Все о пенсиях в России

10:27Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

Авансы и долги

Какие проблемы и риски в экономической сфере удалось преодолеть в ушедшем году и что предстоит сделать в наступившем 2016-м?

11.01.2016 15:56

Авансы и долги
ФОТО ВЛАДИМИРА АФАНАСЬЕВА

Об этом размышляет председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин

Резкое падение мировых цен на нефть и ограничение до­ступа на международные рынки капиталов существенно обостряют проблему обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней. В условиях продол­жающейся «войны санкций» зна­чительный дефицит федерального бюджета или консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации может не только подорвать финансовую и макроэконо­мическую стабильность, но и ос­лабить способность нашей страны противостоять внешнеполитиче­ским угрозам. Как сказал по этому поводу глава государства в своем Послании Федеральному Собра­нию: «Финансовая устойчивость и независимость страны абсолютно связаны между собой».

Поэтому свою главную задачу в 2015 году наш комитет видел в том, чтобы на законодательном уровне обеспечить реализацию постав­ленных Президентом Российской Федерации задач по мобилизации дополнительных доходов, а также повышению эффективности расхо­дов всех уровней.

Так, по поручению председате­ля Совета Федерации Валентины Матвиенко комитет провел не­сколько совещаний по проблемам государственного регулирования рынка алкогольной продукции. По экспертным оценкам, оборот неле­гальной алкогольной продукции за последние три года достиг около 60 процентов, а потери бюджетной системы исчисляются десятками миллиардов рублей. При нашем не­посредственном участии идет дора­ботка и реализация «дорожной кар­ты», которая содержит конкретные предложения по совершенствова­нию регулирования производства и оборота алкогольной продукции, а также повышения эффективно­сти работы правоохранительных органов в данной сфере.

Другим важнейшим резер­вом является наведение по­рядка в администрировании НДС и прежде всего оптимизации льгот при его уплате. Удельный вес вычетов по это­му налогу в последние годы постоянно растет и составляет уже 94 процента. Поэтому на проведенном совместно с пред­ставителями Правительства и экс­пертного сообщества «круглом сто­ле» был принят ряд рекомендаций, направленных на пресечение неза­конных схем его возмещения.

Налоги должны нести не только фискальную, но и стимулирующую функцию. Поэтому в нашем коми­тете ведется активная работа по оптимизации налогообложения с целью снижения фискального и ад­министративного бремени на эко­номику. Так, мы уделяем большое внимание ревизии и оптимизации так называемых некодифицированных платежей, которые, не будучи формально налогами, увеличивают налоговое бремя на экономику бо­лее чем на один триллион рублей. В этой работе мы активно взаимодей­ствуем не только с Правительством Российской Федерации, но и с пред­ставителями бизнес-сообщества.

Мы продолжаем держать в по­ле нашего зрения проблему деофшоризации российской экономики, создания законодательных предпо­сылок для снижения объемов вы­воза капитала из нашей страны. Так, нами совместно с Правитель­ством Российской Федерации и Счетной палатой ведется работа по методическому обеспечению оцен­ки эффективности действующих международных договоров об избе­жании двойного налогообложения.

Другим важнейшим направлени­ем нашей работы является законо­дательное сопровождение работы по выявлению и сокращению неэф­фективных бюджетных расходов. С этой целью под председательством Валентины Матвиенко было прове­дено совместное выездное заседание с Комитетом по экономической по­литике на тему «Повышение эффек­тивности расходования бюджетных средств на финансовое обеспечение дорожной деятельности». При этом особо подчеркивалось, что в дорож­ном строительстве необходимо уси­ливать ценовой и технологический аудит и активнее привлекать к рабо­те региональные и муниципальные контрольно-счетные органы.

Важнейшим резервом повыше­ния эффективности бюджетных расходов может стать усиление мер парламентского контроля за фор­мированием федеральной адресной инвестиционной программы (ФА­ИП) и реализацией государствен­ных программ. Достаточно сказать, что из 642 объектов капитального строительства, предусмотренных к вводу в 2015 году, по итогам перво­го полугодия введено в эксплуата­цию лишь 20 объектов, или три про­цента. В то же время большинство государственных программ разра­ботаны в 2012 году и во многом уже не отвечают реалиям сегодняшнего дня. Поэтому очень важно, что в декабре 2015 года были приняты поправки в Бюджетный кодекс, которые увеличивают полномочия парламента в данной сфере.

Но, конечно же, главным на­правлением бюджетной политики для нас остаются межбюджетные отношения, обеспечение сбаланси­рованности региональных и мест­ных бюджетов. Так, в рамках под­готовки поправок в проект закона о внесении в федеральный бюджет 2015 года на трехсторонней комис­сии по вопросам межбюджетных отношений 40 миллиардов рублей были распределены между 71 реги­оном на компенсацию выпадающих доходов и в том числе обусловлен­ных созданием консолидированных групп налогоплательщиков (КГН).

Главным на­правлением бюджетной политики для нас остаются межбюджетные отношения, обеспечение сбаланси­рованности региональных и мест­ных бюджетов

Данное решение во многом яв­ляется заслугой нашего комитета, который в последние два года не­устанно ставил перед Правитель­ством Российской Федерации во­прос о необходимости выделения дополнительных трансфертов ре­гионам, наиболее «пострадавшим» от введения КГН. Кроме того, в том числе и по нашей рекомендации, в следующем году будет продлен мо­раторий на образование новых КГН.

Вместе с тем во втором чтении закона о федеральном бюджете на 2015 год были приняты поправки Совета Федерации, которые увели­чивают общий объем бюджетных кредитов в 2016 году со 140 до 310 миллиардов рублей. Большая часть этих кредитов была распределена на трехсторонней комиссии по во­просам межбюджетных отношений еще до начала 2016 года, что суще­ственно облегчает регионам плани­рование собственных бюджетов.

В том числе в соответствии с рекомендациями Совета Федера­ции были также смягчены правила предоставления бюджетных креди­тов (например, в части темпов сни­жения доли коммерческих кредитов в общей сумме долга). Более того, нам удалось добиться, чтобы эта корректировка была распростране­на и на 2014 год. Однако этих мер явно недостаточно, поэтому нам в следующем году, возможно, снова придется ставить вопрос о дальней­шей корректировке условий полу­чения бюджетных кредитов.

Тем более что в следующем году проблема обеспечения сбалансиро­ванности региональных бюджетов может стать еще более острой. В связи с предполагаемым снижени­ем реально располагаемых доходов населения и темпов инфляции по­ступления от основных бюджето-образующих налогов (налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций) в 2016 году будут расти меньшими темпами, чем в 2015 году.

Это создает дополнительные ри­ски для обеспечения бесперебойного финансирования социальных расхо­дов. Данную проблему предполага­ется решать за счет более активного применения принципов адресности и нуждаемости. Насколько эффек­тивной окажется данная новация с точки зрения экономии бюджетных расходов, покажет время. Но пробле­ма в том, что общие для всей страны критерии определения нуждаемости пока не разработаны. Поэтому есть риск, что на местах эти принципы будут проводиться в жизнь в за­висимости от объема имеющихся финансовых ресурсов, что может негативно сказаться на доступности соответствующих социальных услуг для граждан.

Еще одним риском является не­полное или несвоевременное фи­нансирование трансфертов из феде­рального бюджета, за счет которых обеспечивается предоставление со­ответствующих услуг на местах. Для решения данной проблемы недавно были внесены поправки в Бюджет­ный кодекс Российской Федерации, согласно которым одновременно с проектом федерального бюджета на рассмотрение парламента вы­носится перечень и оценка объемов расходных обязательств регионов по исполнению ими федеральных полномочий. На основании этой ин­формации можно будет судить об обоснованности средств, выделяе­мых на финансирование субвенций.

Однако это лишь первый шаг. Та­кую же работу нужно будет сделать и в отношении совместных и соб­ственных полномочий регионов и му­ниципалитетов. При этом необходимо обратить особое внимание на анализ расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших в связи с передачей им новых полно­мочий за период с последнего их раз­граничения в 2005 году.

Условия исполнения бюджетов всех уровней в следующем году бу­дут оставаться непростыми. И наша задача заключается в том, чтобы постоянно отслеживать ситуацию и при необходимости совместно с Го­сударственной Думой и Правитель­ством Российской Федерации опера­тивно принимать все необходимые законодательные решения.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 3478

Ещё материалы: Сергей Рябухин