Авансы и долги
Какие проблемы и риски в экономической сфере удалось преодолеть в ушедшем году и что предстоит сделать в наступившем 2016-м?
Об этом размышляет председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин
Резкое падение мировых цен на нефть и ограничение доступа на международные рынки капиталов существенно обостряют проблему обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней. В условиях продолжающейся «войны санкций» значительный дефицит федерального бюджета или консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации может не только подорвать финансовую и макроэкономическую стабильность, но и ослабить способность нашей страны противостоять внешнеполитическим угрозам. Как сказал по этому поводу глава государства в своем Послании Федеральному Собранию: «Финансовая устойчивость и независимость страны абсолютно связаны между собой».
Поэтому свою главную задачу в 2015 году наш комитет видел в том, чтобы на законодательном уровне обеспечить реализацию поставленных Президентом Российской Федерации задач по мобилизации дополнительных доходов, а также повышению эффективности расходов всех уровней.
Так, по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко комитет провел несколько совещаний по проблемам государственного регулирования рынка алкогольной продукции. По экспертным оценкам, оборот нелегальной алкогольной продукции за последние три года достиг около 60 процентов, а потери бюджетной системы исчисляются десятками миллиардов рублей. При нашем непосредственном участии идет доработка и реализация «дорожной карты», которая содержит конкретные предложения по совершенствованию регулирования производства и оборота алкогольной продукции, а также повышения эффективности работы правоохранительных органов в данной сфере.
Другим важнейшим резервом является наведение порядка в администрировании НДС и прежде всего оптимизации льгот при его уплате. Удельный вес вычетов по этому налогу в последние годы постоянно растет и составляет уже 94 процента. Поэтому на проведенном совместно с представителями Правительства и экспертного сообщества «круглом столе» был принят ряд рекомендаций, направленных на пресечение незаконных схем его возмещения.
Налоги должны нести не только фискальную, но и стимулирующую функцию. Поэтому в нашем комитете ведется активная работа по оптимизации налогообложения с целью снижения фискального и административного бремени на экономику. Так, мы уделяем большое внимание ревизии и оптимизации так называемых некодифицированных платежей, которые, не будучи формально налогами, увеличивают налоговое бремя на экономику более чем на один триллион рублей. В этой работе мы активно взаимодействуем не только с Правительством Российской Федерации, но и с представителями бизнес-сообщества.
Мы продолжаем держать в поле нашего зрения проблему деофшоризации российской экономики, создания законодательных предпосылок для снижения объемов вывоза капитала из нашей страны. Так, нами совместно с Правительством Российской Федерации и Счетной палатой ведется работа по методическому обеспечению оценки эффективности действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Другим важнейшим направлением нашей работы является законодательное сопровождение работы по выявлению и сокращению неэффективных бюджетных расходов. С этой целью под председательством Валентины Матвиенко было проведено совместное выездное заседание с Комитетом по экономической политике на тему «Повышение эффективности расходования бюджетных средств на финансовое обеспечение дорожной деятельности». При этом особо подчеркивалось, что в дорожном строительстве необходимо усиливать ценовой и технологический аудит и активнее привлекать к работе региональные и муниципальные контрольно-счетные органы.
Важнейшим резервом повышения эффективности бюджетных расходов может стать усиление мер парламентского контроля за формированием федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и реализацией государственных программ. Достаточно сказать, что из 642 объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в 2015 году, по итогам первого полугодия введено в эксплуатацию лишь 20 объектов, или три процента. В то же время большинство государственных программ разработаны в 2012 году и во многом уже не отвечают реалиям сегодняшнего дня. Поэтому очень важно, что в декабре 2015 года были приняты поправки в Бюджетный кодекс, которые увеличивают полномочия парламента в данной сфере.
Но, конечно же, главным направлением бюджетной политики для нас остаются межбюджетные отношения, обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов. Так, в рамках подготовки поправок в проект закона о внесении в федеральный бюджет 2015 года на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений 40 миллиардов рублей были распределены между 71 регионом на компенсацию выпадающих доходов и в том числе обусловленных созданием консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).
Главным направлением бюджетной политики для нас остаются межбюджетные отношения, обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов
Данное решение во многом является заслугой нашего комитета, который в последние два года неустанно ставил перед Правительством Российской Федерации вопрос о необходимости выделения дополнительных трансфертов регионам, наиболее «пострадавшим» от введения КГН. Кроме того, в том числе и по нашей рекомендации, в следующем году будет продлен мораторий на образование новых КГН.Вместе с тем во втором чтении закона о федеральном бюджете на 2015 год были приняты поправки Совета Федерации, которые увеличивают общий объем бюджетных кредитов в 2016 году со 140 до 310 миллиардов рублей. Большая часть этих кредитов была распределена на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений еще до начала 2016 года, что существенно облегчает регионам планирование собственных бюджетов.
В том числе в соответствии с рекомендациями Совета Федерации были также смягчены правила предоставления бюджетных кредитов (например, в части темпов снижения доли коммерческих кредитов в общей сумме долга). Более того, нам удалось добиться, чтобы эта корректировка была распространена и на 2014 год. Однако этих мер явно недостаточно, поэтому нам в следующем году, возможно, снова придется ставить вопрос о дальнейшей корректировке условий получения бюджетных кредитов.
Тем более что в следующем году проблема обеспечения сбалансированности региональных бюджетов может стать еще более острой. В связи с предполагаемым снижением реально располагаемых доходов населения и темпов инфляции поступления от основных бюджето-образующих налогов (налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций) в 2016 году будут расти меньшими темпами, чем в 2015 году.
Это создает дополнительные риски для обеспечения бесперебойного финансирования социальных расходов. Данную проблему предполагается решать за счет более активного применения принципов адресности и нуждаемости. Насколько эффективной окажется данная новация с точки зрения экономии бюджетных расходов, покажет время. Но проблема в том, что общие для всей страны критерии определения нуждаемости пока не разработаны. Поэтому есть риск, что на местах эти принципы будут проводиться в жизнь в зависимости от объема имеющихся финансовых ресурсов, что может негативно сказаться на доступности соответствующих социальных услуг для граждан.
Еще одним риском является неполное или несвоевременное финансирование трансфертов из федерального бюджета, за счет которых обеспечивается предоставление соответствующих услуг на местах. Для решения данной проблемы недавно были внесены поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым одновременно с проектом федерального бюджета на рассмотрение парламента выносится перечень и оценка объемов расходных обязательств регионов по исполнению ими федеральных полномочий. На основании этой информации можно будет судить об обоснованности средств, выделяемых на финансирование субвенций.
Однако это лишь первый шаг. Такую же работу нужно будет сделать и в отношении совместных и собственных полномочий регионов и муниципалитетов. При этом необходимо обратить особое внимание на анализ расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших в связи с передачей им новых полномочий за период с последнего их разграничения в 2005 году.
Условия исполнения бюджетов всех уровней в следующем году будут оставаться непростыми. И наша задача заключается в том, чтобы постоянно отслеживать ситуацию и при необходимости совместно с Государственной Думой и Правительством Российской Федерации оперативно принимать все необходимые законодательные решения.
Ещё материалы: Сергей Рябухин