопрос — урегулировать процесс информирования граждан о существующих способах капитального ремонта, возложив соответствующую обязанность на орган местного самоуправления.
- В этой части предложения двух проектов практически повторяются, — рассказывает один из авторов, зампредседателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Александр Грибов. — Вместе с тем законопроекты акцентируют разные проблемные вопросы в сфере капитального ремонта. К слову, в 2015 году россияне собрали на капремонт 97 миллиардов рублей, но реализовано из них на проведение работ было лишь 25 миллиардов… В депутатском законопроекте внимание уделено проблемам расчета взносов на капитальный ремонт (предложено определить верхнюю и нижнюю границы минимального взноса, закрепить обязательную дифференциацию взноса в зависимости от технического состояния дома). Мы наметили пути совершенствования положений ЖК РФ о форме накопления взносов на капремонт на специальном счете, в частности, устанавливается гарантийный срок для договоров подряда.
- Депутаты за ограничение минимального размера взносов, — отмечает она. — С такой позицией совпадает Поручение Президента РФ от 31 декабря 2016 года. Речь идет о необходимости регулирования размера взноса на капремонт на федеральном уровне. Сами знаете: в Санкт-Петербурге он составляет 4 рубля за метр, а москвичи с июля 2017 года будут платить 17 рублей за метр. Очень важный пункт — определение критериев очередности капремонта. Сегодня она не обоснована, что питает волюнтаризм местных чиновников.
В регионах сложилась не очень хорошая практика. Они начали устанавливать предельный размер фонда капремонта на уровне 70-90 процентов его стоимости (Калининградская, Свердловская области). Депутатский законопроект ограничивает их аппетиты цифрой 50 процентов. Он обязывает собственников, открывающих специальный счет, предусмотреть в договоре о капремонте гарантийный срок не менее пяти лет. Операторам вменяется обязанность уплачивать пени в случае нарушения сроков проведения капремонта.
Кстати, в портфеле Госдумы оказалось несколько законопроектов по этой проблеме. Третий — «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса РФ (в части сохранения обязанности по проведению капитального ремонта за бывшим собственником, если на дату приватизации требовалось его проведение)» — принадлежит авторству группы справедливороссов (Сергею Миронову, Галине Хованской и ряду депутатов шестого созыва). По идеологии и технологии документ близок к предыдущей инициативе, плюс содержит предложение освободить собственников от уплаты за капремонт домов старше 30 лет.
ВЫСЕЛЯТЬ ИЛИ НЕТ?
Надо сказать, что, как бы ни решилась тема капремонта, в ближайшее время новая волна общественной полемики по проблемам ЖКХ нам гарантирована. Пункты ее повестки очевидны. Первый из них в кругу парламентариев называется «Проблема 1 марта». Согласно ФЗ-189, 1 марта 2017 года заканчивается бесплатная приватизация гражданами РФ государственного и муниципального жилищного фонда. «Дискуссия о продлении либо завершении бесплатной приватизации, думаю, будет расширяться», — прогнозирует первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин. В портфеле нижней палаты лежат два законопроекта — один за продление бесплатной приватизации еще на год, второй — на целых два. Министерство строительства не поддерживает такие идеи.
Во фракции «Единой России» подготовлен законопроект, уже внесенный в Госдуму. В нем идет речь о продлении бесплатной приватизации до 2020 года для отдельных категорий граждан, в том числе крымчан и жителей аварийных домов. Впрочем, среди депутатов есть мнение, что процесс следует рассматривать сугубо конкретно, как уже сейчас — по военнослужащим, по судьям, прокурорам, по ряду других категорий. Вопрос может стоять о предложении права выбора: договор социального найма без последующего права приватизации или получение его в собственность.
В категорию тех, кто должен получить право приватизировать жилье, должны войти дети-сироты, жители аварийных домов, ныне по закону не имеющие права на приватизацию. Для очередников надо ввести ограничитель в соответствии с новыми основаниями, которые возникли в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ 1 марта 2005 года. Это будут действительно старые очередники — со стажем не менее десяти лет. И у них тоже будет право выбора, так как не все из них относятся к категории малоимущих. Кто-то будет в состоянии тянуть бремя собственности на собственное жилье.
Меры для неплательщиков долгов ужесточать надо. Особенно для тех, кто финансово в состоянии платить, но не хочет. Но главная проблема в том, что мы принимаем разрозненные решения вместо комплексного подхода"
Наконец, уже началась общественная дискуссия и по законопроекту Минюста России «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс России, Семейный кодекс РФ и ФЗ «Об исполнительном производстве» — о взыскании единственного жилья в счет уплаты долгов. Авторы успокаивают тем, что он затронет только тех должников, чьи жилищные условия превышают социальную норму квадратных метров у гражданина и его семьи. При этом речь об уплотнении или создании коммуналок якобы не идет. Тема очень болезненная, считают одни депутаты, но проблему долгов все- таки надо решать. Вопрос: как?- Меры для неплательщиков долгов ужесточать надо. Особенно для тех, кто финансово в состоянии платить, но не хочет, — считает Светлана Разворотнева. — Но главная наша проблема в том, что мы принимаем разрозненные решения вместо комплексного подхода. Государство прежде должно гарантировать меры социальной поддержки для тех граждан, которые в погашение долгов выселяются из квартир, чтобы они не остались на улице и не превратились в людей без определенного места жительства. Конечно, этим средством не может быть выплата какой-то остаточной стоимости жилья. Представьте семью алкоголиков, которые продали квартиру, все пропили, а их дети оказались без крыши над головой. Обязанность по обеспечению жильем такой семьи легла на муниципалитет, а у него нет ни маневренного фонда, ни денег. В общем, пока у нас в стране не будет создана хоть сколько-нибудь полноценная система арендного жилья, такие решения принимать нельзя…
Наверное, Михаил Булгаков очень бы удивился, узнав, что «квартирный вопрос» портил не только москвичей 30-х годов прошлого века, но и до сих пор не сходит с общественной повестки дня.