Аварийное финансирование

Именно в Московской области, как ни в одном другом субъекте Российской Федерации, остро стоит проблема обманутых дольщиков, создавая нешуточную социальную напряженность.

Аварийное финансирование

Экономика | ЖКХ / Фото Игоря Самохвалова "РФ-сегодня"

Для решения этой и многих других проблем жилищного строительства региона при правительстве области был создан Комитет по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью.

В прошлом году в области было намечено переселить людей с 80 тысяч квадратных метров аварийного жилья. На сегодняшний день переселено порядка 400 человек, из них 200 уже получили свидетельства, остальные 200 находятся в стадии оформления документов.
 
Вопреки расхожему мнению о тотальной коррумпированности бюджетных программ, программа переселения людей из аварийного жилья предельно прозрачна. В первую очередь потому, что цена за 1 квадратный метр, определенная фондом, который будет финансировать программу по переселению граждан из аварийного жилья, составляет 32200 рублей. Согласитесь, не очень большая сумма для Московской области. В прошлом году было 30 тысяч рублей, поэтому зная, по каким ценам продается жилье в Подмосковье, говорить о коррупции необоснованно. Наоборот, главам муниципальных образований приходится уговаривать инвесторов принять участие в данной программе и начать строительство.
 
Но это далеко не главная проблема, мешающая развернуть программу в полной мере и мотивировать муниципалитеты активно принимать в ней участие. Сегодня софинансирование по этой программе идет в размере 50 процентов. То есть половину стоимости жилья оплачивает фонд, а половину — субъект Федерации (область) вместе с муниципальными образованиями. Министерство же финансов ратует за то, чтобы софинансирование субъекта было от 50 до 70 процентов, а значит, расходы муниципалов значительно возрастут.
 
Формулу расчета они предлагают самую простую — бюджетная обеспеченность муниципалитета, давшего заявку на софинансирование, деленная на минимальную бюджетную обеспеченность Российской Федерации, умноженная на 50 процентов. При такой формуле Московская область, безусловно, выходит на уровень тех самых 70 процентов. Но это неподъемные цифры для Московской области. Да и вообще, при такой формуле расчета многие субъекты просто откажутся работать в этой программе.
 
Правительство Московской области, в свою очередь, разработало собственную методику софинансирования для муниципальных образований, в которой четыре основные оценочные позиции: инвестиционная привлекательность, соотношение площади аварийного жилого фонда, находящегося на территории муниципального образования, к общей площади жилого фонда, бюджетная обеспеченность, средняя заработная плата в муниципалитете. В результате мы взяли и просчитали размер софинансирования по нашей методике для ряда муниципальных образований.
 
Согласно этой методике расчета, получается, что в муниципалитетах, находящихся близко к Москве, софинансирование из областного бюджета составляет практически ноль, а чем дальше район от центра, тем выше процент софинансирования области, порядка 40 процентов. В эту методику также вносится пункт, согласно которому приоритетное право на включение в эту программу будут иметь те муниципальные образования, которые будут просить минимальное со-финансирование.
 
Что касается бюджетного финансирования, то изначально в бюджете было заложено 18 млрд рублей на поддержку фондов субъектов РФ по капитальному ремонту на три года и 15 млрд рублей на инженерную инфраструктуру. Все остальные деньги — 139,9 млрд руб. — на финансирование переселения граждан из аварийного жилья. Минфин РФ сократил эту сумму до 130 млрд рублей, мотивируя тем, что если перейти на новую методику расчета, то расходы федерального бюджета будут составлять 30 процентов, а значит, денег потребуется меньше. Главный нюанс — это цифры расходов на всю Россию, в Московскую область придет лишь часть.
 
Не так давно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сказал, что фонду будет выделено дополнительно 20 млрд рублей на переселение из аварийного жилья. Мы сразу обратились в фонд с вопросом, какая часть из этих денег будет определена для Московской области. Они посчитали — 666 млн рублей. Но когда область их получит, никто не может сказать.
 
К сожалению, Минфин ограничил участие в программе, в нее будут приниматься дома, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Согласно данным статистики, у нас на 1 января 2012 года 166 тысяч квадратных метров признано аварийными, а ветхим жильем — один миллион 860 квадратных метров. Причем, давайте сразу оговоримся, что определения «ветхого жилья» ни в одном нормативном документе нет. Это мы так называем, хотя прекрасно понимаем, что это ветхое жилье то же самое аварийное.
 
Мы проводим сейчас инвентаризацию аварийного жилья, и у нас уже цифра со 166 тысяч кв.м возросла до 422 тысяч кв.м. В 2012 году Московская область может получить денег максимум на расселение 50 тысяч кв. м. Минфин придерживается цифры в 166 тыс. кв.м, и доводы о том, что аварийного жилья больше, пока в расчет не принимаются.
 
К сожалению, в подавляющем большинстве муниципальных образований области царит полная юридическая безграмотность. Такая же история с инвесторами, когда малопонятные фирмы играют на понижение и дают заведомо заниженную стоимость жилья, берут заказ, получают полностью за него деньги, а объекты сдать не могут. Слава богу, есть и хорошие примеры. В Коломне построили три дома под переселение 270 жителей, плюс энергоэффективную котельную, где КПД на котлах 92 процента. Это современная технология. И при разработке новой программы, мы, естественно, приоритет будем отдавать тем муниципальным образованиям, где главы способны освоить эти деньги и построить нормальное жилье. Большая стройка идет в городе Клин, там строится порядка 20 домов, часть из них для муниципальных нужд. Задачи, которые у нас стоят на будущее, — это в первую очередь переселить как можно больше людей из аварийного жилья.
 
На нынешний год нам выделят на эти цели 520 млн рублей, а на 2014-й — 1 млрд 300 тысяч рублей. По России у нас сейчас 16 млн кв.м аварийного жилья и 39 млн кв.м ветхого, а деньги выделяются всего лишь на 10 млн кв.м! Многие муниципальные образования не участвовали в программе переселения из аварийного жилья из-за довольно жестких условий — создание ТСЖ, наличие предприятий коммунального комплекса, частных обслуживающих компаний и т.д. В программе строительства малоэтажных жилых домов таких ограничений не было, поэтому область больше строила малоэтажное жилье. На последующие три года мы планируем делать две программы — переселение из аварийного жилья и в малоэтажное, и в многоэтажное жилье. Потому что с этого года фонд убирает эти ограничения, главное, чтобы не было перекрестного субсидирования. Поэтому, надеемся, что намного больше муниципальных образований будет участвовать в этих программах.
 
Евгений ЯРЕМЕНКО,
депутат Московской областной Думы
Просмотров 4866

11.03.2013 15:56



Загрузка...

Популярно в соцсетях