Председатель правительства Дмитрий Медведев намерен мобилизовать 500 миллиардов рублей дополнительных доходов.
Это, пожалуй, первый мобилизационный план в постсоветской России. Выручит ли? Уже в феврале бюджет исполнен с дефицитом. И, как предупреждают аналитики Высшей школы экономики, к концу года дефицит может вырасти до триллиона рублей. Об этом наша беседа с первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, доктором экономических наук Оксаной ДМИТРИЕВОЙ.
— Не пугайтесь и других не пугайте. Все как всегда, все по плану. У страны, как и в прошлые годы, якобы дефицитный бюджет. Якобы — потому что, к счастью, мы ещё способны сами зарабатывать на свою жизнь. Но Минфин, правительство из года в год формируют, а Государственная Дума утверждает бюджет с заведомо заниженными доходами. Отсюда и искусственный дефицит. Чтобы восполнить похудевшую казну, тот же Минфин вынужден брать займы.
В 2011-м доходы были занижены более, чем на 2 триллиона рублей. В 2012-м — на триллион. Дефицит в 2011 году планировался 1,9 триллиона рублей, а в 2012-м — 876 миллиардов. Для покрытия этого несуществующего дефицита государство заняло 1,1 триллиона и 511 миллиардов рублей соответственно. «Сверхплановые» доходы ушли в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния и были размещены в иностранные ценные бумаги.
— По Вашему мнению, мы развиваем чужую экономику?
— И не просто развиваем, делясь лишними деньгами, — от себя отрываем. Впрочем, экономисты при власти действительно считают их лишними, подлежащими стерилизации. По мнению же экономистов не по должности, а профессионалов, Россия вкладывает в развитие чужих экономик средства своих налогоплательщиков, собранные для укрепления государства и улучшения собственной жизни. Потому что у Центрального банка свои способы формирования золотовалютных резервов. Их источники — активное сальдо торгового баланса. Как показывает опыт Китая, потенциал тут предостаточный. Положительное сальдо торгового баланса и дешевый юань помогли накопить 3,3 триллиона долларов золотовалютных резервов. И в них нет ни одного юаня налогоплательщиков.
Огромные резервы помогают КНР скупать привлекательные активы по всему миру. И заметьте — все эти годы у Китая дефицитный бюджет. У нас же все наоборот. Около 30% наших золотовалютных резервов — средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Но работают они на укрепление благополучия других стран. При хроническом профиците федерального бюджета (дефицитным он был только в 2009-м и 2010 гг), социально-экономическая система России столь же хронически недофинансируется.
СПРАВКА
По данным Счётной палаты (на 1.09.2012г.) в Резервном фонде находилось 1,953 млрд руб. (60,5 млрд долл.), в Фонде национального благосостояния — 2,722 млрд руб. (85,6 млрд долл.) Средства обоих фондов составляют 28,4% всех международных резервов, общий объём которых 514,6 млрд долларов.
— В 30-е годы президент США Франклин Рузвельт, возглавивший страну при острейшем кризисе, отказался от главного либерального догмата — принципа бездефицитности бюджета. Зачем Америке такой бюджет, если половина американцев голодает, — спросил он у своих советников. Наши же либеральные экономисты и думать об этом не разрешают.
Подавляющее большинство политиков и экономистов исповедуют совсем иную парадигму. По крайней мере, вот уже 200 лет расчеты эффективности строятся на принципе: сегодняшние деньги дороже завтрашних, поэтому в подавляющем большинстве стран бюджеты дефицитны, а бизнес использует кредиты. Наоборот, излишний профицит ведет только к потере средств. Наш Бюджетный кодекс, принятый в 1998 году, я была одним из его авторов, не допускал превышения доходной части над расходной, то есть профицита. Позже был принят новый документ, из которого эту статью просто убрали.
Если проанализируем опыт почти 150 стран, имеющих бюджеты, то профицит — исключительный случай, возникающий в процессе исполнения. Ни одно думающее о будущем государство не планирует профицитный бюджет: либо бездефицитный, либо дефицитный. Разумеется, жить необходимо по средствам, соразмерно заработкам. Поэтому в ЕС установлено единое требование — дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП.
— А Греция и другие страны, оказавшиеся в острейшем финансовом кризисе?
— Это сложный вопрос — сосуществование в одном валютном пространстве суверенных государств, каждое из которых не имеет своего эмиссионного центра. Сравнение с Грецией некорректно. Мы должны рассматривать в качестве примеров страны, имеющие в своем распоряжении все рычаги денежно-валютной, налоговой и бюджетной политики КНР. США, европейские страны вне зоны евро. Все они развиваются и живут при дефицитных бюджетах лучше нас. Политика постоянного профицита суммирует основные недостатки либеральной и социальной моделей экономики. Либеральной — низкие социальные и инвестиционные расходы государства. Социальной — высокие налоги. Россия изобрела крайне странную, третью модель, препятствующую развитию страны, — высокие налоги ограничивают предпринимательскую активность, а низкие бюджетные расходы — государственную.
Эта модель — постоянно действующий финансовый пылесос, откачивающий ресурсы из отечественной экономики. Поэтому идет ее структурная деградация и связанная с нею деградация производственной и социальной инфраструктур. Это вызвано тем, что не происходит перераспределения капитала ни через бюджет, ни через рынок.
— Но при такой модели экономики и высокие темпы роста ВВП -5-6% в год, и экономический прорыв, о необходимости которого говорят руководители страны, вряд ли достижимы.
— Совершенно невозможны. Мы оказались в тупике, хотя последние 13 лет были крайне благоприятными для россиян. Цена барреля нефти выросла в 10 раз, увеличился ее экспорт. Страна действительно могла совершить рывок в своем развитии. Но нефтегазовые деньги объявили незаработанными. Во имя макроэкономической стабилизации и снижения инфляции жестко ограничивались бюджетные расходы. Все были заняты так называемой стерилизацией денежной массы, что обернулось стерилизацией экономики. Из нее преднамеренно изымали «лишние» средства. Нам это объясняли необходимостью расплатиться по долгам, но денег было так много, и тогда придумали опережающее погашение, о котором, кстати, ни Парижский, ни Лондонский клубы кредиторов не просили. Затем большая часть доходов от экспорта нефти пошла на формирование Стабилизационного фонда, объясняя его необходимость созданием подушки безопасности, резерва на черный день. Ни одна из объявляемых правительством целей не достигнута! Да, внешний госдолг с 2000 по 2008 год (до кризиса) был снижен на 60 миллиардов долларов, но внешний корпоративный долг за это же время вырос на 350 миллиардов. В итоге в кризис вступили с огромным корпоративным долгом, за который пришлось расплачиваться государству. Не снизилась и инфляция. Да она и не могла снизиться. Ее корни отнюдь не в больших бюджетных расходах. У нас не монетарная инфляция, а инфляция издержек, и определяется она в основном ростом тарифов естественных монополий и ЖКХ.
— Но при кризисе нас спасла именно «подушка безопасности»
— Стабилизационный фонд.
— Это совсем не так. «Подушка безопасности» не использовалась для финансирования дефицита бюджета. В 2008 году у нас был самый большой профицит бюджета, и именно тогда пришлось затратить более двухсот миллиардов долларов из золотовалютных резервов ЦБ на поддержание курса рубля, помощь крупным банкам и некоторым компаниям. В 2009 и 2010 годах, когда был реальный дефицит бюджета, золотовалютные резервы не снижались, а наоборот, росли. Таким образом, дефицит бюджета реально покрывался эмиссией, а расходование Резервного фонда сопровождалось лишь изменением учетной позиции. Раньше эти средства числились за правительством, а после их мифического расходования стали числиться за ЦБ.
— У России самый маленький госдолг из всех развитых и развивающихся стран, но эксперты предупреждают, что он быстро нарастает…
— Заимствования начали расти сразу же после кризиса. За два последних года они увеличились на два триллиона рублей. Чтобы, как я уже говорила, восполнить надуманный дефицит бюджета. В 2011 году заняли на внутреннем рынке более триллиона рублей, а в Резервный фонд направили 1,1 триллиона. Мы заняли деньги под 7-8% годовых и купили на них иностранные долговые бумаги, дающие меньше процента доходности. В 2012 году эта операция снова имела место. На 2013 год также запланированы чистые заимствования на 488 миллиардов и пополнение Резервного фонда на 370 миллиардов. Но, по моим расчетам, по факту за счет недоучтенных доходов в чужие экономики уйдет около триллиона рублей. Источники пополнения Резервного фонда нынче значительно расширены. Если раньше в него направлялась только экспортная пошлина на нефть, то сейчас пойдут и экспортная пошлина на газ, и часть налога на добычу полезных ископаемых. Причем в бюджет закладывается не реальная цена нефти, а среднестатистическая, за последние 5 лет. Заработало новое «бюджетное правило».
— И все законно?
— Совершенно законно. Правительство разрабатывает и вносит в Государственную Думу проект бюджета, депутаты большинством голосов его утверждают, и документ становится законом. Вот и получается, что накопления на «черный день»— замороженный капитал. Он размещается в долговые обязательства зарубежных государств и быстро обесценивается. Если бы деньги вкладывались в собственную экономику, они бы прирастали соответственно с ростом номинального ВВП, он составляет 13-15% в год.
— Должны же быть хоть какие-то объяснения столь странной бухгалтерии? Ведь за нее расплачиваются и экономика, и население.
— Безусловно. В прошлом году расходы на обслуживание долга составили 320 миллиардов рублей. А доход от размещения средств фонда — 32 миллиарда. В 10 раз меньше. Только на разнице процентов (я уже не говорю о другой упущенной выгоде) мы потеряли половину бюджета здравоохранения. Объяснения Минфина звучат очень странно. Занимаем про запас, чтобы при осложнении ситуации с нас не брали гораздо большие проценты. Но мы же в сложную ситуацию будем должны больше, это же очевидно.
В прошлом году правительство согласилось с тем, что использование средств Фонда национального благосостояния в кризис для кредитования банков, крупных компаний, тем более для игры на фондовом рынке, было ошибкой. Но, признав прошлую ошибку, правительство делает другую, еще более опасную по своим последствиям. Не считаясь с Конституцией, законодательством, опытом развитых рыночных стран, оно планирует создать финансовое агентство в форме открытого акционерного общества. Росфинагентству планируется передать в доверительное управление средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и часть государственного долга. Еще хуже, агентство сможет передавать эти средства и свои функции в доверительное управление другим компаниям. Законопроект уже принят Государственной Думой в первом чтении. Депутаты оппозиционных фракций — КПРФ, Справедливой России и ЛДПР — проголосовали против него. Мы не согласны с тем, что гигантские накопления уходят неизвестно кому и неизвестно на что. На примере Минобороны легко представить их дальнейшую судьбу. Но теперь в опасности уже триллионы рублей.
Нас снова убеждают — профессионалы будут управлять ими эффективнее, чем вороватые бюрократы. Не будем сравнивать, кто умнее и порядочнее. Гораздо важнее другое: законопроект не предусматривает мер контроля за передаваемыми средствами, ответственности за их сохранность. Это отмечается в заключении правового управления Государственной Думы. Серьезные претензии к документу есть и у Счетной палаты. И понятно, почему. В том виде, в котором его предоставило правительство в Государственную Думу, это перечень намерений и обещаний, не подкрепленный расчетами и обоснованиями. Нас призывают в очередной раз голосовать не умом, а сердцем, поверить тому, что «профессионалы» заработают и для себя, и для казны. Охотно верю, что себя они не обидят. Судя по отчетам крупных акционерных обществ с государственным участием, вознаграждения топ-менеджеров значительно превышают дивиденды, которые эти общества выплачивают государству.
— Генеральный директор Института глобализации и социальных исследований Борис Кагарлицкий считает, что с принятием Закона о Росфинагентстве в России начинается этап приватизации государственных функций.
— К сожалению, у него есть все основания утверждать это. Как прописано в Бюджетном кодексе, средствами обоих фондов управляет Министерство финансов. Оно может передавать отдельные свои полномочия по Резервному фонду Центральному банку, по ФНБ — Центральному банку и государственным специализированным организациям. После принятия Закона о Росфинагентстве Центробанк теряет эти свои функции. Они переходят к агентству, наделенному к тому же правом учреждать от имени Российской Федерации иные формы доверительного управления. Центральный банк, отвечающий за стабильность денежного управления, устойчивость рубля, отодвигается «от кассы». Если суммировать — законопроект противоречит опорным статьям Бюджетного кодекса, принципам полного покрытия, единства кассы, открытости бюджета, адресности и целевого использования бюджетных средств. Не буду говорить о том, что новая инициатива правительства не соответствует мировой практике, основам финансовой системы. С юридической точки зрения, кто-то действительно перехватывает часть функций государства.
Напомню, Центробанк осуществляет операции с федеральными бюджетными средствами безвозмездно. Теперь же эти операции будут обходиться недешево. Придется платить вознаграждение сотрудникам агентства и компенсировать их расходы. Примечательно, что внесенный проект закона о Росфинагентстве и не требует от него повышения доходности от управления средствами. Даже разрешено временно получать отрицательные финансовые результаты, то есть работать в убыток. Не исключено и банкротство самой организации.
— Ваши коллеги-депутаты заявляют, что Росфинагентство вернет средства из чужих экономик в отечественную?
— Думаю, что мои коллеги — лоббисты законопроекта — очень сильно преувеличивают. Даже Сергей Сторчак, замминистра финансов, один из инициаторов документа, опровергает их.
Чтобы деньги налогоплательщиков шли на решение социальных и экономических проблем, Росфинагентство не нужно, более того, вредно. Создать его — значит пустить бюджетные средства еще по одному кругу. Ими и без того уже опутана наша экономика.
Счетная палата отметила в своем заключении: передача на аутсорсинг управления госдолгом «нарушает целостность бюджетного процесса и противоречит действующему законодательству, в связи с чем нецелесообразна». Агентство будет одновременно и размещать средства, и вести заимствования. Практически открывается широкая дорога для крупномасштабных злоупотреблений и спекуляций, даже в банках эти функции — заимствование и кредитование — разведены по разным департаментам. Подобный аутсорсинг только запутает и удорожит обслуживание долга. Секрет его оптимизации предельно прост — перестать «присутствовать на долговом рынке». У нас нет бюджетного дефицита, нет кассовых разрывов, нам не нужны ни долговременные, ни кратковременные заимствования. Так что незачем занимать дорогие деньги и вкладывать свои дешевые в чужие бюджеты.
Беседовал Леонид ЛЕВИЦКИЙ.