Госфинконтроль включает красный свет!
За три с половиной года в казну Самарской области возвращено около 11 миллиардов рублей. немало, если учесть, что весь годовой бюджет региона составляет около 130 миллиардов.
О том, как это удалось сделать, рассказывает зампред правительства Самарской области — руководитель Службы государственного финансового контроля региона Ольга Михеева
Мне очень часто задают один и тот же вопрос: чем можно оправдать существование вашей службы — сколько «воров» посадили по результатам проведенных проверок? И я всегда отвечаю: итогом нашей работы зачастую становятся и уголовные дела, и судебное преследование. Но главное в деятельности службы совершенно иное. Мы призваны не допустить появление «воров» на начальном этапе реализации какого-либо проекта, не допустить расхищения бюджетных средств на ранней стадии, а если уж это произошло — вернуть незаконно выплаченное и заставить подрядчиков доделать оплаченные им работы. Иначе говоря, мы ищем и находим риски возможного неправильного или умышленно неправедного расходования бюджетных средств. В этом и заключается смысл и главная задача рискориентированного планирования контрольной деятельности. По сути дела, наша служба работает по принципу светофора и метод нашей работы с исполнителями именно такое название и получил. Мы включаем зеленый свет проекту, где все расходы обоснованы и замечания, если они были, отработаны. Желтый — если обнаружены бюджетные риски, которые взяты под контроль до их снятия. И красный — в случае отсутствия должного обоснования расходов, что свидетельствует о 100-процентном наличии бюджетных рисков.
Служба была создана не так давно — в середине 2012 года, но уже тогда в первый год существования сэкономила областному бюджету более 700 миллионов рублей и выявила более 7,5 миллиарда рублей неподтвержденных или необоснованных расходов. Прошло три с половиной года, и сегодня мы можем сказать, что за это время вернули в казну региона около 11 миллиардов рублей. Весьма солидная сумма, если учесть, что весь годовой бюджет Самарской области составляет около 130 миллиардов.
Замечу, что в нарушениях финансовой дисциплины отметились почти все министерства, учреждения и муниципалитеты области. В городах большинство из них связаны со строительством и ремонтом. В сельских районах — с распределением грантов сельхозпроизводителям. Из последних случаев, наиболее яркий связан со строительством моста через реку Самара. По контракту его стоимость составляет 12,8 миллиарда рублей, но выяснилось, что около одного миллиарда оказалось явно лишними.
Как правило, при строительстве и ремонте основным нарушением становится завышение цены проекта. Иногда, не часто правда, это случается из-за элементарных арифметических ошибок или, как их трактует распорядитель бюджетных средств, ошибок «технического характера». Лукавят ли они таким образом или нет, выявить сложно, но вот чем такие ошибки оборачиваются. К примеру, при расчете стоимости укрепления речного берега не были вычтены уже выполненные работы. После устранения «ошибки» общая стоимость мероприятия снизилась более чем на 25 миллионов рублей.
Но чаще происходит то, что ошибкой объяснить невозможно. Например, составление смет с использованием необоснованно дорогих материалов, обладающих избыточными свойствами. Так в документацию по ремонту одного из муниципальных домов культуры была заложена закупка и укладка штучного паркета из дуба или ясеня и мраморные плиты. При анализе сметы на ремонт и благоустройство парка Победы в Самаре выяснилось, что она превышена более чем вдвое и по результатам проверки снижена с 236 миллионов рублей до 98 миллионов. Фантазия подрядчика разыгралась не на шутку. Вместо того чтобы отремонтировать ступени, на которых откололся кусок гранита, было предложено заменить весь камень. Вывоз мусора он рассчитал так, что дорога оказалась вдвое длиннее реальной, а новые тротуары обязался положить, используя технологию строительства взлетных полос для аэродромов! Эта проверка была проведена по инициативе мэра Самары, так как сумма вызывала у него серьезные сомнения и опасения.
Отдельная и весьма болезненная тема — госзакупки. Приходится мониторить заявки более 1000 госучреждений области. В этом нам очень помогает сотрудничество с региональным отделением Объединенного народного фронта и его комитетом «За честные госзакупки». Совсем недавно с его помощью удалось остановить закупку иномарки в самой дорогой комплектации — почти два миллиона рублей — для чиновника районного уровня. Не может он, оказывается, на обычной «Ниве» по плохим дорогам ездить. Из той же серии закупка для учреждений здравоохранения 300 дорогих планшетов Apple iPad.
Но есть случаи и посерьезнее, чем тяга чиновников к чрезмерному комфорту или дорогим деликатесам. В 2015 мы выявили, что заказы на многие социально значимые продукты питания формируются по явно завышенной цене. Сахар — на 38 процентов, мясо кур — на 43 процента, на куриные яйца — на 73 процента, что делает их просто золотыми для заказчиков и подрядчиков. А особую болезненность этой теме придает тот факт, что очень часто излишними финансовыми «аппетитами» страдают организации здравоохранения, школьные и дошкольные учреждения. Достаточно сказать, что переплата из бюджетных средств за продукты питания в них порой достигает 240 процентов от рыночной цены, а за лекарства — более 400 процентов! Мы даже вынуждены были провести в режиме видеоконференции совещание с главными врачами и экономистами, на котором подробно разобрали все выявленные нарушения, люди получили предупреждение о своей ответственности за нарушения в этой сфере в будущем.
Переплата из бюджетных средств за продукты питания порой достигает 240 процентов от рыночной цены, а за лекарства — более 400 процентов!
Если подвести общий итог деятельности службы, то предварительные результаты его работы позволили сократить расходы областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов порядка 1,5 миллиарда рублей. Для большей эффективности использования имущества, находящегося в собственности области, организована и реализуется схема его перераспределения. Только в здравоохранении это затронуло 71 единицу медицинской техники. К административной ответственности привлечено более 500 руководителей. Объем штрафов, поступивших в консолидированный бюджет региона, составляет около 13 миллионов рублей.
Не так много субъектов Федерации имеют сопоставимые результаты. А некоторые не имеют никаких. В таких регионах, как Сахалинская область или республика Коми, чьи руководители находятся сейчас под следствием, самостоятельных служб Госфинконтроля не было. Характерная деталь, не правда ли?