А без денег жизнь плохая…
Украине нужны деньги. Это, разумеется, не новость. Украине нужно много денег. Тоже ничего нового. Украина хочет получить много денег с России — и это мы уже проходили
Момент, правда, сейчас специфический. Со времени провозглашения независимости у соседей, по существу, не было тучных лет: проедание советского наследства, как и в России, продолжалось сравнительно недолго и обогатило немногих. Но потом на Россию пролился золотой дождь нефте- и газодолларов, обернувшийся для Украины лишь растущими год от года счетами за российские углеводороды. Счета эти, впрочем, как бы нас ни уверяли, что формируются они исключительно по законам рынка, всегда испытывали на себе пресс государственной политики, колеблясь, как некогда говаривали, вместе с генеральной линией. То есть всегда оставалась теоретическая возможность договориться на основе универсального закона Ломоносова: если чего в одном месте убавится (например, долларов за тысячу кубов), то в другом непременно присовокупится (например, в виде соглашения о базировании Черноморского флота).
Правда, чтобы договариваться, нужно, как минимум, друг с другом разговаривать. Желательно к тому же уважительно. Новая киевская власть, за 3 месяца «евромайдана» просидевшая все стулья в европейских и американских приемных, о диалоге с главным кредитором Украины на протяжении 20 с лишним лет независимости вспомнила, лишь уяснив горькую истину, — грошей на милом Западе не дадут, а если и дадут, то не тогда, не столько, не на то и не на тех условиях. В свою очередь, у Москвы не было ни малейшего стимула извлекать соседских евроинтеграторов из-под обломков некогда могучей украинской экономики. Но даже при этом в России до конца держали дверь открытой, подчеркивая верность уже заключенным соглашениям, включая и льготную цену на газ.
Счетчик тем временем, как в старой песне Высоцкого, продолжал щелкать. С казной, в которой гуляет ветер, «техническое» революционное правительство село за счеты — до конца года, по скромным прикидкам, стране нужно заплатить проценты по уже взятым кредитам на 4 млрд долларов, вернуть России просроченный долг за уже поставленный газ — 2 млрд, оплатить текущие поставки нефти и газа — где-то 10-12 млрд, плюс потенциально еще столько же в виде штрафов за недобор газа по контракту, подписанному большим другом русского народа, кандидатом в президенты Ю.Тимошенко, и, не ровен час, еще 3 млрд, если Москва предъявит к оплате купленные в декабре евробонды. Классический вопрос «где деньги, Зин?» повис в тягостном молчании.
Поскольку вариант перехватить искомые 30-33 млрд на Западе уже успел сам собой отпасть, оставалось придумать, как половчее организовать новый поход на Восток. Ответ, однако, оказался традиционным и банальным: премьер дал задание МИДу и Минюсту проработать вопрос о претензиях к России на долю в наследстве исчезнувшего СССР, каковую в Киеве оценивают в 80 млрд долларов. По мнению пана Яценюка, советское имущество Россия оставила за собой незаконно, а претензии Украины, напротив, вполне легитимны.
Поневоле вспомнился эпизод из бессмертного романа Ильфа и Петрова: «Паниковский присоединился к конвенции вне себя от злости. — Я поеду, — кричал он, — но предупреждаю: если плохо ко мне отнесутся, я конвенцию нарушу».
Речь в данном случае идет о соглашении, которое бывшие республики единой в прошлом страны заключили после ее распада в 1991 году. Поскольку никто не хотел брать на себя выплату даже пропорциональной доли огромного долга, набранного перестроечным Союзом в последние годы его существования, сошлись на компромиссе — советские долги за всех выплатит Россия, за что остальные отказываются в ее пользу от бывших союзных резервов и зарубежной собственности. Заартачилась против «нулевого варианта» одна лишь Украина, но через три года Кравчук и сотоварищи пришли к выводу, что ножки все же следует протягивать по одежке, причитающуюся многомиллиардную часть бывшего советского долга без фатального ущерба для украинской экономики им не выплатить, и подписали соглашение об урегулировании вопросов правопреемства относительно внешнего долга и активов бывшего СССР.
«А нам все равно!» — сказали на это в Раде, отказавшись ратифицировать документ. Депутаты насчитали, что из советских активов Украине причиталось 12 млрд долларов, около 8 млрд рублей да еще 42 тонны золота. Так что пусть Россия сначала сделает то-то и то-то (дополнительно), а там посмотрим. Формально соглашение зависло в воздухе, но поскольку на тот момент капризный характер украинского Верховного Совета уже был хорошо известен (они и Устав СНГ не ратифицировали, так что технически Украина не может считаться полноценным членом Содружества, что не мешает ей пользоваться всеми преимуществами полного членства), этой помехой решили пренебречь. Тем более, что официальный Киев ввиду категорического отсутствия средств для погашения долгов депутатские требования особо не лоббировал.
Так продолжалось до конца нулевых, пока Россия не закрыла последние советские долги, в том числе 14 млрд долларов за Украину. К слову, в отличие от стран Восточной Европы или Прибалтики, западные кредиторы не простили нам ни единого цента, напротив, взяли дополнительные проценты за досрочную выплату. Вялотекущий спор двух бывших республик выливался, однако, во вполне осязаемые украинские рогатки на пути распоряжения Россией экс-советской собственностью за рубежом. За содержание недвижимости Украина, разумеется, не выделяла ни гривны, зато сумела в ряде стран нотариально оформить претензии на нее, что осложняло продажу или сдачу в аренду, а в ряде случаев — перерегистрацию на РФ.
Реанимировал спор 5 лет назад еще один большой друг России, президент Виктор Янукович, вдруг объявивший в телеинтервью, что он «нулевой вариант» не поддерживает, Украина не согласна, и советские активы должны быть поделены между всеми. Правда, тут же оговорился, что не представляет, как это теперь сделать. Москва отреагировала с олимпийским спокойствием, считая тему закрытой. На последний же киевский демарш российский МИД предложил Украине для начала выплатить немедленно компенсацию в размере 20 млрд долларов за обслуживание и погашение ее части долга, а потом уже затевать разговор о пересмотре «нулевого варианта».
Со своей стороны, премьер-министр Дмитрий Медведев предупредил, что Харьковские соглашения 2010 года («газ в обмен на флот») в новых обстоятельствах подлежат денонсации, и предложил потребовать с Украины 11 млрд долларов, полученных ею авансом в качестве скидки на газ.
Дело в том, что продление пребывания Черноморского флота в Крыму на 25 лет предусматривалось соглашением с 2017 года (до той поры действовал предыдущий договор), а скидку на поставляемый газ в размере 100 долларов за 1000 кубометров Украина авансом получала с 2010 года. Все это время Газпром фактически дотировал Нафтогаз Украины. После воссоединения Крыма с Россией продление пребывания ЧФ потеряло смысл, а у России возникла упущенная выгода в размере 11 млрд долларов, которую можно взыскать из украинского бюджета в судебном порядке.
И это не все. Денонсация Харьковских соглашений автоматически повысит на те же 100 долларов текущую цену газа для Украины, а еще у Газпрома лежит заготовленный иск в Стокгольмский арбитраж на 10 млрд по поводу недобора газа (на протяжении нескольких лет Нафтогаз закупал его гораздо меньше, чем было оговорено по условиям «бери-или-плати»).
Короче, Украине нужны деньги…