Вы чье, старичье?
Обоснования изъятия стандартны: Украина, Крым, санкции, падающий баррель, а с ним вся экономика, дефицит бюджетов — и федерального, и Пенсионного фонда. Но россияне своих не бросают — сбросимся на гуманизм и дружбу. А ветераны чужие, что ли? Помните: вы чье, старичье? Минфин, Минэкономразвития категоричны: «Не наше». Ответ тоже стандартен, сформулированный еще в первые годы либеральных реформ. Используя их, быстро поделили всю доходную, в основном с выходом на экспорт, госсобственность — недвижимое имущество, «движимое» — граждане обновляющейся России, особенно те, кто по разным причинам не мог обеспечивать сам себя, оказались «не чьи». Точнее, оказались жертвами либеральной борьбы с патернализмом, -иначе говоря, ответственностью государства за своих граждан.
К сожалению, свыше 90 процентов пенсионеров попали в эту не очень-то уважаемую группу. Чтобы ее уменьшить до европейски признанных стандартов, определили специфический уровень бедности — установили минимальный прожиточный минимум. В основе его так называемая продуктовая корзина — набор продуктов, товаров, услуг, обеспечивающих если не жизнь, то выживание. Поэтому количество бедных в России (сейчас около 16 процентов) выглядит терпимо. В Европе поступили логичнее и проще: все, у кого доходы ниже среднего по стране, — бедны. При таком подходе у нас их процентов 30-35. И понятно, что большая часть бедных — пенсионеры — у них доходы существенно ниже, нередко в разы, средних по России. Если пенсия ниже прожиточного минимума, то субъекты Федерации доплачивают ветеранам до минимума.
Опять-таки в Европе, на Западе нашли более простое и логичное решение. В 1952 году Международная организация труда приняла Конвенцию «О минимальных нормах социального обеспечения». Согласно ей в странах, подписавших соглашение, пенсия должна быть не менее 40 процентов средней зарплаты в трудоспособном возрасте. Россия Конвенцию не ратифицировала, но формально и мы живем по евронорме — или с прицелом на нее. По сути — используем «цивилизованную» форму, вложив в нее противоположное содержание. Во-первых, считаем коэффициент замещения не по индивидуальной, а по средней зарплате по стране. Во-вторых, в наших самых бедных, дотационных регионах самый высокий коэффициент замещения доходит до 75 процентов. Зарплата там настолько мала, что приходится искусственно завышать норму ее замещения. По тому же принципу у работников села коэффициент замещения — 50 процентов. Так что напрасны надежды: ратифицирует Россия Конвенцию МОТ — и жизнь ветеранов поправится. Не поправится — нужно менять не форму, а содержание.
Карфаген должен быть разрушен
«Новая» Россия получила в наследство солидарную, как и в большинстве европейских стран, пенсионную систему. В 1991 году Верховный Совет РФСФР успел даже несколько осовременить ее. Был создан Пенсионный фонд со своим самостоятельным бюджетом, формируемым из страховых отчислений всех работающих. По примеру западных стран был установлен и коэффициент замещения — 55 процентов. Законодатели, безусловно, хотели как лучше. Они оставили советский возраст выхода на пенсию: 55 лет женщины, 60 — мужчины. Установили принцип: чем больше лет человек проработал, чем больше перечислил средств в Пенсионный фонд, тем обеспеченнее его старость. Закон вполне хорош и при сегодняшнем прочтении, но совершенно не соответствовал «лихим 90-м» — развалу экономики, закрытию сотен тысяч предприятий и организаций, массовой безработице, неплатежам, сильнейшей инфляции, обесценивающей и зарплаты, и пенсии.
Первая реформа завершилась бесславно не по своей вине — строили ее по западным лекалам, в которые бурная российская жизнь никак не укладывалась. С тех пор было еще четыре или пять попыток реформирования (реструктуризации, корректировки -термины использовались разные) системы. И как бы их сегодня ни оправдывали, ни защищали — все неудачные. Причина неудач одна и та же — цель реформы и 1997 года, и 2001-го, и 2013 года — самостоятельность бюджета Пенсионного фонда. Государство стремится снять с себя ответственность за него. Если проще — перестать восполнять дефицит ПФ, который уже превышает триллион рублей в год. По мнению Алексея Кудрина, Германа Грефа, перенявших эстафету у Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, развитие социальной сферы душит развитие экономики. Экс-министры всегда убеждали: в России слишком рано выходят на пенсию и получают слишком большие пенсии. В соответствии с законами о пенсионной системе задним числом вводились новые правовые нормы, сокращался трудовой стаж, менялись тарифы страховых отчислений. От нововведений пострадали миллионы ветеранов, чей трудовой стаж сформировался в советские годы. Прогорал и Пенсионный фонд, дефицит бюджета которого все рос.
Почему? Принцип деятельности фонда прост — собирать страховые взносы и, разумно управляя ими, поддерживать благополучие ветеранов. Своеобразного пенсионного Байкала, в который впадает 300 рек и вытекает всего одна, сформировать не удалось. Фонд отдает больше, чем собирает, и не обанкротился только благодаря трансфертам федерального бюджета. При этом крупные финансовые потоки обходят его стороной. Почти четверть всего трудоспособного населения не перечисляет страховые взносы. Точнее, за него не перечисляют работодатели. Да примерно такое же количество россиян научились «оптимизировать» свои взносы. Но наибольшие потери ПФ несет по закону — Правительство добилось принятия регрессивной шкалы социального налогообложения.
- Необходимо отказаться от нее. В России бедные отдают большую часть доходов, чем богатые, несут большую налоговую нагрузку. Во всех странах происходит наоборот, — говорит доктор экономических наук, депутат Государственной Думы Оксана Дмитриева. — Должна быть единая плоская шкала на все доходы в полном объеме, включая дивиденды по акциям, вознаграждения членам советов директоров. Решать проблему дефицита Пенсионного фонда следует не увеличением страховых взносов и повышением возраста выхода на пенсию, а обложением всех доходов плоской шкалой.
Депутат Государственной Думы, доктор экономических наук Сергей Катасонов приводит такой пример: годовой доход топ-менеджеров — около триллиона рублей. Государство могло бы дополнительно собирать в бюджет сотни миллиардов подоходного налога и социальных взносов. И чтобы закрыть тему источников пополнения ПФ, уточню. Доходы россиян распределяются крайне непропорционально: на долю 0,2 процента населения приходится 30 процентов их. И эти 0,2 процента граждан живут в особом, крайне щадящем режиме налогообложения. Во всех цивилизованных, как принято говорить, странах они отдавали бы государству в 4-5 раз больше.
Суть солидарной системы — нынешние работники содержат ветеранов, зная, что следующее поколение будет обеспечивать их. Реформа 2002 года резко изменила этот порядок. Пенсионные сборы теперь делят на две части: в общий котел для перераспределения среди всех и на личный счет будущего пенсионера. Теоретически эти «личные» деньги будут работать в экономике, прирастать, накапливаться. Это обеспечит уходящему на отдых второе пособие — накопительную пенсию. Пока «рождественская» подарочная история остается мечтой. Притом разорительной. Страховая часть пенсии прирастала на 18-20 процентов в год, накопительная — на 5-6. Фактически убывала, а не прибывала — инфляция всегда была выше и «съедала» реальную стоимость денег. Первые получатели второго пособия уже убедились в своем проигрыше.
О подлинной роли накоплений в экономике еще поговорим. Сейчас — об ущербе, нанесенном ПФ, из бюджета которого ежегодно изымается около 500 миллиардов рублей, что удваивает его дефицит. С некоторым допущением могу сказать, изымаются деньги сегодняшних пенсионеров. Опять-таки в проигрыше и фонд, и ветераны. Если мало средств притекает, то и их отток должен быть минимальный. Самый «эффективный» способ «экономии» — сдерживать рост пенсионеров и пенсий. Поскольку повысить возраст выхода на пенсию не удавалось — не соглашались законодатели и Президент, то нашлись возможности «регулировать» выходные пособия. Стержень, вокруг которого была выстроена реформа 2002 года, ее основной норматив — средняя зарплата. Она точно высчитана — 1671 рубль. Как считали, знают только те, кто считал. Действительная средняя зарплата по стране была на 1000 рублей больше. Никто из экспертов не сумел мне объяснить это противоречие. Скорее всего, поделили бюджет — и весь секрет. Есть и другое объяснение — среднюю зарплату рассчитали исходя из собираемых страховых взносов. Как в песне, я тебя слепила из того, что было. То есть государство, не умевшее и не умеющее собирать взносы и налоги, наказало за это тех, кто исправно вносил и вносит их. Последующие расчеты, в основе которых заведомо заниженная норма, изначально занижены.
Еще один способ балансировки бюджета ПФ — официальное время дожития. На персонифицированном счету каждого ветерана — накопленный им на старость капитал. Размер пенсии полностью зависит от того, на сколько месяцев его делят — на какой срок дожития. Понятно, государство всегда подстраховывается, чтобы не переплачивать. Но и размер подстраховки тоже должен иметь меру. Сейчас срок дожития 21 год — 252 месяца. Средняя продолжительность жизни мужчин — 65 лет, на пенсию он (пока) выходит в 60. В общем, получается дожитие после жизни. Но зачем деньги там? Объясняют: зато в России женщины живут долго. Да, их ОПЖ (общая продолжительность жизни) сегодня 76 лет, на пенсию выходят (пока) в 55. Добавляем еще 22 года — 77 лет и еще 10-12 непрожитых мужчинами. Дай Бог, пусть поживут.
Три реформы за 20 лет не достигли главной цели — либерализации пенсионной и в целом социальной сферы. Камнем преткновения оставался возраст выхода на пенсию. Без его повышения отечественной экономике якобы не подняться.
Не зря ли головы над баллами ломали?
Возраст выхода на пенсию оставался тем же камнем преткновения и для третьей, 2013 года, реформы. Но умный, а готовили ее, безусловно, умные люди, перед которыми поставили конкретные задачи, камень обойдет. Тем более после заявления Владимира Путина: пока я президент, повышения возраста выхода на пенсию не будет. Нашли способ не обязывать работать мужчин до 65 лет, женщин до 60, а стимулировать повышенной пенсией. Новая пенсионная — балльная — система тоже побуждала работать дольше, сполна выплачивать страховые взносы. Реформа вызвала не дискуссию, страсти. Наш журнал тоже активно обсуждал ее. Пожалуй, впервые поистине судьбоносное решение принимали сообща. И хотя оппозиционные партии реформу не поддержали, в обществе установилось какое-то понимание начавшихся перемен. Тем большей неожиданностью стали выступления Антона Силуанова и Алексея Улюкаева на гайдаровском форуме. Министр финансов прямо заявил: без повышения пенсионного возраста проблемы балансировки бюджета ПФ не решить. Министр экономики был гораздо красноречивее:
- Понятие «пенсионный возраст» — это понятие из старой индустриальной эпохи, когда человек с определенного возраста терял иные доходы, кроме пенсионных… Пенсия становится не единственным и часто не самым главным источником дохода. Само понятие «пенсия», с мой точки зрения, должно рассматриваться как дополнительный доход, как новый социальный трансферт. И потому уже сам пенсионный возраст как понятие не столь важен.
Министр живет и вращается в кругу себе подобных. Вероятно, нелепо даже и предположить, что кто-то в его окружении живет на одну пенсию. Поэтому он давно настаивает: надо их отменить вообще. Есть и более радикальные предложения: «Пенсия уже фактически стала социальным пособием, а пенсионный возраст — экономически бессодержательная категория. Надо отменить и пенсии, и пенсионный фонд. Ветерану же платить из федерального бюджета пособие, равное прожиточному минимуму пенсионера. В среднем он равен по стране 5,5 тысячи рублей». (Сейчас, правда, ПМ подрос до 7,8 тысячи, но сути это не меняет.) То, что Улюкаеву хочется разогнать ПФ, совершенно понятно. Он пришел в министры с поста заместителя главы Центробанка, из банковской сферы, которая фактически и определяет погоду в России. Юрий Болдырев, ссылаясь на ректора Финансового университета Михаила Эскиндарова, приводит такое сравнение. В развитых западных странах до 60 процентов финансового капитала сосредоточено в банковской сфере — у нас же 85-90 процентов. Как известно, у кого деньги, тот и правит бал. Удивило отношение Улюкаева к индустрии как чему-то замшелому и ненужному. Может быть, это отношение в какой-то мере объясняет, почему нефтегазовые доходы России упадут на 3 или 4 триллиона (называют разные показатели), а ненефтегазовые — более чем на 500 миллиардов рублей. Значит, и с реализацией антикризисного плана, и с импортозамещением далеко не все в порядке…
За подобные высказывания в «нецивилизованном» Китае министра давно бы отправили «на перевоспитание» в деревню — узнать, чем живет страна. В цивилизованных странах — по крайней мере в отставку. Ни одна партия не рискнула бы держать у себя министра, «обижающего» ассоциации пенсионеров и профсоюзы — основной костяк избирателей. Вместе с Антоном Силуановым, заявившим, что законы, на которых едва успела высохнуть подпись Президента, мало что решают. Уточню, председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев и председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский назвали такой подход финансово-экономического блока Правительства бухгалтерским. А. Исаев: «Для него вопрос экономии денег, а не решение проблем страны является доминирующим». В. Рязанский: «Пенсионная система — это не бухгалтерский институт. Это огромная экономико-социальная конструкция, которая влияет на множество показателей… Вопрос о повышении пенсионного возраста в РФ неправомерен и несовременен. Внутренние резервы Пенсионного фонда не исчерпаны».
Словесное воздействие оказалось неэффективным. При первой же возможности экономический блок Правительства начал корректировку реформы, которая только-только заработала. Наши предложения, отметил Антон Силуанов, приняты и включены в проект «Основных направлений бюджета на 2016-2018 годы». Что конкретно предлагается? Повысить возраст выхода на пенсию мужчин — на 3 года, женщин — на 8 лет. Установить пенсионный порог 63 года. Постепенное повышение должно начаться с будущего года. Если это произойдет, то пенсионная формула с ее баллами теряет смысл. Два года споров вокруг нее окажутся бессмысленными. Более близкие цели — ограничение пенсий и социальных выплат, индексация их не по фактической инфляции, а по условно-расчетной: 2016 г. — 5,5, 2017 г. — 4,5, 2018 г. — 4 процента. Для сравнения: в этом году ожидается инфляция 11,9 процента. Но пенсии, если документ будет принят законодателями, возрастут только на 5,5 процента.
Глава Минфина не скрывает, что это необходимо для замещения 4 триллионов рублей выпадающих нефтегазовых доходов. В будущем году бюджет сэкономит на ветеранах 510, в 2016-м — 879 и в 2018 г. — 1,1 триллиона рублей. За три года — 2,5 триллиона. Разделим
на 29 миллионов ветеранов. Принудительный «взнос» каждого из них на развитие экономики, реализацию антикризисной программы, плана импортозамещения будет не менее 60 тысяч рублей — почти пять среднероссийских пенсий. Иначе придется увеличивать финансовое давление на бизнес, говорит министр. К слову, буквально накануне этих неприятных новостей депутаты Госдумы по рекомендации Правительства отклонили законопроекты о введении прогрессивной шкалы налогообложения на доходы физических лиц — подоходного. По словам Геннадия Зюганова, налог ежегодно приносил бы казне 500 миллиардов рублей. Еще триллион давала бы государственная монополия на спиртное.
В России плоский подоходный налог 13% для всех. В Бельгии, Дании, Нидерландах, Израиле, Швеции, Франции прогрессивное налогообложение. Высшие шкалы от 57 до 75 процентов дохода. В Великобритании — 45 процентов |
Год действительно оказался очень тяжелым: резкий спад производства, доходов населения, рост цен на продукты и самые необходимые товары, лекарства. Но сильнее всего кризис ударил по самым беззащитным. По тем, кого государство должно поддерживать прежде всего. Но Правительство намерено не помогать им, а брать с них дополнительный кризисный «налог». Дополнительный к возросшим тарифам ЖКХ, оплаты капитального ремонта жилья, налогу на недвижимость. И опять возникает вопрос: вы чье, старичье? Приведем их доходы — минимальную и среднюю пенсию в не самом бедном федеральном округе — ЦФО.
Надо ли, допустимо ли экономить именно на них? Тем более что индексация роста цен предусмотрена законом. Понятно, что поменять, откорректировать его несложно. Есть ли возможность обойтись без этого? Несомненно. Введение прогрессивной шкалы налогообложения затронуло бы интересы всего 0,2 процента населения. Минфин и Минэкономразвития готовы спокойно нарушить интересы 39 миллионов ветеранов, 26 процентов россиян. У бедных берут, казалось бы, немного, но больше, чем можно и нужно брать с богатых. Вице-премьер Ольга Голодец успокаивает: предложения Минфина окончательно еще не приняты. Она, как и Минтрудсоцразвития, не поддерживает пересмотр законов, которые активно и настойчиво отстаивала. Утверждает, что особой необходимости в этом нет. Почему проблемы демографии, экономики, сбора страховых взносов власть перекладывает на самих пенсионеров? Не проще ли было, если ситуация действительно столь тяжела и сложна, не передавать более полутриллиона рублей пенсионных накоплений НПФ и управляющим компаниям? Как объяснить такую срочность, если деньги вряд ли попадут в реальную экономику. Вины в том, что она крайне неэффективна, на ветеранах нет.
«По-тихому» и «по-быстрому» у Минфина не выйдет
Будут ли реализованы инициативы Минфина и Минэкономразвития, узнаем осенью. Ждать осталось недолго. Будем надеяться, что через очередные неизбежные споры новшества не пройдут. Достаточных аргументов у министров нет. Рассуждения о длинных пенсионных деньгах, необходимых экономике, о сложной демографической ситуации в России — всего лишь пересказ мифов начала девяностых. И они, мифы, нужны лишь для того, чтобы наконец-то провести либерализацию пенсионной сферы. Утверждать это есть все основания.
Работают ли накопления пенсионеров как длинные деньги? Аналитик Владислав Жураковский убедительно доказал, что их роль в экономике преднамеренно преувеличена. В 2014 году пенсионные накопления составляли 1,94 триллиона рублей. Это 2,8 процента отечественного ВВП, 3,2 процента суммарных банковских активов. Доля накоплений заметна лишь на рынке государственного и корпоративного долга, на чисто спекулятивном финансовом рынке — 17,6 процента. И заморозка накоплений неизбежно сказалась на нем. Да, банкам, финансовым организациям нужны дешевые, практически неконтролируемые деньги. И нужны именно потому, что не контролируются, работают на посредников. Поэтому так и добивались финансисты их возвращения. По мнению Жураковского, сэкономленные 900 миллиардов рублей в федеральном бюджете следовало бы направить в бюджет развития. Накопления действительно пошли бы на финансирование приоритетных направлений социально-экономического развития. Это было бы в интересах и страны, и экономики, и пенсионной системы. И вывод аналитика: пока не будут преодолены основные пороки отечественной экономики — деиндустриализация, дезинтеграция, долларизация, офшоризация, деквалификация и люмпенизация населения — построить устойчивую, сбалансированную, справедливую пенсионную систему невозможно.
Еще один миф — при сложившейся демографии невозможны эффективная пенсионная система и повышение размера пенсий. Западные эксперты говорят об обратном. В России на зависть многим другим странам хорошая демографическая обстановка для развития экономики. Так называемое «демографическое окно» распахнуто уже лет десять, но мы не воспользовались им. Успеем ли воспользоваться? В запасе у России остается всего несколько благоприятных лет. Более конкретно оценивает демографическую ситуацию Оксана Дмитриева. Сейчас у нас соотношение — 1 пенсионер на 1,8 работающих. Это хорошее соотношение — одно из лучших в Европе. Еще хорошо — оно почти не изменилось за 10 лет и будет меняться очень медленно — на 0,002 процента в год. Даже по негативным сценариям к 2058 году соотношение станет 1:1. Тоже ничего критического. Кризис нашей пенсионной системы в том, что в нее не поступает весомая доля взносов с Фонда труда. Отсюда бедность и системы, и пенсионеров. И несомненно, необходимо менять порядок формирования накопительной пенсии…
Уверен, вся эта статистика хорошо известна и финансистам, и экономистам. Почему же они так активно и напористо добиваются повышения возраста выхода на пенсию? Ответ самый неожиданный. Очень высокий авторитет Президента, «под зонтиком» которого появилась возможность завершить «перестройку» пенсионного дела по западным образцам. И завершать ее лучше всего в кризис, пока люди растеряны, напуганы, не понимают до конца, что происходит и что их ждет впереди. Расчет в какой-то мере точный. Но рискованный. Вспомним, как повели себя ветераны, когда на них обрушилась кудринская монетизация. Сейчас ситуация намного острее и найдется немало желающих довести ее до взрыва. Так что по-тихому и побыстрому у господина Силуанова в любом случае не выйдет.
Леонид Левицкий